Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 19:18, шпаргалка

Описание работы

Понятие и характерные черты государственного управления.
Государственное управление (ГУ) (в широком понимании) - регулирующая деятельность государства в целом.
ГУ (в узком понимании) – административная деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Файлы: 1 файл

Ap_otvety_1.doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)

Министерства Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности при верховенстве единоначалия. Федеральные министры и другие руководители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации назначаются Президентом РФ. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов (ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Руководители федеральных министерств и иных органов исполнительной власти РФ издают свои приказы в пределах компетенции каждого из этих органов, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ. Коллегии этих органов обсуждают и решают на регулярно проводимых заседаниях основные вопросы их компетенции, Председателями коллегий являются руководители упомянутых органов. Решения коллегий приводятся в жизнь приказами этих руководителей.

 

12. Правительство Российской Федерации как основное звено системы исполнительной власти.

Правительство РФ является органом, осуществляющим исполнительную власть Российской Федерации (ч. 1 ст. 110 Конституции). Конечно, исполнительную власть в стране осуществляет не только Правительство, но именно оно ответственно перед народом, главой государства, парламентом за надлежащее функционирование единой системы исполнительной власти, за реализацию этой властью конституционных задач, принципов, механизмов жизнедеятельности гражданского общества.

Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти в стране. Возглавляя единую систему исполнительной власти, Правительство руководит работой федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, контролирует их деятельность. Это выражается в его полномочиях по определению структуры этих органов, назначению их руководителей, утверждению положений об этих органах, отмене или приостановлению их незаконных актов, установлению порядка создания и деятельности территориальных органов федеральных министерств и ведомств.

В отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Правительство также реализует полномочия высшего исполнительного органа государственной власти. Издавая общеобязательные как для федеральных, так и для региональных органов нормативные акты, Правительство обеспечивает единство системы исполнительной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации, разрешает споры и устраняет разногласия между органами исполнительной власти федеральными и субъектов Федерации.

Правительство вправе образовывать иные государственные органы, реализующие функции и полномочия в сфере исполнительной власти, — органы Правительства и органы при Правительстве, а также создает федеральные учреждения и предприятия, обеспечивающие исполнение полномочий федеральными исполнительными органами.

Правительство РФ является федеральным органом исполнительной власти. Конституция не раскрывает понятия системы федеральных органов исполнительной власти, не устанавливает их полный Перечень, виды и особенности правового положения. Конституционный Суд РФ в постановлении от 27 января 1999 г. по делу о толковании ст. 71 (п. «г»), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1) Конституции РФ определил, что в систему федеральных органов исполнительной в ласта) входят Правительство, министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции, закона о правительстве и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся организации и функционирования системы федеральных органов исполнительной власти, Президент может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г. в систему федеральных органов исполнительной власти входят: министерства Российской Федерации (федеральные министерства); государственные комитеты Российской Федерации; - федеральные комиссии России; федеральные службы России; российские агентства; федеральные надзоры России; иные федеральные органы исполнительной власти. Министерство Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в этой сфере деятельность иных федеральных. органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).

Государственный комитет Российской Федерации, федеральная комиссия — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Возглавляет государственный комитет и федеральную комиссию председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор), российское агентство — генеральный директор, федеральный надзор — начальник, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Правительством РФ.

Точный перечень и наименование органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти, устанавливаются в Указе Президента РФ «О структуре федеральных органов исполни: тельной власти», который утверждается при формировании Правительства. В этом указе определяются также те федеральные органы исполнительной власти, руководство которыми непосредственно осуществляет Президент. Это органы, ведающие вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Правительство в отношении них осуществляет функцию координации, что, впрочем, не освобождает от выполнения его указаний. Перечень федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти может изменяться в процессе административных реформ путем создания новых органов, преобразования или ликвидации существующих. При этом Президент и Председатель Правительства ограничены в своих действиях положениями федерального закона о федеральном бюджете и федеральных законов, закрепляющих правовое положение конкретных федеральных министерств и ведомств.

Правительство является коллегиальным органом государственной власти. Это выражается, во-первых, во внутреннем организационном строении Правительства, состоящего из его членов; во-вторых, в порядке принятия решений Правительством, важнейшие из которых могут приниматься исключительно на его заседаниях путем достижения общего согласия всеми его членами или голосования; в-третьих, в механизме политической ответственности Правительства — коллективной отставке, означающей прекращение деятельности всех членов Правительства.

Правительство является органом исполнительной власти общей компетенции. Оно вправе рассматривать и принимать решения по любым вопросам, находящимся в ведении федеральной исполнительной власти, если даже они непосредственно не указаны в качестве Полномочия, принадлежащего Правительству.

Многие решения Правительства основаны на нормах, закрепляющих не полномочия, а общий статус Правительства, его функции. Одним из признаков юридической фиксации обшей компетенции является п. «ж» ч. 1 ст. 114 Конституции, согласно которому Правительство осуществляет иные Полномочия, возложенные не него Конституцией, федеральными законами и указами Президента.

 

13. Правовое положение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Каждый из 85 субъектов Федерации имеет собственную систему органов исполнительной власти, которую они формируют самостоятельно (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), в соответствии с основами конституционного строя государства. 

Адм-правовое положение заключается в:

а) принадлежащие этим органам полномочия осуществляются ими самостоятельно;

б) исполнительная власть в системе органов государственной власти субъекта Федерации представлена высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации;

в) конституцией (уставом) субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта, возглавляющего его высший исполнительный орган государственной власти;

г) высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа) избирается по представлению Президента РФ законодательным органом государственной власти субъекта на срок не более пяти лет;

д) порядок выборов высшего должностного лица определяется законом субъекта Федерации, а их дата назначается постановлением законодательного органа субъекта;

е) законодательный орган субъекта Федерации устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью субъекта; утверждает представляемые высшим должностным лицом программы социально-экономического развития субъекта, а также бюджет субъекта и отчет о его исполнении; утверждает схему управления субъектом; определяет структуру высшего исполнительного органа государственной власти; назначает на должность и освобождает от должности отдельных должностных лиц (по представлению высшего должностного лица); оформляет решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу;

ж) наименование высшего должностного лица устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта (отсюда – президент, губернатор, мэр и т.п.);

и) высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта законопроекты о введении и об отмене налогов, освобождении от их уплаты; другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта;

к) высшее должностное лицо субъекта Федерации обязано обнародовать закон либо отклонить его в срок, не превышающий 14 дней с момента поступления закона. Большинством не менее двух третей депутатов отклоненный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции, причем высшее должностное лицо не вправе повторно отклонить его;

л) высшее должностное лицо вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Федерации в случае принятия нормативных актов, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации и субъекта, если противоречия установлены соответствующим судом и не устранены в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;

м) предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица (отставка, отрешение от должности и т.п.).

Высшее должностное лицо субъекта Федерации издает правовые акты – указы (постановления) и распоряжения. Правовые акты издает также высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации.

 

14. Общественные объединения как субъекты административного права.

Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно - путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Признаки:

• образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;

• не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты; 

• действуют от своего имени;

• не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

В соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством в основе создания и деятельности  общественных объединений лежат следующие принципы: добровольность, законность, равноправие, самоуправление.

В зависимости от организационно-правовых форм:

Общественной организацией является основанное на добровольном членстве общественное объединений, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд — это один из видов некоммерческих объединений не имеющих членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных законом поступлений для его использования на общественно полезные цели.

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, созданное с целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам его участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"