Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:03, шпаргалка

Описание работы

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е.

Файлы: 1 файл

билеты ап.docx

— 123.06 Кб (Скачать файл)

6. Исполнительная власть реализует исполнительно-распорядительную деятельность, в процессе осуществления которой издается огромное количество распоряжений — административных актов.

7. Принудительность, опора на силу,

8. иерархичностьпостроения сис-мы оив

9. подзаконность  издаваемых оив нпа

10. подконтрольность.

основные функции  современной исполнительной власти:

1) исполнительная (правоприменительная), т. е. функция исполнения Конституции  РФ, федеральных законов и законов  субъектов РФ;

2) «правозащитная», т.  е. соблюдение и защита прав  и свобод человека и гражданина.

3) социально-экономическая,  т. е. создание условий для  развития хозяйственного строительства,

4) функция обеспечения законности  и соблюдения конституционного  порядка в стране;

5) регулирующая, в рамках которой  осуществляются многие функции  государственного управления: руководство,  контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т. д.;

6) нормотворческая, в соответствии  с которой органы исполнительной  власти осуществляют деятельность  по принятию нормативных актов

7) охранительная (юрисдикционная), означающая, что органы исполнительной  власти законодательно наделены  полномочиями по применению к  юридическим и физическим лицам  мер государственного (административного)  принуждения

Субъекты ив

- гос орг ив – федер  и регион

- их долж лица

ИВ и ГУ не тождеств ив осущ гу но не всегда гу осущ ив.

В2 Судебный контроль за законностью осуществления ИВ

Основное содержание судебного  контроля в сфере публичного управления заключается в нормоконтроле, т. е. граждане РФ и иные уполномоченные лица могут оспорить в судах нормативные и индивидуальные правовые акты. Нормоконтрольная деятельность осуществляется судами посредством конституционного, административного, гражданского и арбитражного судопроизводства.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 46) устанавливает  право граждан обжаловать в суд  решения органов государственной  власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  и муниципальных служащих, если они  нарушают права и свободы граждан. По общему правилу в судах общей  юрисдикции рассматриваются все  дела об оспаривании нормативных  правовых актов, кроме тех, проверка законности которых отнесена законодательством  к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ. К делам, подведомственным судам общей юрисдикции, относятся, например, дела о признании противоречащими  федеральным законам законов  субъектов РФ, иных нормативных правовых актов. Вместе с этим в отличие  от общего правила федеральными законами может специально устанавливаться  подведомственность арбитражным судам  дел по проверке законности конкретных нормативных актов, регламентирующих деятельность неограниченного круга  лиц. Например, в соответствии со ст. 138 ч. 1 НК РФ судебное обжалование организациями  и индивидуальными предпринимателями актов (в том числе нормативных) налоговых органов производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд. Решение по делу о признании нормативного правового акта противоречащим закону или сообщение о таком решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт.

 

Б4

В1 Предмет метод и система АП

Ап РФ – это отрасль публичного права, представляющая собой совокупность императивных норм права, регулирующих общественные отношения которые возникают, изменяются, прекращаются в процессе реализации г-вом ф-й гу.

Предмет ап - это совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности государственной администрации (органов исполнительной власти), муниципальной администрации (исполнительных органов местного самоуправления) и административного судопроизводства.

В предмете административного права  России четко выделяются три группы общественных отношений, возникающих  при осуществлении:

регулятивной, созидательной деятельности публичной администрации;

охранительной деятельности публичной администрации; административного  судопроизводства судами.

Метод АП – это сов-ть правов приёмов кот-ми осущ регулир  обществ отнош-й, составляющих предмет  ап.

3 метода

- императивный – гос-но  властн предписаний – неукоснит  соблюдение указаний гос орг

- диспозитивный – рекомендательный:

согласование 

координация

3 способа правов регулир:

а) предписания – возложение прямой юр обяз-ти совершать те или  иные действия в усл предусм правов нормой(пдд)

б) запреты – возлож прямой юр обяз-ти не соверш те или иные действия предусм правов нормой

в) дозволение – юр разрешение совершать в усл предусм прав нормой те или иные действия, либо воздерж  от их соверш.

Ф-ии Ап:

- устан адм правов полож (статуса) гр-на

- правов обесп осущ  исп власти- управленч процесса

- закр и совершенств  правов основ орг-ии гу

- регул адм-правов защиты  прав своб и интересов субъектов  ап

Принципы ап:

- законность справедливость  гуманность

Сис-ма АП

Система административного  права делится на общую и особенную  части. Общая включает общие для  государственной администрации  регулятивные и охранительные нормы  и нормы, регулирующие административное судопроизводство. Она в свою очередь  делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные. Особенная  часть состоит из специальных  регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных  сферах функционирования публичной  исполнительной власти.

Общ часть вкюч 2 группы институтов

- админ-правов статусы  гр-н, гос служ, общ объед, формы  и мет воздейств гос и мун  исп орг власти

- обесп законности деят-ти  оив и их дл, принуждение по  ап, адм судопроизводство

Особенная часть

- адм-полит деят-ть по  обесп безоп-ти гр-н,

- орг-но хоз деят-ть  гос и мун исп власти

- соц культ деят, осущ  соц программ гос и мун ив

- деят-ть ив по осущ  политич эклоги и др связей  с др транами.

В2 Контроль в гу. Виды контроля.

В системах социального управления контроль — важнейший вид обратной связи

Содержание контроля состоит из:

-наблюдения за функционированием  подконтрольных объектов, получения  объективной информации о выполнении  ими правил и поручений, их  состоянии.

-анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки  прогнозов; 

-принятия мер по предотвращению  нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба

учета конкретных нарушений, определения  их причин и условий;

выявления виновных, привлечения  их к ответственности.

В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяются  законность и целесообразность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности. Надзор — это суженный контроль. Внешний  контроль за государственной администрацией осуществляется извне всеми иными  государственными органами: Президентом, законодательными органами, судами, прокуратурой. В самой государственной администрации  существуют разные организационно-правовые формы внутреннего контроля. По времени  осуществления различаются контроль предварительный (например, при лицензировании), текущий (в процессе деятельности) и  последующий.

 

Б5

В1 Понятие структура  и виды административно-правовых норм.

Норма АП это формально  закр правило поведения пост или  временного характера, рассчит на неоднократное примен, распростр-ся на персонально-неопред круг его исполнителей, предусматривающий за его нарушение применение мер гос-но правового воздействия, регулирующее упорядочивающее обществ-е отношения, склад-е в сфере гу.

Структкра АПН – это  логически упорядоченные элем-ты содержания прав нормы.

- гипотеза – содержит  условия, при которых может  применяться данная норма

гипотеза может быть абсолютно  определ (абсолюно определены условия) и относительно определ-й (явл общей для нескольких статей обычно отражается в преамбулах)

- диспозиция – это  формулировка должного поведения,  смысл АПН

простая диспозиция прямо  указывает на деяния (кража)

сложн диспозиция

а) описательная диспозиция(не просто называет само правило поведения, но и даёт его описание)

б) бланкетная диспозиция (не даёт описание деяния, а отсылает к  другой части либо статье того-же нпа)

в) отсылочная дисп (отсыл  к другому нпа)

- санкция – неблагоприятн  последствия правового характера,  выраженные через меру принуждения  за наруш диспозиции. Санкции  бывают административными и дисциплинарными.

+абсол опред санкц  – санкц в виде меры гос  принуждения предполаг 1 вид наказ  и 1 его размер

+относит опр санк предусм  1 вид наказ и относит опред  его размер

+альтернативн санкция  в кач-ве наказания предусм  альтернативн виды наказ

Классификация АПН:

=по юр содержанию

а) матер АПН закрепл  комплекс прав обяз отв-ти адм-правов статус участников отношений 

б) процессуальн АПН предусм  общ правила порядок процедуру  реализации мат норм

=по юр предписанию

а) обязывающая – содерж предписания субъектам действовать  в предусм нормой условиях, опр  образом, указ-м нормой

б) запрещающая – содерж предписания указ-е на недрпустим соверш действий указ-х в норме, в условиях ук-х нормой

в) уполномочивающая содер  предписания, позволяющ субъектам  избирать в его пределах вариант  поведения 

г)стимулирующая содер  предписание напр на создание материальн или моральн заинтересованности субъектов в результатах их деят-ти

=по характеру диспозиции

а) императивные

б) диспозитивные

= по степени общности  изложения

а)общие (распространяются на всех)

б)специальные (на опр круг лиц или при опр обстоятельствах)

= по полноте изложения:  описательные , ссылочные, бланкетные

=спос изложения

а)словесный писм и устн

б)бланкетный через знаки.

В2 Способы обеспечения  законности и дисциплины в гу.

В настоящее время и в ближайшем  обозримом будущем число действующих  подзаконных актов будет значительным. А значит, сохранится и такая особенность  режима законности, как подчинение администрации нормам, которые она  сама выработала, а также содержащимся в других подзаконных актах. Как  правило, орган, принявший юридическую  норму, вправе ее отменить, изменить, но он не вправе нарушить ее путем принятия правоприменительного акта. И тем  более такая подзаконная норма  обязательна для нижестоящих  органов и организаций. Все более  возрастает роль международных, государственно- правовых и административных (между  административно-территориальными единицами, между разными управленческими  звеньями и др.) договоров. Обеспечение  их неукоснительного исполнения —  важная задача административных структур.

Таким образом, важная особенность  законности — необходимость соблюдения наряду с законами международных  и ряда иных договоров, подзаконных  норм, в том числе и тех, которые  изданы самой государственной администрацией.

Последовательная и строгая  реализация законности предполагает наличие  соответствующей системы ее гарантий. Только реальное разделение властей, а  также существование независимых  от правящей партии, государства средств  массовой информации,наличие у государства  необходимых ресурсов, так и фактическую  гарантиро- ванность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, правовая культура должностных лиц и граждан, правосознание.

К числу общих условий законности относится и состояние системы  законодательства (юридические предпосылки). Речь идет о качестве законов, полноте  правового регулирования, процессуальном обеспечении материально-правовых предписаний, закреплении системы  эффективных гарантий.

Специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения законности —  контроль и принуждение.

 

Б6

В1 Источники АП

Источниками административного  права являются акты государственных  и муниципальных органов, в которых  содержатся административно-правовые нормы. Важнейшая особенность отрасли  административного права — разнообразие и множество источников юридических  норм.

Все источники российского  административного права можно  поделить на два типа в зависимости  от того, кто их принял: 1) акты российских органов публичной власти; 2) акты, принятые без участия или с  участием российских органов публичной  власти.

Фактически источниками административного  права могут быть акты всех органов  публичной власти, существующие в  Российской Федерации. Акты правосудия все чаще становятся источниками  административного права. Они могут  двумя способами влиять на систему  норм. Во-первых, признавая незаконными  или неконституционными действующие  нормы, и тем самым прямо или  косвенно отменяя, изменяя их (судебный, нормоконтроль). Во- вторых, в тех  случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов  являются обязательными для судов  той же или низшей инстанции (судебный прецедент). Есть два вида актов правосудия как источников права:

а) акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и  арбитражных судов, которые могут  признать подзаконные акты не соответствующими закону или решениям вышестоящих  органов вплоть до постановлений  Правительства РФ;

б) акты правосудия, которые признаны источниками административного  права, — постановления Конституционного Суда РФ.

К актам второго типа относятся: акты органов государственной власти бывшего СССР (их количество с каждым годом уменьшается и только очень небольшая группа таких актов продолжает еще действовать); акты международных органов (ООН, Совета Безопасности, Европейского Суда и др. ); международные договоры.

Шестая особенность СИАП связана со сложностью система- тизации  административно-правовых норм и невозможностью их единой кодификации.

3 формы систематизации

- кодификация, инкорпорация (объед и располож в систематич  порядке норм по важнейшим  институтам), хронологич систематизация.

В2 Понятие и  содержание законности

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"