Административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я последовательно рассмотрю понятие и содержание правонарушения, начав с определения и признаков, а также понятие и особенности административной ответственности. Для данной цели поставлены следующие задачи:

Содержание работы

Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Административное правонарушение:
1.1. Сущность и признаки административного правонарушения……...5
1.2. Понятие и юридический состав административного правонарушения................................................................................10
1.3. Виды административных правонарушений………………………...16
Глава II. Административная ответственность:
2.1. Понятие и основные черты административной ответственности….22
2.2. Освобождение от административной ответственности………........25
2.3. Административная ответственность юридических лиц………...….27
Глава III. Административное наказание:
3.1. Понятие и цели административного наказания………………….....30
3.2. Виды административных наказаний………………………………...32
3.3. Назначение административного наказания……………...................40
Заключение………………………………………………………………….44
Библиографический список………………………………………………..45
Приложение…………………………………………………………….......47

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.07 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава I. Административное правонарушение:

  1. Сущность и признаки административного правонарушения……...5
  2. Понятие и юридический состав административного правонарушения................................................................................10
  3. Виды административных правонарушений………………………...16

Глава II. Административная ответственность:

  1. Понятие и основные черты административной ответственности….22
  2. Освобождение от административной ответственности………........25
  3. Административная ответственность юридических лиц………...….27

Глава III. Административное наказание:

  1. Понятие и цели административного наказания………………….....30
  2. Виды административных наказаний………………………………...32
  3. Назначение административного наказания……………...................40

Заключение………………………………………………………………….44

Библиографический список………………………………………………..45

Приложение…………………………………………………………….......47

 

 

 

 

Введение

Тема моей курсовой работы – «Административное правонарушение как основание административной ответственности». Не смотря на то, что тема правонарушения достаточно изучена в теории права, тем не менее, она остается актуальной и по сей день. 

Человечеству, наряду с правомерным  поведением, всегда будет присущ его  антипод - поведение  неправомерное, то есть противоречащее нормам права, которое и выражается в правонарушениях.  Поэтому, для выработки понятия неправомерного поведения, его признаков и состава важно изучить содержание правонарушения, изучить его не только с юридической, но социологической позиций.

Кроме того, изучение правонарушения важно потому, что правонарушения  преступают  интересы,  обусловливающие  право  и  охраняемые  им,  и  тем  самым   причиняющие  вред  общественным  и  личным  интересам,  установленному  правопорядку. Это выражается  в  отрицательных  последствиях  правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка,   дезорганизацию  общественных отношений  и   уничтожение  какого-либо  блага, стеснение  свободы  поведения других субъектов. Поэтому только на основе этого изучения можно ставить цели снижения количества административных правонарушений либо ликвидации этого общественно-опасного явления.

Важно не просто дать определение правонарушения, но подчеркнуть его составляющие признаки – те элементы, которые позволяют отделить правомерное поведение от неправомерного.

В своей работе я последовательно  рассмотрю понятие и содержание правонарушения, начав с определения  и признаков, а также понятие  и особенности административной ответственности. Для данной цели поставлены следующие задачи:

1)   рассмотрение понятия, основных признаков и видов правонарушения, а также   определение и анализ юридического состава;

2)   выявление особенностей, отграничивающих правонарушение от преступления;

3)   определение юридической ответственности, которая является естественным следствием совершенного правонарушения;

4) рассмотрение понятия  административного наказания, его видов и целей;

5) ознакомление с судебной  практикой по делам об административной  ответственности за административные  правонарушения.

Таким образом, объектом исследования  является административное правонарушение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

1.1. Сущность и признаки административного правонарушения

Действующие в России различные  юридически обязательные правила имеют  своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в  определенных сферах деятельности, которые  непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а  также организаций независимо от их организационной подчиненности  и формы собственности. К ним  относятся правила поведения  в общественных местах, правила дорожного  движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила  охоты, рыбной ловли, правила приобретения, учета, хранения и использования  охотничьего огнестрельного оружия, правила воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.

Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение  противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно  опасным последствиям. Например, нарушение  правил поведения в общественных местах мешает нормальной жизнедеятельности  людей, нарушение правил дорожного  движения ставит под угрозу жизнь  и здоровье людей, приводит к повреждению  транспортных средств, снижает пропускную способность дорог, нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит  вред живой природе, а тем самым  и обществу.

Обязательные правила  адресованы широкому кругу субъектов. Одни - всем гражданам и юридическим  лицам, другие - работникам тех или  иных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи - должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих организациях.

Все названные и многие другие правила устанавливаются  федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации, а также органами исполнительной власти, действующими в пределах своей компетенции.

В качестве примера можно  назвать Федеральные законы "О  животном мире" от 24 апреля 1995 г.; "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г.; а также Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. (с изменениями и дополнениями); Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. Правила могут устанавливаться отдельными органами исполнительной власти. Так, Министерство природных ресурсов РФ вправе утверждать правила использования и охраны недр и водных объектов.

Одна из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они защищаются административными  санкциями, а их нарушение квалифицируется  в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.

 «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность»1.

При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Кодексом и другими  нормативными актами, наступает при  условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой  в соответствии с действующим  законодательством уголовной ответственности.

Понятие административного  правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, противоправное, в-третьих, виновное, в четвертых, наказуемое деяние.

Административное правонарушение как деяние представляет собой единство

физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт  человеческого

поведения, выраженный в подконтрольном сознании, мотивированном действии или бездействии. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.

Административное правонарушение - это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое  принимает форму действия либо бездействия.

Действие - это активное нарушение  установленной обязанности или  законного требования; нарушение  конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными  средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения).

Бездействие - это пассивное  поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно  должно было и могло совершить  в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации о доходах).

Сущность административного  правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя  в нормах права обязательные правила  поведения, предусматривает возможность  применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность  правонарушения обусловливает ответственность  за его совершение. Отсутствие данного  признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.

Любое административное правонарушение, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат  может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный  проезд), так и в создании условий  для наступления вреда (нарушение  санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил).

Законодатель при определении  в ст. 2.1 КоАП административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность, в отличие  от понятия преступления.

В самом деле, трудно, просто невозможно отказать в общественной опасности административным правонарушениям, которые посягают на безопасность дорожного  движения, пожарную безопасность (в  результате этих нарушений ежегодно гибнут десятки тысяч людей), нарушают правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного охотничьего или служебного оружия, и многого другого.

Признак общественной опасности  деяния не является неизменным, навсегда признанным обществом и закрепленным в праве. Развитие общества и государства вносит существенные коррективы в критерии признания деяния общественно опасным. Законодатель, "улавливая" изменения в обществе, общественном мнении, правосознании граждан, может отказать в признании общественной опасности, следовательно, наказуемости тех или иных деяний (например, спекуляции, бродяжничества) и, наоборот, установить, в частности, административную ответственность за новые общественно опасные деяния, которые таковыми ранее не являлись (например, налоговые, миграционные правонарушения).

Правом определять наличие  или отсутствие общественной опасности  административного правонарушения (деяния) обладают в рамках "административного  усмотрения" и правоприменители. Так, ст. 2.9 КоАП устанавливает, что при  малозначительности, а значит, и  отсутствии общественной опасности  совершенного правонарушения орган (должностное  лицо), уполномоченный решать дело, может  освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом административное правонарушение может быть признано малозначительным, если оно, во-первых, не причинило вреда и, во-вторых, не создало угрозы причинения вреда  личности, обществу или государству.

Юридическим выражением признака общественной опасности административного  правонарушения является противоправность. Государство, признавая то или иное действие либо бездействие общественно  опасным, устанавливает правовые запреты  на их совершение. Противоправность состоит  в том, что определенное лицо совершает  действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного  правовым актом.

Административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права  общественные отношения. Противоправность деяния заключается в нарушении  или невыполнении юридическим лицом, должностным лицом или гражданином  установленных правил, норм, стандартов и требований. При этом противоправное деяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных  последствий. Для привлечения к  административной ответственности  обычно достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовой нормой, так как административные правонарушения в рассматриваемой  сфере считаются оконченными  с момента совершения самих противоправных деяний, т.е. создания угрозы тем или  иным общественным отношениям.

Таким образом, меры административного  наказания могут быть применены  лишь в том случае, если конкретное деяние предусмотрено нормой права. Иными словами, деяние, не являющееся противоправным (направленным против права), нельзя квалифицировать как  административное правонарушение, и  оно не может повлечь административную ответственность.

Административным правонарушением  является виновное действие либо бездействие, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (или  бездействующего) лица.

При совершении административного  проступка вина может выражаться в форме как умысла, так и  неосторожности. Вина - это психическое  отношение правонарушителя к  совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию, его последствиям в форме умысла либо неосторожности. Наличие вины правонарушителя (физического или юридического лица) в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения.

Информация о работе Административное правонарушение