Административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:52, реферат

Описание работы

Проблемы правонарушения и юридической ответственности широко разрабатываются отраслевыми юридическими науками и общей теорией права. Основная и главная задача состоит в обеспечении законности, предупреждении и пресечении правонарушений, максимально возможное устранение ущерба, причиняемого ими обществу и правопорядку.

Файлы: 1 файл

Админ правонар.docx

— 31.27 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Проблемы  правонарушения и юридической ответственности  широко разрабатываются отраслевыми  юридическими науками и общей  теорией права. Основная и главная  задача состоит в обеспечении  законности, предупреждении и пресечении правонарушений, максимально возможное  устранение ущерба, причиняемого ими  обществу и правопорядку. В этой теме концентрируется две наиболее важные социальные задачи: во-первых, общество и каждый гражданин должны быть уверены, что правонарушения пресекаются с помощью соразмерных им мер государственного принуждения, что права и охраняемые законом интересы защищены от противоправных посягательств. Во-вторых, что борьба с правонарушениями ведется строго на основе закона, обеспечивающего неприкосновенность, права и свободы гражданина, не совершившего ни чего противоправного.

О правонарушении и юридической ответственности  опубликовано много статей, сборников, монографий. В разработке этой тематики имеется ряд несомненных достижений. Однако и сами понятия, и ряд их узловых проблем – предмет  не прекращающейся много лет дискуссии.

Теория  государства и права, являясь  наукой методологической, занимается исследованиями, в частности, правонарушения и юридической ответственности  в целом.

Поэтому в работе рассмотрение понятий, принципов, видов необходимо произвести в целом, так как это рассматривает  теория права. Исследование статей, монографий, сборников, а также разных источников учебной литературы позволит более  подробно исследовать тему.

 

1. Административное правонарушение

 

Административное  правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у  него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение  административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как  и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Форма вины указана в статье 2.2 КоАП РФ.

1. Административное  правонарушение признается совершенным  умышленно, если лицо, его совершившее,  сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное  правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможность наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Наиболее  распространенной и социально значимой является классификация правонарушений в зависимости от степени их социальной опасности (вредности). В этой связи  все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Административный  проступок – деяние в виде действия либо бездействия, являющееся общественно  опасным, противоправным, виновным, наказуемым.

Деяние  – акт волевого поведения, а не мысли или желания человека.

Действие  – активное невыполнение возложенной  обязанности, законного требования или нарушение установленного запрета.

Бездействие – пассивное невыполнение возложенной  на гражданина обязанности.

Таким образом, административный проступок является деянием общественно опасным, так  как причиняет вред интересам  общества, гражданам, государству.

Юридическим выражением признака общественной опасности  административного проступка является противоправность, административным проступком может быть признано только такое поведение, которое закреплено нормами административного права. Для признания деяния правонарушения надо установить, что оно являлось явление воли и разума, то есть продуктом психической деятельности человека. Не может оцениваться как административное правонарушение деяние, совершенное помимо воли человека, то есть лицом не способным руководить своими действиями или отдавать им отчет, в соответствии со ст.2.8 КоАП РФ лицо, совершившее правонарушение в таком состояние признается невменяемым и не подлежит административной ответственности. Обязательным признаком является административная наказуемость, общественно опасное деяние, запрещенное нормами административного права, признается административным проступком лишь в случаях когда за его совершение предусмотрена административная ответственность. За совершение административного правонарушения граждан, не привлекаются к административной ответственности в случаях:

1. Не  достижение 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ);

2. Совершение  правонарушение в состоянии невменяемости  (ст. 2.8 КоАП РФ);

3. Совершение  в крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ);

4. В связи с малозначительностью дело может быть прекращено в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

Преступления  отличаются максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств  уголовным законодательством. Объектами  преступного деяния являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные  формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан.

В связи  с повышенной общественной опасностью преступлений закон устанавливает  за их совершение наиболее суровые  меры наказания. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний предусмотренных уголовным законом, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Следует при этом отметить, что не является преступным деяние, хотя и имеющее все формальные признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Таким образом, любое административное правонарушение характеризуется совокупностью  всех названных признаков, отсутствие любого из них означает, то рассматриваемое деяние не является административным проступком, в таком случае оно может быть признано либо правомерным поведением, либо другим правонарушением.

Спец. субъекты административного права:

1. Должностные  лица (ст. 2.4 КоАП РФ);

2. Военнослужащие  и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП РФ);

3. Иностранные  граждане, лица без гражданства  и иностранные юридические лица (ст. 2.6 КоАП РФ).

 

2. Санкции, применяемые к гражданам,  совершившим административные правонарушения

 

Весь  перечень административных наказаний  указан в ст. 3.2 КоАП РФ, является жестко регламентированным и расширенному толкованию не подлежит. То есть, нельзя придумать никакого другого наказания кроме указанных в данной статье:

1. Предупреждение  – мера административного наказания,  выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме;

2. Административный  штраф является денежным взысканием;

3. Возмездное  изъятие орудия совершения или  предмет административного правонарушения  – подразумевает под собой  передачу бывшему собственнику  врученной суммы за вычетом  расходов на реализацию изъятого  предмета; назначается только судьей. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию;

4. Конфискация  орудия совершения или предмета  административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей; назначается только судьей;

5. Лишение  специального права, предоставленного  физическому лицу; назначается только  судьей (лишение специального права  в виде права управления транспортным средством);

6. Административный  арест – заключается в содержании  нарушителя в условиях изоляции  от общества и устанавливается  на срок до 15 суток, а в особых  случаях до 30 суток; назначается  только судьей;

7. Административное  выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через государственную границу РФ за пределы РФ;

8. Дисквалификация  – заключается в лишении физического  лица право занимать руководящей  должности на определенный срок  от 6 месяцев до 3 лет; назначается  судьей.

В отношении  юридического лица могут применяться  административные наказания, в выше перечисленных пунктах 1-4. Административные наказания, в выше перечисленных в пунктах 3-8, устанавливаются только КоАП РФ. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Два и более одних и тех же либо разных основных административных наказаний за одно административное правонарушение не применяется. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания. Данные наказания могут быть применены как в качестве самостоятельных основных наказаний, так и в качестве дополнительного наказания вместе с основным наказанием, указанным в ст. 3.3 ч.1 КоАП РФ.

Процессуальные  нормы, регулирующие процедуру привлечения  гражданина к административной ответственности, закреплены в разделах III, IV, V КоАП РФ. Таким образом, административная ответственность как вид юридической ответственности выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившего административное правонарушение.

 

 

3. Состав административного правонарушения

 

Состав  – совокупность признаков, установленных  нормой административного права, наличие  которых может повлечь административную ответственность, так как все признаки состава, закрепленные в норме административного права, становятся обязательными и отсутствие в фактически совершенном деянии одного из указанных в правовой форме признаков состава означает, что лицо не совершило проступка, предусмотренного данной нормой.

Все признаки состава делятся на:

- объективные – объект, объективная сторона;

- субъективные – субъект, субъективная сторона.

По особенностям конструкции выделяются следующие  виды составов:

1. Материальные  и формальные. Материальные –  составы, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий совершенного деяния или описывается деяние, обязательно влекущее наступление вредных последствий, хотя последствия законом не называются. Материальный состав определяется для правильной квалификации правонарушения и для того, чтобы решить вопрос о возмещении причиненного ущерба.

Формальные  – составы, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий.

2. Простые  и квалифицированные. Простые  составы устанавливают административную ответственность за конкретное деяние без ее усиления; если в простой состав вводится квалифицирующий (усиливающий ответственность) признак, то деяние квалифицируется по другой статье или по другому пункту статьи, предусматривающему более строгое наказание (повторность, систематичность, совершение правонарушения должностным лицом, причинение материального ущерба, совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения).

3. Однозначные  и альтернативные. В однозначных  составах описывается одно противоправное деяние, за которое устанавливается административная ответственность. В альтернативных составах описывается два и более противоправных деяния, при этом административным правонарушением признается как совершение одного из описанных деяний, двух или всех сразу.

 

3.1. субъективные признаки

 

Субъект административного правонарушения – в ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16 – летнего возраста, в ст. 2.8 КоАП РФ лицо, находящееся в состоянии невменяемости не подлежит административной ответственности, таким образом, возраст 16 лет и вменяемость являются общими признаками субъекта административной ответственности. Гражданин, обладающий данными признаками, является общим субъектом административной ответственности. Наряду с общим выделяется и специальный субъект, такая необходимость возникает, когда в состав проступка законодатель включает наряду с общими признаками какие либо специальные. К признакам спец. субъекта относится: служебная обязанность, вид деятельности, прошлое противоправное поведение и др.

Информация о работе Административное правонарушение