Административные правонарушения за нарушения права собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:07, лекция

Описание работы

Меры административной ответственности за нарушения права собственности играют важную роль в укреплении законности, защите прав физических и юридических лиц на свое имущество.
Вместе с тем, административно-деликтное законодательство в данной сфере нуждается в дальнейшем совершенствовании. В частности, следует придерживаться единого подхода при определении санкций за схожие правонарушения (например, санкции ст. ст. 10.1-10.5 КоАП).
Следовало бы уточнить редакцию частей ст.10.8 и сбалансировать установленную в них ответственность, что исключило бы возможность толкования ч. 3 таким образом, что за проезд по посевам на транспорте наступает меньшая ответственность, чем хождение людей по посевам.

Содержание работы

ГЛАВА 1.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
ГЛАВА 2. НАРУШЕНИЯ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
2.1.Нарушение права государственной собственности на недра.
2.2. Нарушение права государственной собственности на воды.
2.3.Нарушение права государственной собственности на леса.
2.4.Нарушение права государственной собственности на животный мир.
ГЛАВА 3. МЕЛКОЕ ХИЩЕНИЕ
ГЛАВА 4. ИНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
4.1.Присвоение найденного имущества.
4.2.Причинение имущественного ущерба
4.3.Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений
4.4. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсач).docx

— 79.27 Кб (Скачать файл)

 

3. если утраченное государственное  имущество относится к отдельным  предметам - в составе средств  в обороте за вычетом потери  стоимости в период эксплуатации  в соответствии с законодательством  на дату составления акта проверки (ревизии);

 

4. если утраченное государственное  имущество относится к готовой продукции или товарам для продажи - по ценам, установленным организацией для продажи идентичного или аналогичного имущества, которое было утрачено (но не ниже себестоимости), товарам для продажи на дату составления акта проверки (ревизии);

 

Размер возмещения вреда организацией, являющейся коммерческой, подлежит увеличению на сумму налогов, подлежащих уплате организацией при выбытии имущества вследствие утраты, хищения, повреждения (порчи), недостачи в порядке, установленном законодательством.

 

Определение размера вреда в виде ухудшения характеристики государственного имущества, в том числе в случае его разукомплектования, расходования с нарушением законодательства или повреждения, порчи, при которых по решению организации возможно восстановление характеристик имущества, осуществляется исходя из стоимости указанного восстановления (ремонта, необходимого комплектования и т. п.).

 

Особый порядок Инструкция предусматривает для определения размера ущерба в случае, если утраченное имущество было получено организацией в виде иностранной безвозмездной помощи.

 

Согласно Инструкции при невзыскании, занижении, недовзыскании арендной платы за сданные организацией в аренду, в том числе без заключения договора аренды, земельные участки, водные объекты, природные ресурсы, общественные, административные, переоборудованные производственные здания, помещения и сооружения, производственные здания, помещения и сооружения, оборудование, транспортные средства, находящиеся в государственной собственности, размер вреда определяется в соответствии с суммой, установленной договором либо законодательством. При неуплате организации арендаторами или иными пользователями коммунальных и других видов услуг размер вреда определяется исходя из тарифов, установленных законодательством на дату составления акта проверки (ревизии). При хищении, недостаче, расходовании с нарушением законодательства или излишней выплате иностранной валюты сумма вреда рассчитывается в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату составления акта проверки (ревизии). При хищении или недостаче всех видов билетов, талонов, абонементов и других документов, предназначенных для расчетов за услуги, размер вреда определяется исходя из номинальной стоимости, указанной на аналогичном документе, на день составления акта проверки (ревизии). При недостаче или хищении квитанций, выдаваемых нарушителю при взимании штрафа в соответствии со статьей 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях на месте совершения административного правонарушения, размер вреда определяется исходя из максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующими статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, на день составления акта проверки (ревизии). При хищении или иной недостаче ценных бумаг подлежит возмещению вред, размер которого определяется на дату составления акта проверки (ревизии).

При отчуждении государственного имущества ниже стоимости, определенной в соответствии с законодательством, размер вреда определяется как разница между стоимостью, определенной в соответствии с законодательством, и стоимостью, по которой имущество было реализовано.

 

При завышении стоимости фактически оплаченных строительно-монтажных и ремонтных работ вред определяется в размере выявленного завышения и процентов, начисленных на сумму выявленного завышения. Размер процентов определяется исходя из ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь и применяется с даты причинения вреда и по дату его обнаружения. Датой обнаружения вреда считается дата составления акта проверки (ревизии).

 

Вред (за исключением денежных средств) подлежит возмещению в размере, определяемом на день вынесения решения о его возмещении, с увеличением (при возмещении в последующие периоды) указанного размера на коэффициент инфляции последнего индекса потребительских цен, установленного уполномоченным органом Республики Беларусь на день вынесения указанного решения (далее - коэффициент инфляции). Коэффициент инфляции рассчитывается за период (исчисляемый в месяцах), в течение которого лицо, причинившее вред, обязано было его возместить.

 

Днем вынесения решения о возмещении вреда следует считать день месяца, в котором был составлен акт проверки (ревизии).

 

Законодательством может быть установлен особый порядок определения размера ущерба, в том числе в кратном исчислении, если он причинен хищением, умышленной порчей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер ущерба превышает его номинальный характер.

 

Предметом мелкого хищения может быть только движимое имущество, т. е. то, которое по своей природе поддается изъятию. В ст.130 ГК дано определение недвижимого и движимого имущества. К первому относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам также приравниваются предприятие в целом как имущественный комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «река-море», космические объекты. Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещи, не относящиеся в недвижимым, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на недвижимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

 

Имущество, хищение которого совершается, является для виновного лица «чужим», оно ему не принадлежит, он не имеет на него ни действительного, ни предполагаемого права собственности.

 

Объектом правонарушения (мелкого хищения) являются отношения, урегулированные законодательством, по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом.

 

Предметом правонарушения в виде мелкого хищения является имущество, т. е. предметы материального мира. очное определение размера ущерба является важным условием определения вида юридической ответственности.

 

Объективную сторону правонарушения, т. е. его внешние признаки, составляют действия по незаконному безвозмездному завладению имуществом путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушения на такое хищение. Мелкое хищение как административное правонарушение и хищение как уголовно наказуемое деяние разграничиваются по размеру похищенного, т. е. объективная сторона у каждого из этих правонарушений различается.

 

На квалификацию хищения как мелкого не влияет форма, в которой оно совершено (важно, что совершено действие, указанное в диспозиции ст.10.5 КоАП --кража, мошенничество или иное). Однако установление, в какой форме совершено деяние, имеет значение для отграничения от иных деяний, причем, возможно, и уголовно наказуемых (грабеж, разбой и т. п.).

 

Кражей, как известно, является тайное похищение имущества. Как отмечается в литературе при характеристике кражи, как уголовно наказуемого деяния, «при определении тайного способа завладения имуществом необходимо учитывать два критерия: объективный и субъективный. Тайный способ хищения может иметь место в четырех ситуациях. Во-первых завладения происходит в отсутствие потерпевшего или иных посторонних лиц. Во-вторых завладение имуществом происходит в присутствии вышеперечисленных лиц, но незаметно для них, и эта особенность сознается виновным. В-третьих завладение имуществом происходит в присутствии указанных лиц, понимающих противоправный характер действий, но виновный добросовестно заблуждаясь, полагает, что действует незаметно для них. В-четвертых, завладение имуществом происходит в присутствии других лиц, не желающих препятствовать хищению или разоблачать виновного, и преступник понимает это. Следовательно, процесс похищения в подобной ситуации происходит как бы в отсутствие других посторонних лиц, способных разоблачить и противодействовать преступной деятельности, т. е. завладение имуществом осуществляется субъективно тайно» [4, с.526] Изложенная оценка приемлема и для характеристики мелкого хищения. По мнению некоторых авторов, в спорных случаях при определении того, является ли деяние кражей, т. е. тайным способом похищения имущества, решающее значение имеет субъективный критерий [5, с.51].

 

В литературе обычно авторы высказывают единую точку зрения относительно того, что при тайном похищении личных вещей (например, пальто, плащ, головной убор и т. п.), сданных во временное хранение юридическому лицу, следует квалифицировать как хищение имущества юридического лица [6, с.23]. Решение вопроса о том, кому принадлежит имущество – юридическому или физическому лицу имеет важное значение для правонарушителя: от этого может зависеть наступление уголовной или административной ответственности. На практике имеются случаи, когда лицо совершает хищение (обычно путем кражи) у индивидуального предпринимателя (например, из торгового павильона) в пределах десяти базовых величин. Даже, если лицо полагает, что совершает хищение у юридического лица, деяние квалифицируется по нормам Уголовного кодекс, так как в ст.10.5 КоАП дифференциация проводится по двум субъектам – 1) юридическое лицо и 2) физическое лицо. Поэтому с учетом инфляционных процессов следует пересмотреть количественную характеристику мелкого хищения. В частности, следовало бы в Уголовном кодексе предусмотреть наступление ответственности за хищение имущества граждан, стоимость которого составляет, например, пять и более базовых величин, а также уравнять подходы при совершении хищения имущества юридического лица и индивидуального предпринимателя. Соответствующие изменения должны быть внесены в КоАП.

 

Мошенничество – это завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

 

Под обманом понимается искажение истины (активная форма) или умолчание об истине (пассивная форма обмана). Активный обман выражается в форме действия, пассивный—в форме бездействия [5, с.60;

  6, с.23-24].

 

Злоупотребление доверием выражается в использовании лицом оказанного ему доверия для завладения имуществом. Доверять кому-то – значит рассчитывать на добросовестное выполнение кем-то взятых обязательств, правдивость исходящей от человека информации. Как отмечается в литературе злоупотребление доверием тесно переплетается с обманом, по существу является разновидностью обмана [5, с.60;

  6, с.24]. С объективной стороны мелкое хищение путем злоупотребления служебными полномочиями выражается в незаконном безвозмездном обращении виновным лицом имущества для личного потребления с использованием своих полномочий, предоставленных по службе. При этом такое имущество не находится во владении данного лица.

 

Совершение мелкого хищения возможно путем присвоения или растраты. Как отмечается в Большом толковом словаре русского языка присвоить—значит сделать что-либо самовольно своей собственностью, растратить – значит израсходовать незаконно чужие деньги или имущество [7, с.989, с.1102] Гаухман Л. Д. и Серов М. В. отмечают, что присвоение –это совершение виновных действий, обеспечивающих незаконное удержание у себя имущества, которое данному лицу не принадлежит. Растратой считается противоправное отчуждение, расходование, потребление имущества путем незаконного распоряжения или пользования взамен правомерного владения [5, с.55]. Присвоение превращается в растрату, если имущество израсходовано виновным в личных целях (например, присвоенное имущество продано или передано с корыстной целью другому лицу [8, с.83].

 

Как справедливо отмечает проф. Крамник А. Н. для присвоения имущества характерно то, что осуществляется его завладение, обращение в свою собственность такого имущества, которое находится у виновного лица в правомерном владении, пользовании, распоряжении. Такое имущество может находиться у лица по договору, трудовому соглашению, накладной и т. п. В результате вверенное имущество продолжает находиться у лица, но уже в незаконном владении [6, с.25]. По мнению В А. Круглова «присвоение заключается в удержании и обращении в свою собственность или собственность другого лица имущества, которое находится в правомерном владении». В данном случае говорится об имуществе, которое в силу должностных обязанностей, договорных отношений или специального поручения вверено какому-либо лицу для того, чтобы оно осуществляло в отношении этого имущества правомочия по распоряжению, управлению, доставке или хранению (кладовщик, продавец, экспедитор, кассир, агент по снабжению и т. д.) [9, с.25]. Он также считает, что если лицо «временно позаимствовало» имущество без цели его присвоения, а для использования на время его полезных свойств, то такие действия следует квалифицировать как злоупотребление служебным положением [9, с.127].

 

Субъектом правонарушения является лицо, достигшее 14 лет.

 

Характеризуя субъективную сторону деяния, можно утверждать, что при совершении мелкого хищения лицо действует умышленно (прямой умысел), пытаясь тайно похить имущество и делает это с корыстной целью. Следует также иметь в виду, что для решения вопроса об административной ответственности надо выяснять, был ли умысел виновного направлен на совершение именно мелкого хищения.

 

Таким образом, меры административной ответственности за нарушения права собственности играют важную роль в укреплении законности, защите прав физических и юридических лиц на свое имущество.

 

Вместе с тем, административно-деликтное законодательство в данной сфере нуждается в дальнейшем совершенствовании. Следует уделить значительное внимание профилактике правонарушений в данной сфере. Обратить особое внимание на категорию тех лиц, которые совершают мелкое хищение, причины, влекущие совершение этих правонарушений. Обычно это неработающие лица, злоупотребляющие спиртным, пристрастившиеся к наркотикам. Следовало бы предусмотреть, что при хищении имущества у индивидуальных предпринимателей это деяние квалифицируется как мелкое хищение, если его стоимость не превышает, как и у юридических лиц, десять базовых величин.

 

С учетом инфляционных процессов следует пересмотреть количественную характеристику мелкого хищения. В частности, следовало бы в Уголовном кодексе предусмотреть наступление ответственности за хищение имущества граждан, стоимость которого составляет, например, пять и более базовых величин, а также уравнять подходы при совершении хищения имущества юридического лица и индивидуального предпринимателя. Соответствующие изменения должны быть внесены в КоАП.

Информация о работе Административные правонарушения за нарушения права собственности