Составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 10:31, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении, обобщении и теоретическом осмыслении современного состояния законодательного регулирования рации ответственности за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, с тем, чтобы на основе критического анализа, сформулировать предложения по его совершенствованию и дальнейшему развитию.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Административная ответственность как средство регулирования общественного порядка и общественной безопасности
1.1 Понятие общественного порядка и общественной безопасности
1.2.Анализ нормативной базы, регламентирующей вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
1.3.Общая характеристика административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
Глава 2. Составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
2.1 Составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РФ
2.2 Особенности производства по делам об административных правонарушениях в области общественного порядка и общественной безопасности
2.3.Административные наказания, которые предусмотрены законом за совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в аспекте правоприменительной деятельности различных субъектов административной юрисдикции
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Кроме указанных способов правового регулирования вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности регламентируются международными нормами права.

Так, Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 10 декабря 1948 г. содержит нормы, декларирующие основные права и свободы человека, в сфере охраны общественного порядка, декларация содержит указания на возможность ограничения прав и свобод на уровне национального права. Кроме того, в ст. 28 декларации указывается на характеристику социального (общественного) порядка как неотъемлемой части права, при наличии которого могут быть в полном объеме осуществлены все права и свободы. В ст. 29 указанной декларации закреплена основа понимания категории общественного порядка через обязанность каждого перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности.

Учитывая неоспоримую значимость этого нормативного акта в ряду международных норм, можно с уверенностью утверждать, что статья устанавливает право на общественный порядок и определяет порядок реализации этого права через признание и закрепление обязанности человека перед обществом. Это положение является основополагающим в вопросах установления, закрепления и реализации прав и свобод в Российской Федерации. Продолжением реализации гарантированных прав и свобод гражданина в международном праве являются требования, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г., которая помимо установленных прав и свобод также предусматривает их ограничения в целях обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Так, в ч. 1 ст. 6 указанной Конвенции содержится возможность ограничения допуска на судебное заседание по соображениям общественного порядка прессы и публики. Ч. 2. ст. 8 содержит возможность вмешательства, в интересах общественного порядка, публичных властей в осуществление права на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции. Ч. 2. ст. 9 гласит, что свобода исповедовать религию или убеждения подлежит ограничениям которые предусмотрены законом и необходимы в интересах общественной безопасности для охраны общественного порядка. Ч. 2 ст. 10 предусматривает осуществление свободы выражения мнения в рамках формальностей, условий, ограничений или санкций, предусмотренных законом в интересах общественного порядка. Кроме этого, содержатся ограничения предусмотренные законом в отношении свободы собраний и объединений.

Подобные указания на возможность ограничения прав и свобод содержатся также в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека17.

Кроме вышеуказанных ограничений прав и свобод, данная Конвенция, указывает на возможность ограничения, в интересах общественного порядка и общественной безопасности, права на свободу передвижения и выбора места жительства (п. 3 ст. 22).

Схожие по характеру вопросы в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности отображены и в иных международных соглашениях. Так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах18 в ст. 8 устанавливает возможность ограничения в интересах общественного порядка права каждого человека создавать или вступать в профессиональные союзы для осуществления защиты своих экономических и социальных интересов.

В Международном пакте о гражданских и политических правах19 предусматривается возможность ограничения права на свободу передвижения и выбора места жительства, разглашения и опубликования информации о судебных слушаниях, право на религию и иные убеждения, порядка, здоровья и морали, право получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм что, в свою очередь может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, ограничения права на мирные собрания в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц, право каждого человека на создание профсоюзов и вступления в них для защиты своих интересов, данное право подлежит ограничениями в соответствии с законом в интересах государства, а равно и иных основных прав и свобод в целях обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Правовое регулирование охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации основывается на нормах Конституции Российской Федерации, которая закрепляет основные права и свободы личности, общества и государства, в том числе право на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности посредством которых реализуются основные права граждан.

Ст. 72 относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации защиту прав и свобод человека и гражданина; защиту прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, которые являются составляющими общественного порядка и общественной безопасности.

В главе 6 Конституции Российской Федерации изложены полномочия Правительства Российской Федерации, которое осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Что касается органов местного самоуправления, то в ст. 132 Конституции Российской Федерации указано, что они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Однако при этом Конституция, как и международное право, содержит оговорки об ограничениях, в том числе и в исследуемой сфере. В соответствии п. 5 ст. 13 запрещено создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственные изменения основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой и национальной розни.

Положения, изложенные в Конституции Российской Федерации, конкретизируются в федеральных конституционных и федеральных законах.

Так, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»20, где изложены полномочия Правительства Российской Федерации, закрепляет полномочия Правительства на участие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями

Ряд законов указывает на определенного рода ограничения, например Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»21 запрещает фиксировать ход заседания, съемку на кино и фото аппаратуру, прямую радио и телетрансляцию заседания без разрешения Конституционного Суда Российской Федерации, предусматривает проведение проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотр проносимых в зал вещей и личный досмотр. Лица, нарушающие порядок заседания, могут быть удалены из зала либо подвергнуты штрафу в установленном размере.

В отдельных законодательных актах помимо ограничений закрепляются и полномочия. Так, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»22 помимо ограничения свободы передвижения на территории, на которой введено военное положение, установления ограничения движения транспортных средств, въезда и выезда с нее, привлечения граждан к выполнению работ для нужд обороны, изъятия транспортных средств и другого необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан, в рамках охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения режима военного положения в пределах их компетенции, а также задачи обеспечения военного положения возлагаемые на Вооруженные Силы Российской федерации.

Подобные ограничения содержит и Федеральный конституционный закон от 30 мая 2005 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»23, в соответствии с которым вводится особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей, данные меры, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Основную массу нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, составляют федеральные законы, которые конкретизируют положения, закрепленные в Конституции. Особую роль среди них занимают кодифицированные акты (УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ и др.).

Нормативные правовые акты, входящие в эту группу также регламентируют запреты и предусматривают ответственность лиц за совершение определенных действий.

Например, УК РФ содержит уголовно-правовые запреты и порядок применения уголовной ответственности в отношении лиц, совершивших преступления, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Так раздел IX УК РФ уголовного кодекса предусматривает ответственность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

Нормы административного права имеют близкую природу с уголовным законом, их способ охраны общественного порядка и общественной безопасности определяется предметом административного права. В частности, гл. 20 КоАП РФ определяет виды административных правонарушений, мер ответственности, применяемых за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Данные нормы выполняют охранительную функцию, оберегая общественные отношения как в целом, так и отдельные его элементы.

Проведенный анализ федерального законодательства, регламентирующего вопросы охраны общественного порядка и общественной безопасности, практика его применения даёт основания высказать некоторые предложения.

По нашему мнению приоритетное место среди нормативных правовых актов в вопросах охраны общественного порядка их обеспечения общественной безопасности, кроме рассмотренных выше, занимают следующие:

– Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организаций законодательных (представительских) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ, «О безопасности»;

– Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;

– Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

В указанных законодательных актах отражены важные меры по укреплению общественного порядка и общественной безопасности в нашем государстве.

В целом на сегодняшний день состояние законодательства Российской Федерации в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности характеризуется высокой динамикой своего развития, множеством обновлений нормативной правовой базы во всех сферах общественных отношений государственной и общественной жизни, в том числе и в исследуемой сфере.

В развитие положений федерального законодательства уполномоченными государственными органами издаются ведомственные нормативные правовые акты, которые носят подзаконный характер.

Важной чертой радикального обновления правовой базы является утверждение приоритета прав и свобод гражданина и человека как высшей социальной ценности охраняемой государством посредством закона.

Однако действующая в настоящие время в Российской Федерации нормативно-правовая база является неоднородной. Основную её часть составляет федеральное законодательство, регламентирующее различные вопросы обеспечения функционирования государства и общества через деятельность уполномоченных государственных органов и их должностных лиц.

Возможность классифицировать и унифицировать нормы административно-правового характера, направленного на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, представляется крайне сомнительной в связи со значительным массивом нормативной информации, подлежащей анализу, её спецификой, а также невозможностью разработки единого подхода к регулированию отношений в различных сферах деятельности общества и государства.

Формирование единых требований и еденного подхода к принятию новых норм административно-правового характера, направленных на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, выработка единых подходов уже к существующей нормативно-правовой базе является одним из наиболее важных и перспективных направлений в сфере нормотворчества и развитие административного законодательства.

 

 1.3. Особенности квалификации административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

 

 

 

 

 Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Глава 20 КоАП РФ содержит 27 видов составов правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. При этом под общественной безопасностью понимается система сложившихся отношений между членами общества, включающая в себя правила взаимного поведения, общения и проживания, которые основаны на нормах нравственности и возникают под воздействием различного рода обычаев и традиций. А общественная безопасность — это некое состояние, при котором сохраняются обществе иное спокойствие, неприкосновенность личности, целостность собственности, т. е., иными словами, — нормально функционируют все общественные институты. 
Общим родовым объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения в сфере общественного порядка и общественной безопасности, которые регулируются законами и иными нормативными правовыми актами. Эти отношения связаны с охраной обществен-ного порядка и обеспечением безопасности личности, общества и государства.  
С объективной стороны указанные правонарушения заключаются в противоправных действиях и в бездействии, в нарушении или несоблюдении правил и требований, которые содержатся в правовых нормах, регулирующих отношения в сфере общественного порядка и общественной безо-пасности, в нарушении норм, направленных на обеспечение охраны и безопасности граждан, общества и государства от противоправных посягательств.  
Субъектом правонарушения в рассматриваемых сферах могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.  
Субъективная сторона может выражаться как в форме прямого умысла, так и неосторожности.  
Дела об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, рассматривают: судьи, органы государственного пожарного надзора, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.  
Правонарушителям могут быть назначены следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; административный арест. 
На первом месте в главе- мелкое хулиганство, т. е. нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан (ст. 20.1 КоАП РФ). 
Значительная часть составов административных правонарушений данной группы направлена на административно-правовую охрану правил оборота гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории РФ. Это, в частности,  
-нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст.20.8 КоАП РФ);  
- нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет (ст. 20.11 КоАП РФ);  
- стрельба из оружия в неотведенных для этого местах (ст. 20.13 КоАП РФ); нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему (ст. 20.14 КоАП РФ) и ДР 
К административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность, относятся также:  
-нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ);  
- незаконная частная детективная или охранная деятельность (ст. 20.16 КоАП РФ); 
-нарушение пропускного режима охраняемого объекта (ст. 20.17 КоАП РФ) и др. 
Ряд статей КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан за деяния, прямо или опосредованно связанные с бесконтрольным распитием спиртного, а также связанные с потреблением наркотических и психотропных веществ. 
-Это распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ) и появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ).  
А ст. 20.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность родителей и иных законных представителей несовершеннолетних за ненадлежащие выполнение или невыполнение ими своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, следствием чего является появление несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в общественных местах в состоянии опьянения.. 
Данное правонарушение посягает не только на общественный порядок и общественную безопасность, но также и здоровье несовершеннолетних. 
Особо следует выделить ст. 20.27 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию, поскольку объектом противоправного посягательства в такого рода деянии выступает не только общественный порядок и общественная безопасность, но и установленный порядок управления, хотя и в особых условиях — в условиях проведения контртеррористической операции. 
В этой связи представляется, что законодателю следовало бы, пожалуй, поместить эту статью, являющуюся новеллой законодательства об административной ответственности, вызванной реалиями современной российской жизни, в главе 19 КоАП РФ «Административные правонарушения против порядка управления» .

Информация о работе Составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность