Шпаргалка по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 12:44, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и способы образования права.
Право - совокупность юридических норм, принятых государством для управления социальными отношениями в обществе.
Первой формой права - правовой обычай — обычай, санкционированный государством. По содержанию он остается тем же самым правилом поведения, но обретает возможность государственно-принудительной реализации: если не сработает сила привычки, к делу подключится государство. Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:
а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

Файлы: 1 файл

pravo.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

30.Гос дума РФ как  орган законодательной власти.

Согласно ст.104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. 
 
Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. 
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. 
 
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: 
 
а) федерального бюджета; 
 
б) федеральных налогов и сборов; 
 
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 
 
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; 
 
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; 
 
е) войны и мира.

31. Компетенция Правительства РФ.

Правительство РФ в пределах своих полномочий: 1)организует исполнение законодательства РФ и международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением и принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ; 2)организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; 3)осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; 4)обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; 5)формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; 6)реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Правительство РФ вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также другие органы при Правительстве РФ.

Свои полномочия Правительство РФ реализует прежде всего через правовые акты, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, издает постановления и распоряжения: 1)имеющие нормативный характер - в форме постановлений Правительства РФ; 2)по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера - в форме распоряжений Правительства РФ.

Деятельность Правительства РФ и организацию контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений обеспечивает Аппарат Правительства РФ.

 

32. Понятие, предмет и  метод административного права.

Административное право – отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, т. е. в процессе государственного управления. Предмет административного права включает: 1)управленческие отношения, имеющие государственное содержание – в сфере исполнительной власти (внешние); 2)внутриорганизационные отношения в органах ветвей власти и иных государственных органах (внутренние). Эти отношения образуют область государственного управления, в рамках которой субъекты государственного управления и прежде всего органы исполнительной власти реализуют задачи, определенные законодательством РФ в пределах своей компетенции. Метод правового регулирования - определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Методы: 1) Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. 2) Запреты - фактически те же предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. 3) Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Согласно другой классификации в теории права выделяются два основных метода правового регулирования: 1) Императивный метод правового регулирования — это метод властных предписаний, характерный прежде всего для административного права. 2) Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).

 

33.Общая характеристика  и принципы государственного  управления.

Управление -- внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления). Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда» определялись следующими характеристиками: а) государственное управление -- конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти; б) государственное управление -- деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство); в) государственное управление -- прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления; г) государственное управление -- исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.  д.) государственное управление -- подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности. Под принципами понимаются теоретические положения, идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы государственного управления отражают наиболее существенные стороны организации и управления.

34. Субъекты административного  права (классификация и общая  характеристика).

Субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти. Условия, при которых субъект административного права может стать субъектом административно-правовых отношений, это: 1)наличие административно-правовых норм, предусматривающих права и обязанности субъекта; 2)наличие оснований возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений; 3)административная правоспособность(установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения) и административная дееспособность(способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно- правовых отношений). Субъекты административного права классифицируются по следующим видам: индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, наделенные специальным административно-правовым статусом (включая государственных служащих в определенных случаях). 
К коллективным субъектам относятся органы исполнительной власти, структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией, государственные организации (предприятия, учреждения и их объединения, государственные корпорации), органы местного самоуправления, а также общественные объединения (партии, союзы, движения и т.п.).

35. Граждане РФ как  субъекты административного права.

Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства. Совокупность прав, обязанностей и ответственности физического лица в административном праве образуют его административно-правовой статус. Действующее законодательство называет такие виды гражданства, как: 1)гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; 2)иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства; 3)двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства; 4)лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. К принципам гражданства относят: равенство независимо от основания приобретения, единство гражданства, открытый и свободный характер гражданства, добровольность решения вопроса о гражданстве. Гражданство приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам РФ. Гражданство может быть прекращено вследствие выхода из гражданства или по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам РФ.

36. Органы исполнительной  власти как субъекты административного  права.

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением. Орган исполнительной власти обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетенция не производна от компетенции иного органа), функционально (осуществляет управленческие функции в определенной сфере жизни общества в соответствии с его компетенцией). Правосубъектность органа исполнительной власти возникает одновременно с его образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с упразднением. Образование, структура, порядок деятельности и компетенция органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности) определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Органы исполнительной власти обладают следующими признаками: 1)осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность; 2)наделены оперативной самостоятельностью; 3) имеют, как правило, постоянные штаты; 4)образуются вышестоящими органами; 5)подотчетна и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

37. Формы и методы государственного  управления.

Под формой госуд. управления понимается внешне-выраженное действие органа исполнительной власти либо соотв. должностного лица, осуществленное в рамках их компетенции и влекущее за собой определенные юридические последствия. Правовые формы выражаются в след. действиях: 1)издание правовых актов управления; 2)заключение административных договоров; 3)госуд. регистрация; 4)действие, удостоверяющие в установленной форме факты, имеющие юрид. значение. Классификация форм госуд. управления: 1)по содержанию: а)правотворчество; б)правоприменение. 2)по целенаправленности: а)внутренние формы; б)внешние формы. 3)по способу выражения: а)словестные(письменные и устные), б)конклюдентные(сигналы, жесты). Метод госуд. управления – это совокупность приемов и способов достижения управленческих задач. Признаки методов госуд. управления: 1)методы гос. упр. связаны с прямым достижением его цели; 2)методы гос. упр. выражают управляющие воздействие субъектов исполнительной власти(должностных лиц) на соотв. объекты (граждан и юрид. лиц). 3)методы гос. упр. выражают соотв. компетенцию органов испол. власти и должностных лиц. 4)специфика применения конкретного метода гос. упр. зависит от особенности объекта управления (физ. лицо или  юрид. лицо). 5)метод гос. упр. всегда выражает конкретные властные полномочия органа гос. упр. или должностного лица. Все методы гос. упр. могут быть сведены в две наиболее универсальные группы: а)методы убеждения, б)методы принуждения.  

38. Понятие и виды административных  правонарушений.

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Виды:

1)В зависимости от сферы  совершения: совершенные в экономической  сфере, совершенные в административно-политической  сфере, совершенные в социально-культурной сфере.

2)В зависимости от  родового объекта посягательства: посягающие на государственный  порядок, на общественный порядок, на общественную безопасность, на  права граждан и здоровье населения, на собственность, на установленный порядок управления, на другие объекты.

3)В зависимости от  характера деяния: совершенные в  форме действия и совершенные  в форме бездействия.

4)В зависимости от  субъекта правонарушения: совершаемые  индивидуальным субъектом, юридическими  лицами, как индивидуальным субъектом, так и юридическими лицами.

5)В зависимости от  формы вины: совершенные умышленно  и по неосторожности.

6)В зависимости от состояния  физического лица, совершившего  правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями.

Информация о работе Шпаргалка по "Праву"