Состав и причины административных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Предметом данной курсовой работы выступает административное правонарушение.
Цель данной курсовой работы состоит как в рассмотрении понятие административного правонарушения, его признаки и состав
Указанные цели определяют задачи исследования:
1) раскрытие понятия административного правонарушения;
2) изучение признаков административного правонарушения;
3) анализ юридического состава административного правонарушения.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................................3

1. Понятие и признаки административного правонарушения..................................................5

1.1 Понятие административного правонарушения....................................................................5
1.2 Признаки административного правонарушения................................................................10

2. Состав и причины административных правонарушений....................................................12
2.1 Проблема закрепления в законодательстве понятия состава административного правонарушения...........................................................................................................................12
2.2 Юридический состав административного правонарушения.............................................15
2.3 Причины правонарушений и борьба с ними.......................................................................20

Заключение...................................................................................................................................23

Библиографический список........................................................................................................25

Файлы: 1 файл

Административное правонарушение понятие и его признаки (Автосохраненный).docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

С.

 

Введение.........................................................................................................................................3

 

1. Понятие и признаки  административного правонарушения..................................................5

 

1.1 Понятие административного  правонарушения....................................................................5

1.2 Признаки административного  правонарушения................................................................10

 

2. Состав и причины административных правонарушений....................................................12

2.1 Проблема закрепления  в законодательстве понятия состава административного правонарушения...........................................................................................................................12

2.2 Юридический состав  административного правонарушения.............................................15

2.3 Причины правонарушений  и борьба с ними.......................................................................20

 

Заключение...................................................................................................................................23

 

Библиографический список........................................................................................................25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Основанием наступления административной ответственности  является совершение административного  правонарушения.

Понятие административного  проступка законодательно было впервые  введено в 1980 году в Основах законодательства союза ССР и союзных республик  об административных правонарушениях.

Ст. 10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.1984 года давало следующее определение административного правонарушения: «административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность».

По иному ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ раскрывает понятие административного правонарушения. Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Кодексом и другими  нормативными актами, наступает при  условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой  в соответствии с действующим  законодательством уголовной ответственности.

Понятие административного  правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, общественно  опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.1

Сущность административного  правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя  в нормах права обязательные правила  поведения, предусматривает возможность  применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность  правонарушения обусловливает ответственность  за его совершение. Отсутствие данного  признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.

Законодатель при определении  в ст. 2.1 КоАП административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность, в отличие  от понятия преступления.

Однако его вредность  констатирована большинством диспозиций норм, составляющих содержание названного Кодекса.

Тем не менее дискуссия  об общественной опасности административных правонарушений в теории административного  права продолжается. Так, в юридической  литературе высказывается мнение, согласно которому общественная опасность деяния присуща только преступлениям, а  административный проступок характеризуется  лишь вредоносностью. С нашей точки  зрения, административным правонарушениям  присуща не просто вредность или  вредоносность, а именно общественная опасность, как материальный признак  любого правонарушения.

В самом деле, трудно, просто невозможно отказать в общественной опасности административным правонарушениям, которые посягают на безопасность дорожного  движения, пожарную безопасность (в  результате этих нарушений ежегодно гибнут десятки тысяч людей), нарушают правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного охотничьего или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и многого другого. В качестве примера приведем и многие административные правонарушения, совершаемые в особых условиях: стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, техногенные катастрофы, массовые беспорядки, а также обстановка чрезвычайного положения. В последние годы возросла общественная опасность экономических административных правонарушений в налоговой, таможенной и других сферах. Объектом данной курсовой работы являются административное правонарушение, посягающее на общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного права.

Предметом данной курсовой работы выступает административное правонарушение.

Цель данной курсовой работы состоит как в рассмотрении понятие  административного правонарушения, его признаки и состав

Указанные цели определяют задачи исследования:

1) раскрытие понятия административного  правонарушения;

2) изучение признаков  административного правонарушения;

3) анализ юридического  состава административного правонарушения.

Как показывает анализ современной  юридической литературы, тема «административного правонарушения» была предметом  внимания известных российских ученых, среди которых следует назвать  имена: Липатова Э.Г., Чаннова С.Е, Честнова И.Л. Петрова М.П.

При написании курсовой работы использовались как общенаучные (методы синтеза и анализа), так и частнонаучные  методы (сравнительно-правовой метод). Сравнительно-правовой метод позволил выявить особенности соотношения  общих и специальных норм регулирующих отношения касающиеся договора аренды и отдельных его видов. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и признаки  административного правонарушения

1.1 Понятие административного  правонарушения

 

Административная ответственность  является видом государственного принуждения, результатом ее применения становится возникновение неблагоприятных  последствий для правонарушителя, ограничение прав и свобод личности2. В связи с указанными обстоятельствами науку чрезвычайно интересует вопрос об основаниях привлечения к административной ответственности.

В теории мнения о природе  и числе оснований расходятся. Так, Д.Н. Бахрах выделяет три основания административной ответственности:

нормативное (систему норм, регулирующих ответственность);

фактическое (деяние конкретного  субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые правовыми санкциями);

процессуальное (акт компетентного  субъекта о наложении конкретного  взыскания за конкретное правонарушение).3

Другие авторы склонны  выделять лишь два основания: закон  как правовое основание и правонарушение как фактическое основание административной ответственности.

Кодекс РФ об административных правонарушениях выделяет следующие  группы административных правонарушений: посягающие на права граждан; посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; в области охраны собственности; в области охраны окружающей природной среды и  природопользования; в промышленности, строительстве и энергетике; в  сельском хозяйстве, ветеринарии и  мелиорации земель; на транспорте; в  области дорожного движения; в  области связи и информатизации; в области предпринимательской  деятельности; в области финансов, налогов, сборов и рынка ценных бумаг; в области таможенного дела (нарушения  таможенных правил); посягающие на институты  государственной власти; в области  защиты Государственной границы  РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц  без гражданства на территории Российской Федерации; против порядка управления; посягающие на общественный порядок  и общественную безопасность; в области  воинского учета.

Все правонарушения согласно законодательному определению характеризуются  следующими основными чертами:

1. Административное правонарушение - это деяние, т.е. действие или  бездействие. Совершение правонарушения  в форме бездействия предполагает, что субъект правонарушения своевременно  не предпринял действий, предписанных  нормой административного права,  т.е. бездействовал. Примером правонарушения, совершаемого в форме бездействия  является правонарушение, состав  которого сформулирован в ст. 16.16 КоАП РФ: непринятие лицом, перемещающим товары и (или) транспортные средства, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств в установленный срок.

2. Административное правонарушение  всегда противоправно, т.е. нарушает  нормы действующего административного  законодательства. Зачастую в теории  подчеркивают, что административная  ответственность наступает за  нарушения норм не только административного,  но и других отраслей права.  Однако, в свете существующего  соотношения одной из ведущих  отраслей права, административного  права, и вновь выделившихся  в самостоятельные отрасли права  отдельных фактически подотраслей  административного права данное  утверждение представляется несколько  условным.

3. За указанное деяние  установлена административная ответственность.  Административная ответственность,  как мы указывали выше, может  быть установлена исключительно  КоАП РФ и законами субъектов  Российской Федерации, принятыми  в пределах их компетенции.

4. Указанное деяние совершено  физическим или юридическим лицом.  Этот признак существенно отличает  административное правонарушение  от уголовного преступления и  дисциплинарного проступка.

5. В совершении данного  деяния обязательно наличествуют  признаки вины субъекта. Вина - сознательно-волевое  отношение к совершаемому деянию, осуждаемое правом. Отсутствие вины  подразумевает неспособность или  фактическую невозможность осознать  характер и возможные последствия  совершаемого правонарушения. В  КоАП РФ ответственность юридического  лица также связывается с понятием  вины, т.е. законодателем предложена  условная конструкция вины юридического  лица, что представляется несколько  спорным, учитывая то обстоятельство, что вина - это субъективное отношение  к совершаемому деянию. Ранее  привлечение юридического лица  к административной ответственности  основывалось на идее объективного  вменения, т.е. привлечения к ответственности  независимо от доказательств  вины юридических лиц.

В качестве критерия деления  административных правонарушений на виды выступает родовой объект, т.е. общественные отношения в конкретной области  государственной и общественной жизни, государственного управления. Формально  виды административных правонарушений, в зависимости от родового объекта, объединены в КоАП в главы раздела II Особенной части.

На основе данного критерия можно выделить следующие виды административных правонарушений.

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан  (глава 5, ст. 5.1-5.44). К ним, в частности, относятся: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; вмешательство в работу избирательной комиссии, комиссии референдума; неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; нарушение порядка предоставления списков избирателей, участников референдума или сведений об избирателях, участниках референдума; незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума и др.

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое  благополучие населения и общественную  нравственность (глава 6, ст. 6.1-6.14). Они включают, в частности: сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения: незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством); незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов; потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; занятие проституцией; получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией, и ряд других.

3. Административные правонарушения  в области охраны собственности  (глава 7, ст. 7.1-7.28). Это, в частности: самовольное занятие земельного участка; уничтожение специальных знаков; нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны и др.

4. Административные правонарушения  в области охраны окружающей  природной среды и природопользования (глава 8, ст. 8.1-8.40). Эти правонарушения, в частности, включают: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; сокрытие или искажение экологической информации; порча земель: нарушение требований по рациональному использованию недр и др.

Информация о работе Состав и причины административных правонарушений