Административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я последовательно рассмотрю понятие и содержание правонарушения, начав с определения и признаков, а также понятие и особенности административной ответственности. Для данной цели поставлены следующие задачи:

Содержание работы

Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Административное правонарушение:
1.1. Сущность и признаки административного правонарушения……...5
1.2. Понятие и юридический состав административного правонарушения................................................................................10
1.3. Виды административных правонарушений………………………...16
Глава II. Административная ответственность:
2.1. Понятие и основные черты административной ответственности….22
2.2. Освобождение от административной ответственности………........25
2.3. Административная ответственность юридических лиц………...….27
Глава III. Административное наказание:
3.1. Понятие и цели административного наказания………………….....30
3.2. Виды административных наказаний………………………………...32
3.3. Назначение административного наказания……………...................40
Заключение………………………………………………………………….44
Библиографический список………………………………………………..45
Приложение…………………………………………………………….......47

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.07 Кб (Скачать файл)

5. Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные наказания. К ним относятся судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов РФ к ним могут быть отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы.

6. Меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями. Данное обстоятельство позволяет отличить административную ответственность от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, служащие и вспомогательный персонал, как правило, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.                       7. Привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы.

8. Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского судопроизводства.

 

3.2. Освобождение от административной ответственности

Законодательство, базируясь  на принципах демократизма, гуманности, экономии средств государственного принуждения и последовательного  использования убеждения, предусматривает  возможность освобождения лиц, совершивших  правонарушения, от того или иного  вида юридической ответственности.

Кодекс об административных правонарушениях (ст. 2.9) устанавливает  основания, условия и последствия  освобождения от административной ответственности  лиц, совершивших административные правонарушения, при малозначительности проступка. Освобождение от административной ответственности может также  проявляться и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной).

Своеобразным "освобождением" от административной ответственности  является пропуск юрисдикционным органом  и его должностными лицами по тем  или иным причинам давностного срока  назначения административного наказания, т.е. привлечения виновного к административной ответственности.

Статьей 4.5 КоАП установлен давностный срок назначения административного  наказания - постановление по делу об административном правонарушении не может  быть вынесено по истечении двух месяцев  со дня совершения правонарушения, а если правонарушение было длящимся, то не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.

Также при малозначительности совершения административного правонарушения судья или должностное лицо, уполномоченное решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, которое не повлечет юридической ответственности.

Главное состоит в том, чтобы при решении вопроса  об освобождении нарушителя от административной ответственности были тщательно  учтены все объективные и субъективные стороны состава правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

С учетом конкретных обстоятельств  дела и данных о лице, совершившем  административное правонарушение в  возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо также может  быть освобождено от административной ответственности с применением  к нему меры воздействия, предусмотренной  федеральным законодательством  о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП).

По содержанию и юридическим  последствиям освобождение от административной ответственности сходно с обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, т.е. их объединяет противоправность деяния и возможность привлечения к  ответственности, что непосредственно  относится к крайней необходимости.

Лицо, действовавшее в  состоянии крайней необходимости, административной ответственности  не подлежит. Если, например, водитель автомашины с превышением установленной  скорости везет в больницу человека, нуждающегося в неотложной медицинской  помощи, то он не будет наказан за превышение скорости, поскольку действует  в ситуации крайней необходимости.

В соответствии со ст. 2.8 КоАП исключает административную ответственность  и невменяемость. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое  во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Существует институт ограничения  административной ответственности. Эти  ограничения связаны прежде всего  с особенностями субъектов административных правонарушений, предусмотренными административным законодательством или учитываемыми правоприменителями в рамках административного  усмотрения.

Так, административный арест (ст. 3.9 КоАП) не может применяться  к беременным женщинам, женщинам, имеющим  детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для  которых охота является основным законным источником средств к существованию; они не могут быть подвергнуты  конфискации или возмездному  изъятию огнестрельного оружия и  боевых припасов.

В законодательном порядке  предусматривается ограничение  применения административных наказаний  в отношении военнослужащих и  некоторых других лиц: судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом  и привилегиями от административной юрисдикции на территории Российской Федерации.

 

3.3. Административная ответственность

юридических лиц

Характеризуя административную ответственность, следует заметить, что она распространяется на все  правонарушения (независимо от их отраслевой принадлежности), в которых находит  свое выражение административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Данное положение касается и ответственности юридических лиц.

 «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде»3.

Административную ответственность  юридических лиц характеризуют  традиционные признаки состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Однако они обладают существенными особенностями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого физическими лицами. Прежде всего и в основном это касается понятия вины.

Естественно, понятие вины применительно к юридическим  лицам должно иметь иное содержание, чем в тех случаях, когда к  административной ответственности  привлекаются физические лица. В теории права вина юридического лица всегда рассматривалась как принятие либо непринятие всех необходимых и возможных  мер для предотвращения нарушения  либо смягчения его неблагоприятных  последствий.

Объективная вина, как это  установлено ст. 2.1 КоАП, представляет собой вину юридического лица с точки  зрения государственного органа, назначающего административное наказание в зависимости  от характера конкретных действий или  бездействия юридического лица, нарушающего  установленные правила, т.е. юридическое  лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у  него имелась возможность для  соблюдения правил и норм, за нарушение  которых настоящим Кодексом или  законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъективная вина - отношение  организации в лице ее администрации, конкретных должностных лиц к  противоправному деянию. Иными словами, назначение административного наказания  юридическому лицу не освобождает от административной ответственности  за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Наиболее распространенным видом административного наказания, применяемого к юридическим лицам, в настоящее время остается штраф. Возможно также применение таких  мер, как предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, их конфискация (ст. 3.2 КоАП).

Обобщая сказанное, можно  дать следующее определение: административная ответственность юридических лиц - это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью  государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей, предупреждения правонарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

4.1. Понятие и цели административного наказания

Административные наказания  являются одним из видов административно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП устанавливает, что  административное наказание применяется  в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим  правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая  превенция).

Административное наказание  не может иметь своей целью  унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему  физических страданий, а также нанесение  вреда деловой репутации юридического лица.

Административные наказания  существенно отличаются от иных мер  административного принуждения  прежде всего своей функционально-целевой  направленностью.

Только административное наказание является установленной  государством мерой ответственности  за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую  оценку противоправного деяния нарушителя.

Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного  права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время  особенность правонарушений в сфере  государственного управления состоит  в том, что ими причиняется, как  правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который  обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере  реализации исполнительной власти, носит  наказательный, а не восстановительный  характер, т.е. они содержат обязанность  виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно  затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными потерями.

Разумеется, административным, как и уголовным наказаниям присуща  цель воспитания правонарушителей, хотя она и не упомянута в законе. Однако суть и тех, и других санкций  состоит в принудительном воздействии  на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.

Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При  этом индивидуализации ответственности  способствует то обстоятельство, что  административно-правовые санкции, как  правило, являются относительно-определенными. Например, штраф за продажу подлежащих маркировке товаров и продукции  без маркировки составляет в отношении  граждан - от 20 до 25 МРОТ.

Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются  той особенностью, что их назначает  широкий круг государственных органов  и должностных лиц. При этом административные наказания применяются как в  единоличном, так и в коллегиальном  порядке: должностными лицами органов  исполнительной власти - единолично; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав - коллегиально; судами (судьями) - коллегиально и единолично.

С рассмотренной особенностью административного наказания тесно  связан и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной  деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц  по разбирательству и разрешению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это разбирательство  в относительно простом порядке, что обусловливается самой сущностью  административного правонарушения. Административные правонарушения часто  настолько бесспорны и очевидны, что одно и то же должностное лицо согласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение о назначении наказания, и даже тут же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте).

Применение административного  наказания влечет для лица состояние  административной наказанности. Это  обстоятельство приобретает особое значение при решении вопроса  о назначении административного  наказания при повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении административного правонарушения в этот период.

Информация о работе Административное правонарушение