Состав и причины административных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Предметом данной курсовой работы выступает административное правонарушение.
Цель данной курсовой работы состоит как в рассмотрении понятие административного правонарушения, его признаки и состав
Указанные цели определяют задачи исследования:
1) раскрытие понятия административного правонарушения;
2) изучение признаков административного правонарушения;
3) анализ юридического состава административного правонарушения.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................................3

1. Понятие и признаки административного правонарушения..................................................5

1.1 Понятие административного правонарушения....................................................................5
1.2 Признаки административного правонарушения................................................................10

2. Состав и причины административных правонарушений....................................................12
2.1 Проблема закрепления в законодательстве понятия состава административного правонарушения...........................................................................................................................12
2.2 Юридический состав административного правонарушения.............................................15
2.3 Причины правонарушений и борьба с ними.......................................................................20

Заключение...................................................................................................................................23

Библиографический список........................................................................................................25

Файлы: 1 файл

Административное правонарушение понятие и его признаки (Автосохраненный).docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

Таким образом, понятна сложность  и дискуссионность вопроса о  причинах правонарушений. Актуальность и важность его обусловлена тем, что знание факторов, вызывающих противоправное поведение, определяют и средства их устранения. Один из вариантов осмысления в теоретической юридической  науке проблемы причин правонарушений содержится в учебнике В.К. Бабаева. В нём говорится о том, что  следует разграничивать причину, условия  и поводы правонарушения. Причина  правонарушений – это негативное явление, их вызывающее. Условия правонарушений – это отрицательные обстоятельства, формирующие причину, влияющие на нее. Поводы – это отрицательные обстоятельства ситуативного характера, являющиеся толчком, стимулом для действия причины (обида, ревность, благоприятная ситуация, невнимательность либо вызывающее поведение  потерпевшего и т.д.). Поводы провоцируют  совершение правонарушения. Причина  правонарушений – это стремление лица удовлетворить или проявить противоправным способом свои интересы, стремления, эмоции. Эта причина  сопутствует всем правонарушениям  в любое время, в любом обществе. Она существует объективно, так как  объективны противоречия общественного  развития. Условия правонарушений, формирующие причину, усиливающие  или ослабляющие ее действие, крайне разнообразны, зависят от конкретной социальной действительности того или  иного общества. Можно говорить о  следующих условиях правонарушений современного российского общества: низкий уровень материальной жизни  населения, кризис морали, низкий уровень  правовой культуры граждан, различные  виды отклоняющегося поведения (речь идет прежде всего об алкоголизме и  наркомании), несовершенство законодательства, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов и др.

Таким образом, наличие правонарушений в современном российском обществе, их характер и уровень обусловливаются  целым комплексом негативных явлений (причиной и условиями). Преодоление  такого рода явлений – это и  есть пути предотвращения правонарушений и борьбы с ними. Усилия и средства на этом поприще предстоит затратить  колоссальнейшие, но промедление здесь  обойдется каждому человеку и  обществу еще дороже.

Борьба с правонарушениями включает в себя два основных направления  – предупреждение совершения правонарушений и последовательную реализацию юридической  ответственности за уже совершенные  правонарушения. Для того чтобы предупреждать  правонарушения, необходимо воздействовать на их причины. Поскольку последние  коренятся в самом обществе, для  их устранения необходим комплекс не только специально-юридических (правотворчество, правоприменительная деятельность правоохранительных органов), но и социальных мероприятий. Для успешной работы с  правонарушениями необходимо представлять их состояние и тенденции развития. Необходимо также определить и объем  усилий как материального, так и  нематериального характера, которые  должно тратить общество, государство  на борьбу с правонарушениями.

Одним из методов такой  борьбы является юридическая ответственность  за совершение правонарушений. Меры ответственности  устанавливаются или конкретно  за каждое определённое правонарушение или в форме перечня санкций, одна из которых применяется за конкретное правонарушение, с учётом обстоятельства дела.

Юридическая ответственность  – реакция на правонарушение. Правонарушение - основание ответственности; где  есть правонарушение, там есть (должна быть) ответственность; без правонарушения нет ответственности.

Ответственности присущи  следующие функции:

·          превентивная (предупредительно-воспитательная): наказание не только является карой  за совершённое преступление, но и  имеет своей целью исправление  и перевоспитание осуждённых, а так  же предупреждение новых преступлений, как осуждёнными, так и иными  лицами

·          репрессивная (карательная)

·          компенсационная (восстановительная): взыскание с правонарушителя  причинённого вреда, компенсирует потери потерпевшей стороны, восстанавливая её имущественную сферу

·          сигнализационная

Все эти функции взаимосвязаны, проявляются в той или иной степени во всех видах ответственности, проявление одной из них невозможно без проявления других.

Уровень эффективности юридической  ответственности зависит от соблюдения ряда условий: высокой общей, политической и правовой культуры работников государственных  органов и населения; высокого качества законодательства; наличие нравственных, правовых, политических противовесов произволу власти; наличия материальных, организационных, кадровых возможностей для исполнения законов; доверия  народа к государству, его законодательным  и судебным структурам.

Юридическая ответственность  направлена на предупреждение правонарушений, воспитание уважения к закону, общественным и личным интересам и представляет собой определённые лишения для  правонарушителя, тем самым выступая своеобразным мощным охранительным  правовым механизмом, а не просто охранительным  правоотношением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Подведем основные итоги  и сделаем выводы в результате проведенного нами курсового исследования.

Согласно Кодексу административное правонарушение (проступок) представляет собой посягающее на государственный  или общественный порядок ,социалистическую собственность, права и свободы  граждан, на установленный порядок  управления, противоправное, виновное, (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством  предусмотрена административная ответственность.

Это понятие охватывает собой  конститутивные признаки административного  правонарушения. Ими являются: а) антиобщественность; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость деяния.

Исходным в характеристике признаков правонарушения является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два  аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета (например, нарушение прав охоты, неостановка  транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГАИ и т.д.).

Бездействие есть пассивное  невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и  бездействием (например, нарушение  правил охраны водных ресурсов).

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим  вред интересам граждан, общества и  государства. Какое деяние в рамках института административной ответственности  является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет  отношение к содержанию признаков  административного правонарушения.

Противоправность заключается  в совершении деяния, нарушающего  нормы права. Эти нормы могут  принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут  быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном  проезде не исполняется договор  перевозки, при уклонении от уплаты налога - нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного  правонарушения и повлечь административную ответственность.

Виновность деяния означает, что оно совершенно умышленно  или по неосторожности. Наличие вины - обязательный признак административного  правонарушения, отсутствие вины исключает  признание деяния административным правонарушением, в том числе, при  его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.

Признаки административного  правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание  этого вопроса имеет не столько  теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков  может отсутствовать состав административного  правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение  правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Понимание состава административного  правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от смежных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юридическим критериям  элементов их составов.

В законодательстве отсутствует  понятие состава административного  правонарушения, но его содержанием  обосновывается правомерность и  сущность такого понятия. Состав административного  правонарушения - совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может  повлечь административную ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.  Конституция Российской  Федерации: офиц. текст. - М. : Приор.

2. Кодекс российской федерации об административных правонарушениях (коап РФ). от 30.12.2001 N 195-ФЗ // действующая редакция от 15.11.2013

3. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 22.11.1993, N 47, ст. 4531.

4. Серков П.П. // Длящиеся административные правонарушения "Российская юстиция", 2007, N 7.

5. Липатов Э.Г., Чаннов С.Е.  // Административное право. Курс лекций. Учебное пособие для вузов. М., 2006.

6. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. // Административное право: Учебник для юридических вузов. М.: Эксмо, 2005.

7.  Аверина Е.А. // Административное право России в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2005.

8. Бахрах Д.Н, Россинский Б.Н Старилов Ю. Н. // Административное право. М., 2009.

9. Н.М Конин Административное право России. М., 2008.

10. Л.Л. Попова // Административное право. Учебник, М., 2005.

11. Бочаров С.Н., Зубач А.В., Костенников М.В., Куракин А.В., Сальников  М.Г., Тюрин В.А //. Административная юрисдикция: Учебное пособие. М.: МосУ МВД России; Изд-во "Щит-М", 2005.

12. Честнов И.Л. Институт административных правонарушений в системе права: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1994.

13. Алехин А.П., Кармолицкий  А.А., Козлов Ю.М. Административное  право Российской Федерации. М.: Зерцало; Теис, 1996.

14. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/priznaki-a-pravonarusheniya.html

15. http://lawtoday.ru/razdel/biblo/advokat/038.php

16. http://www.consultant.ru/popular/koap/

 

 

 

 

 

 

1 Липатов Э.Г., Чаннов С.Е.   // Административное право. Курс лекций. Учебное пособие для вузов. М., 2006.

2 Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. // Административное право: Учебник для юридических вузов. М.: Эксмо, 2005.

3 Бахрах Д.Н, Россинский Б.Н Старилов Ю. Н. // Административное право. М., 2009.

4 Бочаров С.Н., Зубач А.В., Костенников М.В., Куракин А.В., Сальников М.Г., Тюрин В.А //. Административная юрисдикция: Учебное пособие. М.: МосУ МВД России; Изд-во "Щит-М", 2005.

5 Н.М Конин Административное право России. М., 2008. С 71.

6 Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учебник для юридических вузов. М.: Эксмо, 2005. С. 288

7 Бочаров С.Н., Зубач А.В., Костенников М.В., Куракин А.В., Сальников М.Г., Тюрин В.А. // Административная юрисдикция: Учебное пособие. М.: МосУ МВД России; Изд-во "Щит-М", 2005. С. 12.

8 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. // Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало; Теис, 1996. С. 275.

9 Аверина Е.А.// Административное право России в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2005. С. 136.

10 Административное право. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005. С. 114.

11 Серков П.П. Длящиеся административные правонарушения / "Российская юстиция", 2007, N 7.

12  Овчарова Е.В. // Административная ответственность юридических лиц: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2001. С. 13.

13 Белова Л.В. Вина юридического лица по административному праву // Вестник Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2007. N 4.

14 Липатов Э.Г., Чаннов С.Е.   // Административное право. Курс лекций. Учебное пособие для вузов. М., 2006. С. 93.

 


Информация о работе Состав и причины административных правонарушений