Эмпирическое исследование процесса начального обучения игре на фортепиано в современной педагогической практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования заключается в преодолении противоречия между исчерпавшими педагогический ресурс образовательными технологиями и современными потребностями в новаторских подходах к начальному музыкальному обучению.
Объект исследования - теоретико-методические основы начального музыкального образования.
Предмет исследования - педагогические инновации в современных учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано. Цель исследования - выявление развивающего потенциала педагогических инноваций в учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано, определение их значимости для совершенствования современной теории и практики музыкального образования.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Развитие прогрессивных идей в области начального фортепианного обучения в учебных пособиях и программах по специальности «Фортепиано» 13
1.1. Теоретические основы инновационных подходов к начальному обучению игре на фортепиано (последняя четверть ХХ-начало XXI вв.) 13
1.2. Теоретико-методическая концепция начального музыкального образования в школах игры «Путь к музицированию» (Л. Баренбойм, Ф. Брянская, Н. Перунова) и «Ключ к музицированию» (Ф. Брянская) 30
1.3. Инновационные методики начального музыкального обучения в учебных пособиях санкт-петербургских авторов 56
ГЛАВА 2. Творческие принципы и компоненты инновационной педагогики в книге Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез или Я - детский педагог» и в авторской школе игры на фортепиано А. Мыльникова «Рождение игрушки» 90
2.1. Идеи гуманизации и природосообразности в обучении детей раннего возраста в книге Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я - детский педагог» 90
2.2. «Классико-стремительная» теоретико-методическая концепция авторской школы игры на фортепиано А. Мыльникова - «Рождение игрушки» 121
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование процесса начального обучения игре на фортепиано в современной педагогической практике (на примере освоения учебно-методического пособия А. Мыльникова «Рождение игрушки») 138
3.1. Начальный этап обучения игре на фортепиано: педагогическое наблюдение 140
3.2. Педагогические собеседования и анкетирование 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 151

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.29 Кб (Скачать файл)

Введение

ГЛАВА 1. Развитие прогрессивных  идей в области начального фортепианного  обучения в учебных пособиях и  программах по специальности «Фортепиано» 13

1.1. Теоретические основы  инновационных подходов к начальному  обучению игре на фортепиано (последняя  четверть ХХ-начало XXI вв.) 13

1.2. Теоретико-методическая  концепция начального музыкального  образования в школах игры  «Путь к музицированию» (Л. Баренбойм,  Ф. Брянская, Н. Перунова) и «Ключ  к музицированию» (Ф. Брянская) 30

1.3. Инновационные методики  начального музыкального обучения  в учебных пособиях санкт-петербургских  авторов 56

ГЛАВА 2. Творческие принципы и компоненты инновационной педагогики в книге Т. Юдовиной-Гальпериной  «За роялем без слез или Я - детский  педагог» и в авторской школе  игры на фортепиано А. Мыльникова «Рождение  игрушки» 90

2.1. Идеи гуманизации и  природосообразности в обучении  детей раннего возраста в книге  Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем  без слез, или Я - детский педагог» 90

2.2. «Классико-стремительная»  теоретико-методическая концепция  авторской школы игры на фортепиано  А. Мыльникова - «Рождение игрушки» 121

ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование процесса начального обучения игре на фортепиано в современной педагогической практике (на примере освоения учебно-методического  пособия А. Мыльникова «Рождение  игрушки») 138

3.1. Начальный этап обучения  игре на фортепиано: педагогическое  наблюдение 140

3.2. Педагогические собеседования  и анкетирование 144

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 151

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе


Актуальность исследования

Радикальные экономические  и социальные преобразования последних  десятилетий в России требуют  от системы образования более  гибкого, опережающего реагирования на изменения в социокультурной  среде, адаптации к ним. В данных условиях особую актуальность приобретает  совершенствование базового звена  музыкального образования. Для детских  учебных заведений (музыкальные  школы, школы и лицеи искусств) это означает усиление внимания к  проблемам начального музыкального образования. Музыкальное обучение на начальном этапе выполняет  две важнейшие образовательные  функции: развитие музыкально-творческих способностей детей и юношества  и формирование художественной культуры учащихся.

В настоящее время в  области начального музыкального обучения существуют две тенденции. Первая связана  с разработкой новых методик  и технологий образовательного процесса - педагогическими инновациями. Вторая заключается в строгом следовании традиционным установкам. Очевидно, что  в контексте совершенствования  начального музыкального образования  особое значение принадлежит обеим  из обозначенных тенденций, так как  эффективность внедрения новшеств обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта.

Важнейшей задачей внедрения  современных методологических и  технологических подходов в процесс  начального музыкального развития детей  является учет разной степени их одаренности  и в этом смысле - создание различных  по уровню сложности методических разработок, пособий, репертуарных сборников для  обучения. По мнению педагогов-новаторов, традиционная система ранней музыкальной  подготовки учащихся, базирующаяся на утверждении о равенстве способностей детей, и

4 отсюда - возможности применения строгих, нормативных «ходов» в образовании учеников, нуждается в обновлении.

Исследуемые в работе педагогические инновации, представленные в учебных  пособиях для начального обучения игре на фортепиано, созданных на рубеже XX-XXI веков, имеют важное практическое значение. Использование этих инноваций  в музыкально-воспитательной работе с детьми в художественно-образовательных  учреждениях будет способствовать не только музыкальному развитию начинающих пианистов, но и художественно обогащать  их в целом. Отметим и значимость изучения указанных педагогических инноваций для совершенствования  творческой деятельности композиторов, создающих произведения для детей. Состояние и степень изученности проблемы

Современная отечественная  педагогическая наука и практика располагают теоретически обоснованными  и экспериментально выверенными  концепциями развивающего обучения: Л. Занкова (дидактическая система  для начальной школы), Д. Эльконина - В. Давыдова (обучающая система, разработанная  и методически обеспеченная для  разных типов образовательных структур), В. Библера (развивающая система  «Школа диалога культур») и Ш. Амонашвили (система психического развития младших  школьников на основе реализации принципа сотрудничества).

В отечественной педагогике музыкального образования попытка  обоснования инноваций в практике начального обучения игре на фортепиано была предпринята Л. Баренбоймом  в его книге «Путь к музицированию» (1973) и в одноименной школе, созданной  в соавторстве с Ф. Брянской и  Н. Перуновой (1979). В 70 - 90-е годы идеи этих авторов получили плодотворное развитие в трудах представителей петербургской  фортепианной педагогики: Л. Борухзон, Ф. Брянской, Л. Волчек, Л. Гусейновой, Л. Гаккеля, С. Ляховицкой, С. Мальцева, Т. Юдовиной-Гальпериной и др. Также  следует отметить появившиеся во второй половине XX века прогрессивные  педагогические концепции Т. Аникиной, А. Артоболевской,

5 М. Белянчик, В. Виноградова, И. Назарова, В. Ражникова, Г. Цыпина, основанные на новых методологических подходах к музыкальному образованию. В них даны теоретико-педагогические и опытно-экспериментальные обоснования содержания работы с учащимися на разных этапах обучения; построены модели отношений между музыкальным произведением и исполнителем, учеником и педагогом, педагогом и музыкой. Внедрение инновационных методик, формирование актуального педагогического репертуара нашли свое применение в следующих пособиях петербургских авторов: «The key to music making. Piano method for beginners» Ф. Брянской, «Фортепианная тетрадь юного музыканта» М. Глушенко, «Начинаю играть на рояле» Б. Березовского, А. Борзенкова и Е. Сухоцкой, «В музыку с радостью» О. Геталовой и И. Визной и «Учусь импровизировать и сочинять» О. Булаевой и С. Геталовой, «Азбука музыкальной фантазии» Л. Борухзон, Л. Волчек, Л. Гусейновой, «Я учусь играть» О. Сотниковой, «Школа юного пианиста» Л. Криштоп и С. Баневи-ча.

Уникальными в смысле представления  инновационных подходов к начальному музыкальному образованию можно  считать методику дошкольного музыкального развития детей - Т. Юдовиной-Гальпериной  «За роялем без слез, или Я - детский  педагог» и авторскую школу игры на фортепиано «Рождение игрушки» А. Мыльникова.

В диссертационном исследовании особое внимание уделяется анализу  этих работ, поскольку именно в них  наиболее четко выстроены и продекларированы уникальные авторские теоретико-методические концепции, обеспечивающие высокую  степень оптимизации, технологичности  и результативности процесса музыкального обучения.

Проблема исследования заключается  в преодолении противоречия между  исчерпавшими педагогический ресурс образовательными технологиями и современными потребностями  в новаторских подходах к начальному музыкальному обучению.

Объект исследования - теоретико-методические основы начального музыкального образования.

Предмет исследования - педагогические инновации в современных учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано. Цель исследования - выявление развивающего потенциала педагогических инноваций в учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано, определение их значимости для совершенствования современной теории и практики музыкального образования.

Для достижения данной цели определены следующие задачи: 1) выявить объективные и субъективные предпосылки кризисных явлений в теории и практике преподавания начального курса «Фортепиано» в системе дополнительного музыкального образования;

  1. охарактеризовать сущность педагогических инноваций в учебно-методических пособиях и разработках современных отечественных педагогов-музыкантов;
  2. обосновать необходимость дальнейшей разработки теории и методики начального обучения игре на фортепиано на основе инновационных подходов, содержащихся в учебно-методических пособиях, и наметить перспективы их практического освоения;
  3. разработать практические рекомендации, направленные на оптимизацию процесса обучения игре на фортепиано в системе дополнительного музыкального образования.

В основу исследования положена следующая гипотеза: современное отечественное музыкальное образование (включая начальный этап обучения игре на фортепиано) нуждается в преодолении противоречий между устаревшими образовательными программами, учебными пособиями и требованиями нового времени. Эффективность начального обучения игре на фортепиано может быть достигнута путем осмысления и внедрения в музыкально-образовательную практику педагогических инноваций, нацеливающих образовательный процесс на актуализацию творческого потен-

7 циала ребенка и становление его субъектной позиции в процессе общения с музыкой.Методологическая основа исследования:

работы в области общей  педагогики, содержащие сведения о  новаторских подходах к образованию (Ш. Амонашвили, В. Библер, В. Зазвя-гинский, Л. Занков, М. Кларин, В. Краевский, А. Кушнир, И. Подласый, В. Шаталов, Н. Юсуфбекова, Д. Эльконин и др.);

исследования по проблемам  фортепианной педагогики (Э. Абдуллин, А. Алексеев, А. Артоболевская, Л. Баренбойм, А. Гольденвейзер, Г. Коган, С. Мальцев, Я. Мильштейн, Г. Нейгауз, А. Николаев, Л. Николаев, Н. Перельман, С. Савшинский, Н. Терентьева Г. Цыпин,

A. Шмидт-Шкловская, Т. Юдовина-Гальперина  и др.);

труды в области общей  и музыкальной психологии (Л. Выготский, П. Гальперин, А. Гройсман, М. Каган, А. Клюев, С. Махлина,

B. Медушевский, Е. Назайкинский, В. Петрушин, К. Роджерс,

C. Рубинштейн, Б. Теплов);

Научная новизна  работы определяется:

обобщением современного передового опыта в области начального обучения игре на фортепиано;

выявлением особенностей педагогических инноваций, содержащихся в современных учебно-методических пособиях начального обучения игре на фортепиано;

систематизацией и классификацией педагогических инноваций в учебных  пособиях, образовательных программах, методических разработках педагогов-музыкантов и композиторов;

анализом и систематизацией  конкретных учебных пособий и  образовательных программ, направленных на оптимизацию творческого потенциала учащихся на основе приобретаемых знаний, умений и навыков;

8 обоснованием необходимости широкого применения в учебном процессе новых авторских теоретико-методических концепций, ориентированных на всестороннее развитие личности учащегося. Достоверность результатов настоящей работы обеспечена применением комплекса методов исследования, адекватных его целям, объекту, предмету и задачам. В процессе историко-теоретического анализа проблемы исследования был использован широкий круг научно-литературных источников, связанных с различными отраслями гуманитарного знания. Исследование осуществлялось на основе системного подхода, что обусловило рассмотрение инновационных музыкально-педагогических теорий и методик последней четверти XX - начала XXI столетий в социокультурном контексте. Положения, выносимые на защиту:

  1. Обновление содержания музыкального образования, обусловленное современными подходами к развитию ребенка, требует совершенствования теоретико-методических основ начального обучения игре на фортепиано. Достижение этой цели возможно на основе использования развивающего потенциала педагогических инноваций.
  2. Эффективность начального обучения игре на фортепиано обеспечивается внедрением в учебный процесс инновационных технологий и методик развивающего обучения. Их применение в образовательном процессе является важнейшим условием развития психических, интеллектуальных и нравственных качеств ребенка, способствует формированию свободной, самостоятельно думающей и действующей личности.
  3. Обновление и обогащение музыкального педагогического репертуара на основе инновационных подходов к начальному музыкальному образованию способствует индивидуально-личностному развитию ребенка, реализации его творческого потенциала. Развивающая функция музыкального репертуара современных учебных пособий обусловлена важнейшими

9 критериями: высокохудожественным содержанием, доступностью, педаго-

зе

10 ДМШ, ДШИ и Лицеях искусств, основные методические и теоретические принципы обучения фортепиано, содержащиеся в научных трудах, учебных пособиях, образовательных программах второй половины XX - начала XXI веков. В результате теоретико-аналитического исследования определено современное состояние отечественной фортепианной педагогики, ее достижения и недостатки.

На втором этапе (2002-2004) произведен сравнительный анализ традиционных и современных методик, учебных программ и пособий, относящихся к начальному периоду обучения; выявлены новаторские методы в преподавании фортепиано в ДМШ, ДШИ и лицеях искусств; исследованы педагогические инновации и трактовка традиционных методов преподавания фортепиано, зафиксированных в трудах представителей петербургской фортепианной школы двух последних десятилетий.

На третьем этапе (2004-2007) в ходе конкретного анализа новейших достижений современной фортепианной педагогики систематизированы перспективные концепции и методики развивающего обучения; обобщены и внедрены в педагогическую практику основные принципы и компоненты инновационной педагогики, проблемы повышения технологичности и интенсивности процесса обучения, изложенные в анализируемых трудах; определены дальнейшие пути оптимизации преподавания фортепиано в детских образовательных учреждениях. Теоретическая значимость исследования:

определена сущность педагогических инноваций в современных учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано, обоснован их педагогический потенциал, что обусловливает предпосылки  для совершенствования учебно-воспитательного  процесса на основе инновационной педагогической деятельности;

систематизированы и классифицированы педагогические инновации в современных  учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано, что способствует дальнейшему осмыслению теорети-

ческих основ педагогической инноватики в системе начального музыкального образования;

выявлены факторы, препятствующие распространению педагогических инноваций  в начальном обучении игре на фортепиано, что создает благоприятные условия  для дальнейшего развития теории инновационной педагогической деятельности;

осуществлены анализ и  оценка позитивных качественных изменений  в системе начального обучения игре на фортепиано в результате внедрения  педагогических инноваций в практику начального музыкального образования.

Информация о работе Эмпирическое исследование процесса начального обучения игре на фортепиано в современной педагогической практике