Административные правонарушения за нарушения права собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:07, лекция

Описание работы

Меры административной ответственности за нарушения права собственности играют важную роль в укреплении законности, защите прав физических и юридических лиц на свое имущество.
Вместе с тем, административно-деликтное законодательство в данной сфере нуждается в дальнейшем совершенствовании. В частности, следует придерживаться единого подхода при определении санкций за схожие правонарушения (например, санкции ст. ст. 10.1-10.5 КоАП).
Следовало бы уточнить редакцию частей ст.10.8 и сбалансировать установленную в них ответственность, что исключило бы возможность толкования ч. 3 таким образом, что за проезд по посевам на транспорте наступает меньшая ответственность, чем хождение людей по посевам.

Содержание работы

ГЛАВА 1.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
ГЛАВА 2. НАРУШЕНИЯ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
2.1.Нарушение права государственной собственности на недра.
2.2. Нарушение права государственной собственности на воды.
2.3.Нарушение права государственной собственности на леса.
2.4.Нарушение права государственной собственности на животный мир.
ГЛАВА 3. МЕЛКОЕ ХИЩЕНИЕ
ГЛАВА 4. ИНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
4.1.Присвоение найденного имущества.
4.2.Причинение имущественного ущерба
4.3.Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений
4.4. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсач).docx

— 79.27 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ГЛАВА 1.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

 

ГЛАВА 2. НАРУШЕНИЯ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

 

2.1.Нарушение  права государственной собственности  на недра.

 

2.2. Нарушение права государственной  собственности на воды.

 

2.3.Нарушение  права государственной собственности  на леса.

 

2.4.Нарушение  права государственной собственности  на животный мир.

 

ГЛАВА 3. МЕЛКОЕ ХИЩЕНИЕ

 

ГЛАВА 4. ИНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

 

4.1.Присвоение  найденного имущества.

 

4.2.Причинение  имущественного ущерба

 

4.3.Уничтожение  или повреждение посевов, собранного  урожая сельскохозяйственных культур  или насаждений

 

4.4. Умышленные уничтожение либо  повреждение имущества

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

 

В соответствии со ст. 44 Конституции государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом. Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством. Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.

 

Как зафиксировано в указанной статье, принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

 

Основными актами, регулирующими отношения по поводу собственности, являются Конституция и Гражданский кодекс.

 

Собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица.

 

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан или юридических лиц.

 

Количество или стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц такие ограничения могут быть установлены законодательными актами.

 

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.

 

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц.

 

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

 

В Конституции содержатся положения, определяющие право собственности на природные ресурсы.

 

При этом недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения. В Конституции не подчеркивается, что эти земли составляют исключительную собственность государства.

 

В соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности все земли в Республике Беларусь подразделяются на семь категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства); земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, реакреационного и историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

 

Собственность на землю, как уже отмечалось, выступает в государственной и частной формах. К землям сельскохозяйственного назначения относят все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства предназначенные для этих целей.

 

В частной собственности граждан могут находиться земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства: строительства и обслуживания жилого дома; ведения коллективного садоводства; дачного строительства.

 

Согласно статье 44 Конституции неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом. Одной из мер по охране и защите объектов собственности является установление юридической ответственности за посягательство на них, в том числе и установление административной ответственности за правонарушения против собственности.

 

В КоАП предусмотрена отдельная глава (10), в которой определены те деяния, которые являются нарушениями против собственности. Всего в данной главе 9 статей.

 

Их объединяет то, что общим родовым объектом правонарушений является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с реализацией права собственности, и охраняемых в соответствии законом. Административная ответственность наступает независимо от того, в чьей собственности находится тот или иной объект – государства или частного лица. При этом обратим внимание, что при совершении мелкого хищения оно квалифицируется в качестве административного в зависимости от стоимости похищенного и того, чье имущество похищено (юридического или физического лица).

 

В данной главе из девяти четыре статьи посвящены нарушениям права государственной собственности на природные ресурсы -- недра, воды, леса, животный мир. При этом, о таком важнейшем природном ресурсе, как земля, идет речь в главе 23. В частности, согласно ст.23.41 КоАП установлена ответственность за самовольное занятие земельного участка. Было бы более обоснованным, если бы все правонарушения против собственности на природные ресурсы находились в одной главе – 10-й.

 

В ст. ст.10.1—10.4 предусматривается ответственность за самовольные действия с природными ресурсами. Самовольным следует считать действие, совершаемое без необходимого разрешения, при отсутствии соответствующих полномочий.

 

За совершение указанных в главе 10 КоАП правонарушений, как правило, предусматривается штраф в соответствующих размерах. Лишь при совершении мелкого хищения альтернативой штрафу может быть арест, а при присвоении найденного имущества--штраф или предупреждение.

 

Согласно ст.3.30 ПИКоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в главе 10 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица: органов внутренних дел (по ст. ст.10-10.9); сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах (по ст. ст.10.1-10.4, 10.8); органов, осуществляющих ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира (по ст.10.4); органов Комитета государственного контроля (по ст. ст.10.1-10.4, 10.7, 10.9); органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (по ст. ст. 10.1-10.4); органов, осуществляющих государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизведением лесов (по ст. ст.10.3, 10.4); Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (по ст. ст. 10.4, 10.5 (за правонарушения, связанные с хищением рыбы, содержащейся в прудах рыбоводных организаций); организаций, ведущих охотничье и рыболовное хозяйство в охотничьих и рыболовных угодьях (по ст.10.4); органов, осуществляющих государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов (по ст. ст.10.1, 10.2); органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям (по частям 1 и 2 ст.10.8 (за правонарушения, совершенные путем поджога); органов пограничной службы (по ст.10.9); государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление заповедниками и национальными парками (по ст.10.4); военизированной охраны (по ст. ст.10.5, 10.9).

 

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 10, рассматриваются судами и иными органами в зависимости от совершенного деяния: (см. ст. ст.3.1, 3.2,3.4,3.7, 3.8,3.9 ПИКоАП).

 

В заключение обратим внимание на еще одно важное обстоятельство, которое характерно не только для главы 10 КоАП, но и других глав названного Кодекса. На основе текста статей, содержащихся в главе 10 КоАП, необходимо определять те нормативные правовые акты, которые выступают своего рода бланкетными элементами гипотез и диспозиций норм об ответственности за административные правонарушения против собственности.

 

ГЛАВА 2. НАРУШЕНИЯ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

 

2.1.Нарушение  права государственной собственности  на недра

 

В соответствии со ст.10.1 КоАП самовольное пользование недрами либо совершение сделок, нарушающих право государственной собственности на недра влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

 

. Недра - часть земной коры, расположенная  ниже почвенного слоя, а при  его отсутствии - ниже земной поверхности, дна водоемов, водотоков (ст.1 Кодекса  о недрах). Как уже отмечалось, Конституция закрепляет исключительное право государственной собственности на недра. В связи с этим, согласно ст.5 Кодекса о недрах (в дальнейшем – Кодекс) государство реализует принадлежащие ему права владения, пользования и распоряжения недрами через уполномоченные государственные органы. Недра не могут быть предметом залога, купли-продажи, дарения, наследования, вклада в уставный фонд, а также предметом отчуждения в иной форме. Учитывая, что пользование недрами не может быть бесконтрольным, право собственности на добытые полезные ископаемые принадлежит недропользователю, осуществившему их добычу на законном основании, если иное не установлено законодательными актами или концессионным договором.

 

Добыча полезных ископаемых, в том числе и общераспространенных, а не только стратегически полезных (например, нефть, газовый конденсат, природный газ, драгоценные металлы и др.) допускается при наличии соответствующего разрешения.

 

К общераспространенным полезным ископаемым относятся песок (кроме песка, используемого в качестве формовочного, для производства стекла, фарфоро-фаянсовых изделий, огнеупорных материалов, цемента); песчано-гравийно-валунный материал; глина, суглинок, супесь (кроме огнеупорных, тугоплавких, формовочных, красочных, бентонитовых, кислотоупорных и каолина, а также используемых для производства фарфоро-фаянсовых изделий, цемента); мел (кроме мела, используемого для производства цемента, стекла, резины, в химической промышленности); доломит (кроме пильного, облицовочного, а также используемого для производства стекла, в металлургической и химической промышленности); мергель (кроме мергеля, используемого для производства цемента); магматические, вулканические и метаморфические породы (кроме облицовочных, а также используемых для производства декоративных изделий, огнеупорных и кислотоупорных материалов, минеральной ваты и каменного литья); торф и сапропели.

 

Следует иметь в виду, что Кодексом установлены особенности пользования недрами собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков. Они, согласно части первой ст.17 Кодекса, имеют право в установленном порядке в границах предоставленных им земельных участков для целей, не связанных с извлечением доходов, без предоставления горного отвода, утверждения лимитов добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, установления иных нормативов в области использования и охраны недр осуществлять:

 

- добычу общераспространенных полезных  ископаемых на глубину до двух  метров;

 

-. строительство и (или) эксплуатацию  подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых, на глубину до пяти метров;

 

- использование полезных ископаемых, извлеченных из недр при строительстве  подземных частей наземных зданий, сооружений и иных объектов  строительства, не связанных с  пользованием недрами;

 

- строительство и эксплуатацию  буровых скважин глубиной до 20 метров, шахтных колодцев и иных  сооружений в недрах, предназначенных  для забора подземных вод из  первого от земной поверхности  водоносного горизонта, при условии  соблюдения требований законодательства  об охране и использовании  вод. Если же землепользователи  предполагают осуществлять добычу  имеющихся на земельном участке  общераспространенных полезных  ископаемых на глубине более  двух метров, то необходим акт, удостоверяющий горный отвод.

 

В соответствии со ст.30 Кодекса правовыми основаниями пользования недрами являются:

 

-акт, удостоверяющий геологический или  горный отвод;

 

-свидетельство  о государственной регистрации  работ по геологическому изучению  недр;

 

-документ, удостоверяющий право землепользователя  на земельный участок (при пользовании  недрами в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Кодекса, т. е. речь идет о собственниках, владельцах, пользователях и арендаторах земельных участков);

 

-концессионный  договор.

 

Органами, уполномоченными принимать решение о предоставлении недр в пользование в зависимости от вида природных ресурсов являются Президент, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, местные исполнительные и распорядительные органы

 

Право пользования недрами возникает со дня государственной регистрации геологического или горного отвода, государственной регистрации работ по геологическому изучению недр, возникновения права землепользователя на земельный участок (при пользовании недрами в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Кодекса), регистрации концессионного договора в государственном реестре концессионных договоров.

Информация о работе Административные правонарушения за нарушения права собственности