Рынок акций и облигаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2015 в 12:22, реферат

Описание работы

Ценные бумаги – это один из сложных видов товаров, что требует профессионализации деятельности связанной с ними.
Собственно, возникают профессиональные участники рынка акций и облигаций, осуществляющие финансовое посредничество между эмитентами и инвесторами, распределяющие и смягчающие финансовые риски и, наконец, ведущие деятельность на рынке ценных бумаг на квалифицированной «профессиональной» основе. Именно профессиональные участники рынка пользуются максимальным доверием мелких инвесторов, имеют высокую квалификацию, жестко регулируются государством.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика акций и облигаций…………………………...7
1.1. Акции – понятие, виды, особенности……………………………………….7
1.2. Облигации – понятие, виды, особенности………………………………...20
1.3. Правовой режим бездокументарных ценных бумаг……………………...29
1.4. Общая характеристика государственных ценных бумаг, их виды………34
Глава 2. Порядок обращения акций и облигаций…………………………….39
2.1. Источники правового регулирования выпуска и обращения акций
и облигаций…………………………………………………………………..39
2.2. Права по акциям и облигациям…………………………………………….41
2.3. Восстановление прав по утраченной акции или облигации……………..44
2.4. Акции и облигации в системе объектов гражданских прав……………...50
Глава 3. Рынок акций и облигаций…………………………………………….53
3.1. Понятие рынка акций и облигаций………………………………………...53
3.2. Участники рынка акций и облигаций……………………………………...55
3.3. Фондовая биржа……………………………………………………………..62
3.4. Вопросы судебной практики и ключевые проблемы развития рынка акций и облигаций……………………………………………………………….64
Заключение……………………………………………………………………...70
Литература……………………………………………………………...……….73

Файлы: 1 файл

акции и облигации Гузеля.doc

— 375.00 Кб (Скачать файл)

Эту деятельность не следует рассматривать просто как разновидность государственной регистрации соответствующих договоров. Скорее всего, она является одним из этапов процедуры их заключения или исполнения. Правовой режим БЦБ, главным образом облигаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), т.е. на бирже, характеризуется различными ограничениями прав его участников. Эти ограничения устанавливаются ЦБ РФ не только в нормативных актах, но и в договорах с участниками ОРЦБ. В результате на сегодняшний день бездокументарные облигации могут быть предметом следующего ограниченного круга сделок:

1)  на первичном рынке: размещение (продажа облигаций первым приобретателям) и погашение (платеж по наступлении срока);

2)  на вторичном рынке: купля – продажа и залог.19

    Купля – продажа  облигаций совершаемая на бирже, может предполагать ее исполнение  в течение ближайших двух – трех дней. В этом случае такая сделка будет называться форвардной.   Таким образом, бездокументарные ценные бумаги являются объектами обязательственных, а не вещных прав, в отличие от других ценных бумаг, имеющих двойственную суть. Если под ценной бумагой понимать только ценную бумагу в бумажной форме, то для безбумажной формы потребовалось бы ввести в оборот какое-то новое понятие, но это повлекло бы за собой необходимость новых определений для конкретных видов ценных бумаг («электронных» акций, облигаций и др.). Практика пока не идет по этому пути, поскольку безбумажная форма ценной бумаги еще не проявила в должной мере существенного содержательного отличия от своей предшественницы - бумажной формы.

    Можно сделать  прогноз дальнейшего развития рынка акций и облигаций: новейшие достижения электронно-вычислительной техники будут оказывать все большее влияние на совершенствование и обогащение «электронных» акций и облигаций, которые в перспективе займут лидирующее место, а возможно, получат и свое специфическое название.

1.4. Общая характеристика государственных  ценных бумаг,

их виды.

 

    Государственные ценные бумаги (ГЦБ) - это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.

    Хотя по своей  экономической сути все виды  ГЦБ есть долговые ценные бумаги, на практике каждая самостоятельная  ГЦБ получает свое собственное  название, позволяющее отличать  ее от других видов облигации. Обычно кроме термина «облигация»  используются термины «казначейский вексель», «сертификат», «займ» и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых ГЦБ.20 Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на ГЦБ отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы. ГЦБ, как правило, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит, и на всем рынке ценных бумаг, поскольку на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации, но по отдельным странам имеется значительный разброс показателей, характеризующих место и структуру рынка ГЦБ.  Каждая страна имеет свою сложившуюся историю и практику рынка ГЦБ, что находит отражение в видах и формах выпускаемых государственных облигаций, масштабах национального рынка облигаций и его участниках, порядке размещения облигаций и особенностях их налогообложения и т. д.

По этой причине российский рынок ГЦБ вряд ли может быть устроен по образцу рынка какой-либо одной страны, будь то США, Великобритания или любая другая страна. Наверное, не является правильным и эклектический подход по типу того, чтобы брать «самое лучшее» из каждой страны, так как в экономике все взаимосвязано. Российские ГЦБ, с одной стороны, должны отвечать реалиям отечественного рынка, а с другой - отражать общие для многих стран, проверенные временем, экономические основы функционирования рынка ГЦБ вообще и его современные новации. 

    Основные проблемы российского рынка ГЦБ.

• Краткосрочный характер ГЦБ. Сроки погашения государственных облигаций составляют обычно 1 год и менее. Это связано с высоким уровнем инфляции в стране. В нормальной рыночной ситуации ГЦБ будут иметь в основном средне- и долгосрочный характер.

• Государственный статус ценных бумаг. В Российской Федерации статус государственных ценных бумаг имеют как ценные бумаги Федерального правительства, так и муниципальные ценные бумаги.

• Налогообложение ГЦБ  решается по-разному для различных видов ГЦБ. С выпуском каждого нового вида облигаций издаются соответствующие разъяснения по их налогообложению. Необходимо унифицировать порядок налогообложения ГЦБ.

• Обеспечение единой технологии первичного размещения ГЦБ и их вторичных торгов на базе государственного (или полугосударственного) депозитарного обслуживания.

• Организация региональных рынков ГЦБ, что позволяет вовлечь свободные капиталы территорий на рынок ГЦБ.

• Необходимость вовлечения свободных денежных средств населения на рынок ГЦБ, в результате чего частные лица получают возможность защиты своих сбережений от инфляции, а экономика страны в конечном счете приобретет искомые источники инвестирования.21

Судебная практика.

Иметь дело с государственными ценными бумагами более выгодно и – главное – безопасно, нежели с договором банковского вклада. Александр Тиньгаев в 1998 г. приобрел на фондовом рынке три штуки ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) третьей серии стоимостью 10 тыс. долларов каждая. Погашение этих облигаций должно было состояться 14 мая 1999 года, и Тиньгаев заранее сдал  облигации во Внешэкономбанк.

    Однако, вместо  денег он получил письмо Министерства  финансов РФ с просьбой к  владельцам ОВГВЗ подождать до 14 ноября 1999г., а также  разъяснения Внешэкономбанка  о том, что Минфин России не перечислил средства  на специальный счет и, следовательно, погашения не будет.

     Перечитав  еще раз условия займа, обратился  в районный суд с жалобой  на неправомерные действия Минфина России, которое по сути не влекло за собой никаких правовых последствий. В жалобе заявитель просил обязать Министерство финансов погасить  задолженность по облигациям.

     В судебном  заседании заявитель ссылался  на то, что Минфин России нарушил  условия облигационного займа, тогда как это противоречит ст.817 ГК РФ. В случае удовлетворения заявитель ходатайствовал о немедленном исполнении решения суда, поскольку в ближайшее время исполнение  может стать невозможным (заявитель опасался, что 14 ноября 1999г. будет принято решение о реструктуризации задолженности по ОВГВЗ и исполнительное производство по выигранным искам к Минфину России будет приостановлено).

    Представитель  Министерства  иск не признал, пояснив, что в настоящее время  оно готовит нормативный документ, которым будут урегулированы все вопросы по государственному займу. Однако   представить суду этот документ ответчик отказался, сославшись на его конфиденциальность.

    Так как, на  момент рассмотрения дела суд  не располагал законодательным документом «который бы урегулировал данный спор», а письмо Минфина России не могло рассматриваться в качестве закона. Учитывая эти обстоятельства  жалоба Тиньгаева была удовлетворена.

    Минфин обжаловал  решение суда в областной суд. На сегодняшний день аналогичный иск удовлетворен районным судом г.Уфы.

 

Виды государственных ценных бумаг.

    В зависимости от критерия, лежащего в основе классификации, существует несколько группировок.

По виду эмитента:

• ценные бумаги центрального правительства;

• муниципальные ценные бумаги;

• ценные бумаги государственных учреждений;

• ценные бумаги, которым придан статус государственных.

 По форме обращаемости:

• рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться

после их первичного размещения;

• нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту.

По срокам обращения:

• краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;

• среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 до 5-10 лет;

• долгосрочные, т.е. имеющие срок жизни обычно свыше 10-15 лет. По способу выплаты (получения) доходов:

• процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть: фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей; ступенчатой).

• дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже

номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;

• индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;

• выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;

• комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

    Мировой опыт  показывает, что российский рынок  ГЦБ имеет большое будущее, и  по мере выхода нашей экономики из кризисного состояния и решения «технических» вопросов ГЦБ займут принадлежащее им место на рынке ценных бумаг.

    Анализируя все  вышесказанное, нужно подчеркнуть, что рынок ценных бумаг не  является чем – то постоянным, он все время находится в движении, в развитии, заимствуя и порождая новые формы и виды ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Порядок обращения акций и облигаций

2.1. Источники правового регулирования  выпуска и обращения акций  и облигаций

 

    Фондовый рынок  в России начал свое формирование по существу с начала 90-х гг. Ранее оборот ценных бумаг был чрезвычайно скуден и ограничивался в основном государственными ценными бумагами, о которых я упоминала выше. Динамичное развитие последних лет изменило ситуацию. Сегодня можно говорить о таких сегментах российского фондового рынка, как рынок акций и облигаций приватизированных предприятий, рынок акций и облигаций, эмитированных коммерческими банками, рынок муниципальных и региональных облигаций и займов, рынок ценных бумаг частных эмитентов, созданных вне процесса приватизации. На новую ступень начинает выходить рынок государственных ценных бумаг,  постепенно приобретая необходимые черты и приближаясь к выполнению функций, характерных для аналогичных секторов развитых фондовых рынков. Параллельно и достаточно энергично шел процесс накопления законодательного материала в этой новой и важной для экономики сфере. На сегодняшний день действуют более 500 нормативных актов. Это Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, инструкции и иные нормативные документы Центрального банка РФ, Министерства Финансов РФ, Государственной налоговой службы РФ, Государственного комитета по статистике и других министерств и ведомств РФ, а также государственные органы субъектов РФ. Они регулируют выпуск и обращение акций, облигаций и иных ценных бумаг.

    Нельзя не выделить  ряд важнейших законодательных  актов – Гражданский Кодекс  РФ, Закон РФ «О рынке ценных  бумаг»22, Закон РФ «Об акционерных обществах» и другие.

В них раскрываются такие понятия, как эмиссия ценных бумаг, их размещение, подписка на ценные бумаги, конвертация и т.д., содержатся требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг (брокерам, дилерам, клиринговым организациям, депозитариям, регистраторам, номинальным держателям ценных бумаг и т.д.), определяются условия рекламы акций и облигаций и решаются другие вопросы, связанные с данными ценными бумагами. Так, основные положения о выпуске государственных ценных бумаг, определяются Законом РФ «О государственном внутреннем долге РФ» от 13 ноября 1992г.

    Особое место  среди органов, уполномоченных регулировать  отношения в рассматриваемой  сфере занимает Федеральная комиссия  по ценным бумагам и фондовому  рынку при Правительстве РФ, образованная  указом Президента РФ от 04.11.1994 г. №2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ», на которую возлагается контроль и регулирование рынка ценных бумаг и деятельности профессиональных участников этого рынка.

    Следует отметить, что развитие рынка акций и  облигаций и его нормативного  регулирования зачастую носило не только бурный характер, но и сопровождалось естественными «болезнями роста», к числу которых можно отнести недостаточную последовательность и системность. В результате в регулирующей базе существуют значительные пробелы и далеко не всякая регламентация могла бы быть признана удовлетворительной.23

    Особенностью  источников правового регулирования  выпуска и обращения акций  и облигаций можно назвать  большое количество содержащихся  в них процедурных норм. Рассматриваемые  источники, как правило, не воспроизводят в своих статьях нормы Гражданского Кодекса РФ, а развивают и детализируют их. В то же время нельзя не обратить внимание и на присущие им недостатки, многие из которых являются весьма существенными, что приводит к возникновению правовых коллизий.

Сюда можно отнести неоправданную сложность подачи правового материала, невысокий уровень юридической техники. Данный недостаток усугубляется отсутствием понятийного аппарата, что препятствует использованию правовых источников лицами, которым они, казалось бы, адресованы. В Законах и иных источниках содержится немало положений, не являющихся бесспорными, в связи с чем по ряду вопросов, которые не могут быть однозначно разрешены путем толкования норм, а также по вопросам, не нашедшим пока единообразного применения на практике, возникает много споров. К сожалению, и в настоящее время имеется настоятельная потребность в четком правовом регулировании сферы отношений, связанных с обращением акций и облигаций.

Информация о работе Рынок акций и облигаций