Эмпирическое исследование процесса начального обучения игре на фортепиано в современной педагогической практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования заключается в преодолении противоречия между исчерпавшими педагогический ресурс образовательными технологиями и современными потребностями в новаторских подходах к начальному музыкальному обучению.
Объект исследования - теоретико-методические основы начального музыкального образования.
Предмет исследования - педагогические инновации в современных учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано. Цель исследования - выявление развивающего потенциала педагогических инноваций в учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано, определение их значимости для совершенствования современной теории и практики музыкального образования.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Развитие прогрессивных идей в области начального фортепианного обучения в учебных пособиях и программах по специальности «Фортепиано» 13
1.1. Теоретические основы инновационных подходов к начальному обучению игре на фортепиано (последняя четверть ХХ-начало XXI вв.) 13
1.2. Теоретико-методическая концепция начального музыкального образования в школах игры «Путь к музицированию» (Л. Баренбойм, Ф. Брянская, Н. Перунова) и «Ключ к музицированию» (Ф. Брянская) 30
1.3. Инновационные методики начального музыкального обучения в учебных пособиях санкт-петербургских авторов 56
ГЛАВА 2. Творческие принципы и компоненты инновационной педагогики в книге Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез или Я - детский педагог» и в авторской школе игры на фортепиано А. Мыльникова «Рождение игрушки» 90
2.1. Идеи гуманизации и природосообразности в обучении детей раннего возраста в книге Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я - детский педагог» 90
2.2. «Классико-стремительная» теоретико-методическая концепция авторской школы игры на фортепиано А. Мыльникова - «Рождение игрушки» 121
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование процесса начального обучения игре на фортепиано в современной педагогической практике (на примере освоения учебно-методического пособия А. Мыльникова «Рождение игрушки») 138
3.1. Начальный этап обучения игре на фортепиано: педагогическое наблюдение 140
3.2. Педагогические собеседования и анкетирование 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 151

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.29 Кб (Скачать файл)

Практическая значимость диссертации определяется возможностью оптимизировать начальный этап музыкального воспитания и образования путем последовательного внедрения в учебный процесс современных инновационных технологий и теоретико-методических достижений. Разработанные в процессе исследования рекомендации для педагогов-музыкантов по использованию инновационного потенциала современных учебно-методических пособий позволяют повысить эффективность начального обучения игре на фортепиано, актуализировать самостоятельность и активность ребенка в процессе общения с музыкой, оптимизировать процесс взаимодействия педагога и ребенка на принципах гуманистической педагогики.

Апробация основных положений исследования осуществлялась на кафедре музыкального воспитания и образования РГПУ им. А. И. Герцена, 2003-2007; на открытых уроках в Детской школе искусств им. Г.В. Свиридова, 1999-2007; на международных научно-практических конференциях «Современное музыкальное образование - 2005» (СПб., 26-28 октября 2005 г.), «Музыкальное образование: Вчера, сегодня, завтра» (Новгород Великий, 28 июня-3 июля 2006 г.), «Методологические проблемы современного художественного образования» (СПб., 23 марта 2007 г.). Основные аспекты

12 исследования нашли отражение в 10 публикациях, в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.

Материалы исследования были апробированы диссертантом в начальном  обучении игре на фортепиано с применением  современных учебно-методических пособий, в руководстве педагогической практикой  студентов в РГПУ им. А.И. Герцена, на занятиях с учащимися в ДШИ  им. Г.В. Свиридова и в Музыкальном  колледже им. Н.А. Римского-Корсакова. Освоение рассматриваемых учебных пособий  и образовательных программ способствовало раскрытию творческого потенциала детей, обусловило их успешные выступления  на различных отечественных и  зарубежных фортепианных фестивалях и  конкурсах, содействовало профессиональному  росту педагогов-музыкантов.

Теоретические основы инновационных подходов к начальному обучению игре на фортепиано (последняя  четверть ХХ-начало XXI вв.)


В российской педагогической науке идет сегодня интенсивный  поиск новых приемов и способов обучения, адекватных времени и новым  тенденциям в жизни общества. Процессы преобразований резко интенсифицировались. Из дискретных они превратились в  непрерывные и в этих условиях российская система образования  является не только объектом реформирования, модернизации и реконструкции, но и  выступает в качестве субъекта собственного саморазвития.

Поиск новых способов преобразования парадигмального многообразия педагогической реальности вызывает предпосылки становления  педагогической инноватики. Удачное  определение этой научной дисциплины дано Н. Юсуфбековой. Она трактует ее как учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании  и применении на практике (214, 10). В  определениях понятия «новшество», даваемых многими авторами, оно трактуется как изменение, но не всякое, а, во-первых, целенаправленно осуществляемое, и, во-вторых, прогрессивное, направленное на повышение эффективности образования.

В общей инноватике различают  новшество и нововведение. Последнее  определяют как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые  стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое. Наряду с этим используется термин «инновация» (лат. in - в, novus - новый), который чаще всего  трактуется как понятие, тождественное нововведению. В контексте нашего исследования мы определяем педагогическую инновацию как исторически обусловленное педагогическое нововведение, имеющее гуманистическую направленность, способствующее эффективному решению задач в области образования, приводящее к позитивным изменениям и обогащению педагогической реальности на каждом историческом этапе ее развития.

Все нововведения можно разделить  на две группы: материально-технические  и социальные. Во вторую группу входят педагогические нововведения, объект воздействия которых - живая, развивающаяся, обладающая неповторимым «Я» личность ученика. Именно на совершенствование  процесса развития личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных  отношений между ним и воспитателем направлена гуманизация образования.

Комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения  и использования нововведений можно  рассматривать как инновационный  процесс, характеризующийся «жизненным циклом нововведений»: этап зарождения новшества - характеризуется разрушением  привычных представлений о педагогической реальности, проникновением инноваций  в традиции, вносит элементы дестабилизации в образовательную среду; этап введения новшества в теорию и практику образования - характеризуется поляризацией педагогического сознания, педагогических оценок новшества противодействием инновациям со стороны традиций; этап освоения, использования и распространения  инноваций - отмечается наличием сосуществования  инновации и традиции; этап «рутинизации»  инноваций (перерастание инноваций  в традицию) - характеризуется разрешением  противоречия между старым и новым, что приводит к обновлению традиций.

В рамках нашего исследования «жизненный цикл нововведений» трактуется как процесс их перерастания в  традицию в результате длительного  использования новшества. Благодаря  способности традиции адаптироваться к изменяющимся историческим условиям происходит ее обогащение новыми идеями и ценностями.

Традиции российской музыкальной  педагогики в своих фундаментальных  основаниях остаются на сегодняшний  день достаточно прочными, сохраняют  свою жизнеспособность и актуальность. «Сердцевиной» этих традиций, как  и прежде, являются высокая духовность, приверженность к гуманистическим  ценностям, единение с национальными  этическими и эстетическими идеалами. В то же время углубленный анализ массовой практики преподавания музыки свидетельствует о необходимости  коррекции этих традиций, иными словами, приведения их в соответствие с реалиями времени.

Вектор движения педагогики, как передовой теории, так и  практики в лучших ее образцах, нацелен  в исторической перспективе в  сторону обретения учащимися  большей интеллектуальной свободы  и независимости, направлен на стимулирование творческой активности, индивидуально  окрашенного отношения к явлениям окружающего мира, в том числе  и мира искусства.

Исследование теории и  практики современного музыкального образования  в целом позволяет утверждать, что проблема не в том, чтобы «санкционировать»  творческую инициативу, а в том, чтобы  внедрить инновационные формы и  методы обучения, которые обеспечили бы формирование у учащихся принципиально  важных качеств.

Идеи гуманизации  и природосообразности в обучении детей раннего возраста в книге  Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я - детский педагог»


На современном этапе  преобразований в системе отечественного образования в целом, начальное  музыкальное образование оказывается  ареной острого соперничества двух тенденций. С одной стороны, это  инновационные ценности и реальные прецеденты педагогического гуманизма, творчества и профессионализма. С  другой - авторитарные, репродуктивно-консервативные установки и педагогические стереотипы.

Педагогические инновации  последних десятилетий направлены на преодоление жесткого манипулирования  сознанием воспитанников. Гуманизация, т.е. «очеловечивание» образования  ориентирует педагога на уважение личности воспитанника, установление гуманных, доверительных, партнерских отношений.

Необходимо отметить, что  педагогические инновации имеют  смысл, если они обладают гуманистической  направленностью. Специфика их состоит  в ориентации на личность. Изменения  в отношениях учителя и ученика  являются социально-психологическим  условием, ведущим к личностному  изменению субъектов образовательного процесса.

Инновации являются педагогическими, если они гуманистичны по своему смыслу, субъективны по позициям участников нововведенческой работы, направлены на развивающиеся отношения педагогов  и учащихся. Таким образом, новое  в педагогике обладает определенной качественной характеристикой - направленностью  на прогрессивное развитие учащегося, педагога, образовательной системы  в целом, т.е. гуманистическое.

Личностно-ориентированное  образование предполагает по возможности  полное развитие способностей личности, приобщение ее к активному участию  в жизни и культуре.

Рельефным способом отношения  педагога к культуре является пола-гание  педагогом себя как субъекта развития культуры, а культуры как условия  личностно- профессионального саморазвития. При этом устанавливается интенционально-паритетное взаимодействие, т.е. равноправный диалог, в котором каждый из партнеров  выступает гарантом и формой развития другого. Вступая в содержательное общение с культурой, педагог  обретает возможность не только преобразовывать  собственное профессиональное бытие  в сфере образования, но и порождать  принципиальные инновации, меняющие контекстность  существования и содержательную наполненность культуры в целом.

Новаторское отношение педагога к культуре открывает возможность  трактовать ребенка как равноправного  субъекта в рамках учебного взаимодействия. В ходе сотрудничества педагога и  ребенка инициируется совместное «переоткрытие» наиболее значительных достижений культуры, что диктует необходимость постоянных инновационных усилий в области  организации процесса учения, поиска новых форм и средств его реализации.

Относясь к культуре рефлексивным образом, педагог вовлекается в  образовательный процесс как  целостная личность. Благодаря этому  он воспринимает ребенка как самоценную и целостную личность. Данный тип  педагогического процесса можно  обозначить как рефлексивно-сотворческий (192, 102-107).

В монографии «За роялем без  слез, или Я - детский педагог» Т. Юдовиной-Гальпериной последовательно  раскрываются гуманистические принципы развивающего обучения и музыкального воспитания детей раннего возраста. В исследовании доказывается необходимость  всеобщего раннего детского музыкального обучения, независимо от способностей ребенка. Автору близки инновационные  педагогические методики, основные задачи которых - помочь любому ребенку выразить себя в музыке, ощутить радость  творчества, проявить фантазию, интерес  и любознательность.

Монография Юдовиной-Гальпериной  адресована молодым педагогам, является итогом тридцатилетнего педагогического  опыта автора. В ней доказывается необходимость всеобщего раннего  детского музыкального обучения, независимо от способностей ребенка. Автор находит  ответы на наболевшие вопросы современного начального музыкального образования: «почему трудно найти педагога, который  мог бы заниматься с трехлетними  детьми?», «почему никто не хочет  работать с «проблемными детьми?», «почему  лишь несколько человек лечат  профессиональные заболевания?» и  т.д.

«Эта книга написана ради осуществления моей самой заветной мечты: чтобы всех детей, независимо от их способностей, обучали музыке с самого юного возраста. Я адресую  книгу моим молодым коллегам. Мы, педагоги, можем облегчить детям  сложный путь в мир музыки» (212, 3).

«Никакое правило или  совет, данные одному, не могут подойти  никому другому, если эти правила  и советы не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнутся при этом таким изменениям, которые  сделают их пригодными для данного  случая» (212, 6). «Существуют различные  педагогические направления и школы. Какая из них предпочтительней - сказать, видимо, нельзя: о школах, о  приемах, о методах ведется множество  дискуссий. Лично мне близки та школа, то направление, для которых главная  задача - помочь любому ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость  творчества, разбудить в нем фантазию, интерес и любознательность» (212, 6).

Начальный этап обучения игре на фортепиано: педагогическое наблюдение


Важнейшим методом, позволившим  выявить педагогический потенциал  учебно-методического пособия А. Мыльникова «Рождение игрушки», явилось  педагогическое наблюдение.

Цель педагогического  наблюдения: выявление условий организации  комплексного подхода к музыкально-техническому развитию ученика, включающего: ознакомление с разнообразием музыкальных  форм и исполнительских приемов  в передаче различных типов музыкального изложения; формирование и развитие образно-эмоционального восприятия музыки, музыкально-слуховых представлений.

Педагогическое наблюдение осуществлялось автором в собственном  фортепианном классе, а также в  классах коллег на разных этапах подготовки пьес: от первоначального разбора  до подготовки к публичному выступлению.

Педагогическое наблюдение проводилось в естественных условиях занятий в классе фортепиано по двум направлениям: 1) визуальные впечатления  от внешней стороны исполнения музыкальных  произведений, фиксирующие степень  владения учеником исполнительскими приемами; 2) слуховой анализ результатов исполнения музыкального произведения (владение звуковой палитрой, осознание художественного  образа и его воплощение в процессе исполнения).

Проведенный цикл педагогических наблюдений, их анализ и осмысление позволили наметить задачи индивидуально-личностного  развития ученика на основе использования  педагогических инноваций, содержащихся в учебно-методическом пособии (развитие: творческого потенциала ребенка  с учетом его индивидуальных способностей, психофизической сферы учащегося, музыкального мышления). В процессе решения обозначенных задач педагогическому  анализу подвергался комплекс музыкально-творческих способностей ученика:

музыкальный слух;

музыкальная память;

двигательно-моторные характеристики;

художественно-образное мышление;

творческая фантазия и  воображение;

волевые исполнительские  качества;

общеэстетическое и духовное начало;

трудоспособность. Педагогическое наблюдение показало результативность применения следующих инновационных  компонентов, содержащихся в учебно-методическом пособии Мыльникова «Рождение игрушки»:

-музыкальные средства, стимулирующие  эмоциональную реакцию ребенка  на художественное содержание  музыкальных произведений (программные  названий пьес, вступительные тексты, способствующие проникновению в  авторский замысел);

Информация о работе Эмпирическое исследование процесса начального обучения игре на фортепиано в современной педагогической практике