Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 19:18, шпаргалка

Описание работы

Понятие и характерные черты государственного управления.
Государственное управление (ГУ) (в широком понимании) - регулирующая деятельность государства в целом.
ГУ (в узком понимании) – административная деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Файлы: 1 файл

Ap_otvety_1.doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ЭКЗАМЕНУ

  1. Понятие и характерные черты государственного управления.

Государственное управление (ГУ) (в широком понимании) - регулирующая деятельность государства в целом.

ГУ (в узком понимании) – административная деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

ПРИЗНАКИ ГУ

    1. исполнительно-распорядительная деятельность по применению конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров и иных нормативно-правовых актов
    2. подзаконное правотворчество
    3. осуществляется в важнейших сферах жизнедеятельности государства и общества
    4. непрерывная деятельность
    5. направленность на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, государственного интересов, общественного порядка и безопасности
    6. осуществление специальными органами исполнительной власти
    7. осуществление в пределах, установленных законом
    8. строится на основе вертикальных и горизонтальных связей и отношений
    9. многообразие организационных форм
  1. Государственное и муниципальное управление как объект административного права.

Государственное управление является одним из важнейших видов государственной деятельности. От других видов государственной деятельности, таких как осуществление государственной власти, правосудие, прокурорский надзор, государственное управление отличают определенные признаки.

К их числу относят:

- государственно-властный характер;

- исполнительно-распорядительный  характер;

- подзаконный характер;

- подконтрольность органам государственной власти;

- наличие специального субъекта (органов государственного управления);

-непосредственное руководство  отраслями народного хозяйства, социально - культурного строительства и административно - политической деятельности.

Государственное управление как объект административно-правового регулирования.

Государственное управление невозможно без авторитета, т.е. установление неравенства сторон.

Государственное управление является разновидностью социального управления, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличающий от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.).

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

Правовое регулирование государственного управления - это деятельность государства по организации государственных органов и установлению правил их функционирования (деятельности).

Его предназначением является упорядочение целепологания, функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов. Государственное управление - это один из видов деятельности государственных органов РФ по осуществлению государственной власти, реализации государственно-властных полномочий.

Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, т.е. общественным признанием. Согласно ст. 10 и 11 Конституции, государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Основные понятия на этот счет сформулированы в Федеральном законе от 24 июня 1999г. “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ”.

Ветви власти взаимосвязаны, но в то же время характеризуются определенной самостоятельностью. Каждый государственный орган выполняет предназначенную ему часть работы по реализации государственных функций. В России государственную власть осуществляют: Президент РФ; Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); Государственный Совет (совещательный орган); Правительство РФ; представители Президента в Федеральных округах; краевые и областные администрации; суды РФ.

Местные органы самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции), хотя тоже принимают участие в государственном управлении.

Таким образом, государственное управление, как понятийная категория может употребляться как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле государственное управление осуществляется всеми «ветвями власти». С позиции узкого, административно-правового значения слова государственное управление присуще специальным исполнительным структурам (органам государственного управления). Суть данной деятельности состоит во властно-организующем характере. Она направлена на непосредственное практическое, непрерывное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Государственное управление осуществляется от имени государства государственными органами, которые принято называть органами исполнительной власти, деятельность которых реализуется на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного функционирования государства и его аппарата.

  1. Понятие и характерные черты исполнительно-распорядительной деятельности.

ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вид деятельности государственных органов исполнительной власти и органов системы местного самоуправления (глав муниципальных образований и подразделений их аппарата). Направлена на организацию исполнения законов. В необходимых случаях сопровождается принятием своих нормативных правовых актов в дозволенных законом рамках. Выражается также в распоряжении соответствующей собственностью и в распорядительных действиях, адресованных объектам, должностным лицам и гражданам, вступающим в данной сфере в общественные отношения. Понятие широко использовалось раньше, в настоящее время применяется редко. (С. А.)  

Государственное управление включает исполнительную и распорядительную деятельность органов управления. Исполнительный характер государственного управления проявляется в исполнении, претворении в жизнь законов и других нормативных актов. Осуществляющие его органы государственного управления составляют исполнительный аппарат государства, который создается специально для проведения в жизнь принимаемых решений. Одновременно для государственного управления характерна и такая черта как распорядительство. В процессе осуществления управления субъекты государственного управления наделяются и используют предоставленные им распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, обязательных для исполнения, а также применяют соответствующие меры государственного принуждения.

 

4. Предмет административного права. Метод и средства административно-правового регулирования.

Предмет административного права – совокупность общественных отношений, регулирующая систему общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления, а также при осуществлении административного судопроизводства.

    1. отношения, возникающие при осуществлении регулятивной деятельности
    2. отношения, возникающие при осуществлении охранительной деятельности
    3. отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства судами

Метод – система средств воздействия на поведение и волю участников общественных отношений в сфере государственного управления и охраны правопорядка.

      1. Предписание –возложение обязанности совершить определенные действия.
      2. Дозволение – разрешение совершать определенные действия или воздержаться от них по усмотрению субъекта права, которое предполагает свободное волеизъявление
      3. Запрет – возложение обязанности воздержаться от совершения определенных действий.

5. Система и источники административного права.

ИСТОЧНИКИ АП

  1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВО
    1. Конституция РФ
    1. Материальные общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ
    2. ФКЗ
    3. ФЗ
    4. НПА Президента РФ
    5. НПА Правительства РФ
    6. НПА федеральных органов исполнительной власти
    7. НПА иных гос. Органов
    8. Судебные акты
  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РФ
    1. Конституция и уставы субъектов РФ
    2. Законы субъектов РФ
    3. НПА высших должностных лиц и высших органов исполнительной власти субъектов РФ
    4. НПА органов исполнительной власти субъектов РФ
  1. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
    1. Устав муниципального образования
    2. Решения, принятые населением на референдуме
    3. НПА представительных органов муниципального образования
    4. НПА главы муниципального образования
    5. НПА местной администрации

6. Место административного права в правовой системе России. Отграничение административного права от смежных отраслей права.

Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Сущность административного права:

– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;

– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;

– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

В основе разделения отраслей права лежит предмет правового регулирования. В административном праве он включает в себя:

– управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления;

– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры;

– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера в сфере негосударственных образований.

Воздействие административного права на общественные отношения:

– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;

– определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;

– устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);

Методы административного права: 1)метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

2) метод рекомендации, при котором  обязательных для исполнения  указаний не дается, но предлагается  вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;

3) метод согласования характерен  лишь для субъектов, не находящихся  в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть  неравноправны, например согласование  порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"