Административные правонарушения против собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Действующие в Республике Беларусь различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры, правила торговли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….4
1 Понятие и общая характеристика правонарушений против собственности…..6
1.1 Понятие и характеристика административного правонарушения………...…6
1.2 Состав административного проступка…………………………………………9
2 Юридическая характеристика составов правонарушений, образующих 10 главу Особенной части КоАП Республики Беларусь………………….. ……….15
3 Задачи милиции по предупреждению и пресечению некоторых правонарушений, посягающих на собственность………………………………..20
4 Основания и порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на собственность………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

Административка.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

     Статья 10.4 Нарушение права государственной собственности на животный мир25. Объектом рассматриваемого правонарушения является право собственности на животный мир, а также установленный уполномоченными органами государства порядок пользования животным миром. Пользование животным миром осуществляется юридическими лицами на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории. Граждане осуществляют пользование животным миром на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях: пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией); самовольная, т.е. без надлежащего оформления, переуступка права пользования объектами животного мира. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются граждане и юридические лица - пользователи животного мира, виновные в совершении указанных противоправных деяний, а также должностные лица, на которых возложена обязанность обеспечивать исполнение установленных правил. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной в форме умысла.

     Статья 10.5 Мелкое хищение. Объектом правонарушения, является собственность в любой форме, а непосредственным предметом выступает имущество. С объективной стороны правонарушение характеризуется противоправным деянием, направленным на завладение чужим имуществом. Хищение - это совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. Важное значение для характеристики данного правонарушения имеет цель - корысть. Кроме того, для квалификации этих деяний определяющим является указанный в статье способ их совершения: - путем кражи, т.е. тайного хищения чужого имущества; - мошенничества, т.е. хищения чужого имущества или приобретения права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием; - присвоения или растраты, т.е. хищения чужого имущества, вверенного виновному.

      Кроме того, следует учитывать и стоимость похищенного. Субъектами комментируемого состава признаются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста и виновные в совершении указанных противоправных деяний. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно, лицо сознает противоправность своего деяния, желает его совершить для достижения корыстной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     4 Основания и порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на собственность

 

 

     Административная ответственность за правонарушения, посягающие на собственность, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

     Административная ответственность – особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания: - нормативное, то есть систему норм, регулирующих ее; - фактическое, то есть деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение); - процессуальное, то есть акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

     Для наступления реальной ответственности за правонарушения, посягающие на собственность необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить взыскание за правонарушение26.

     Порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на собственность, включает в себя несколько стадий.

  • Составление протокола. О совершении административного правонарушения, посягающего на собственность, составляется протокол уполномоченными на то должностными лицами либо государственными органами, определенными в законодательстве Республики Беларусь.
  • Направление протокола. Протокол в возможно короткий срок направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, посягающему на собственность.
  • Доставление нарушителя. В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен в милицию. При совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другую государственную или общественную собственность, нарушитель может быть доставлен работниками военизированной охраны в служебное помещение военизированной охраны или в милицию для пресечения правонарушений, установления личности нарушителя и составления протокола о правонарушении. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.
  • Передача дела в орган рассматривающий данные дела. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, по ст. 4.1 Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях (далее ПИКоАП), вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу и так далее27. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении, о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
  • Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении. Орган (должностное лицо) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы: 1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; 2) правильно ли составлены протокол и другие материалы дела об административном правонарушении; 3) извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; 4) истребованы ли необходимые дополнительные материалы; 5) о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката. Дело об административном правонарушении рассматривается, как правило, по месту его совершения. Дела об административных правонарушениях по общему правилу рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
  • Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления состава коллегиального органа или представления судьи, должностного лица, рассматривающего данное дело. Председательствующий в заседании коллегиального органа, судья или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, устанавливают факт явки участников административного процесса, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, оглашает протокол об административном правонарушении, разрешает ходатайства. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, и исследуются доказательства. Орган (должностное лицо) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли вред, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол. Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу.
  • Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, их представителями, защитником. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу. Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами) в месячный срок со дня их поступления, если иное не установлено законодательством. Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления28.

Суд, должностное лицо при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении принимает одно из следующих решений: 1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения; 2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение; 3) отменяет постановление и прекращает дело; 4) изменяет меру и вид взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено; 5) отменяют постановление и направляют дело на рассмотрение компетентного органа, если постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, не правомочным решать данное дело; 6) прекращают административный процесс по делу, если истек срок для привлечения к административной ответственности29.

Постановление о наложении  административного взыскания, вступившее в законную силу, обязательно для исполнения государственными органами, иными организациями и физическими лицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

     Подводя итоги проведенному исследованию, мы можем сделать ряд соответствующих выводов, являющихся неотъемлемым следствием изложенных проблем и вопросов и соответствующих поставленным задачам.

     Во-первых, как мы выяснили, под административным правонарушением понимается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными данным кодексом деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Так как КоАП не устанавливает каких-либо исключений по поводу определения административного правонарушения его состава для отдельных видов правонарушений, в качестве административного правонарушения против собственности можно понимать противоправное виновное, умышленное либо неумышленное деяние, за которое установлена административная ответственность соответствующими статьями главы 10 КоАП.

     Во-вторых, понятие административного правонарушения охватывает такие признаки общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость деяния совершенного в форме действия или бездействия. Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя.

     В-третьих,  в теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных Кодексом об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение (например, мелкое хищение, присвоение найденного имущества и т.п.). Составы правонарушений могут отличаться по внутренним составляющим каждого из элементов (например, некоторые правонарушения предусматривают в качестве субъектов только физических лиц, или совершение правонарушения возможно только умышленно и т.п.).

     Правонарушения являющиеся объектом изучения данной курсовой работы отнесены законодателем к главе 10 КоАП, как правонарушения против собственности.

     В основе объединения этих посягательств лежит родовой объект - отношения собственности, включающие права собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, а также права лица, хотя и не являющегося собственником, но владеющего имуществом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или иным правовым актом.

 

     Вещи, являющиеся предметом преступлений против собственности, должны определяться числом, весом, мерой или обладать индивидуальными признаками, например, являться предметами, имеющими определенное происхождение (природные объекты).

     Следует отметить, что многие составы правонарушений абсолютно идентичны преступлениям установленным в Уголовном кодексе Республики Беларусь и разграничивает в данном случае их только размер ущерба.

     В-четвертых, понятие «пресечение и предупреждение правонарушений» охватывает самые разнообразные виды предупредительной деятельности, включая усилия по профилактике, предупреждению и пресечению правонарушений, в том числе и против собственности. Предупредить - значит помешать, чему-либо осуществиться. Предупреждение направлено на выявление и устранение причин и условий правонарушений. Предотвращение - это недопущение, а пресечение - прекращение уже начавшегося либо происходящего правонарушения.

     Административная ответственность за правонарушения, посягающие на собственность, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

     Основания административной ответственности:

  • нормативное, то есть систему норм, регулирующих ее;
  • фактическое, то есть деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);
  • процессуальное, то есть акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

      1 Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями 24. 11. 1996 г. и 17. 10. 2004 г.). М.: Амалфея, 2004. 48 с.

     2 Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-З, в ред. от 15.06.2009 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 28.11.2009.

      3 Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 09 июл. 1999 г., № 275-З, в ред. от 15.07.2009 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 28.11.2009.

      4 Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 07 дек. 1998 г., № 218-З, в ред. от 08.07.2008 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 30.11.2009.

      5 О внесении изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам ответственности за хищение государственных наград: Закон Респ. Беларусь, 7 мая 2007 г., № 209-3// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 30.11.2009.

      6 Об органах внутренних дел: Закон Респ. Беларусь, 17 июл. 2007 г., №263-3, в ред. от 16.07.2008 г., №354-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. Дата доступа: 30.11.2009.

      7 Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 20 дек. 2006 г., № 194-З, в ред. от 15.06.2009 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 30.11.2009.

     8 Административное право: учебное пособие / Л.Л. Попов [и др.]; под ред. Л.Л. Попова – М.: Юристъ, 2003. – 471 с.

     9 Административное право: учеб. Пособие / Д.А. Гавриленко [и др.]; под ред. Д.А. Гавриленко. – Мн.: Амалфея, 2002. – 416 с.

     10 Административное право Российской Федерации: в 2 ч. / А.П. Алехин [и др.].  – М.: Юрист, 1994. – Ч. 1. – 385 с.

     11 Бахрах, Д.Н. Административное право России: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. – М.: БЕК, 1997. – 472 с.

     12 Бельский, К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура / К.С. Бельский // Государство и право. – 1999. – № 2. – С.12.

 

 

    13 Кисин, В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация / В.Р. Кисин. – М.: Правоведение, 1991. – 273 с.

     14 Константинов, П.Ю. Взаимосвязь административных правонарушений и преступлений: проблемы теории и практики / П.Ю. Константинов // Правоведение. – 2005. – № 3. – С. 58-74.

     15 Кузьмичева, Г.А. Административная ответственность / Г.А. Кузьмичева. – М.: Гардарики, 2000. – 314 с.

     16 Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. – 543 с.

     17 Овсянко, Д.М. Административное право: учебное пособие / Д.М. Овсянко. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.

Информация о работе Административные правонарушения против собственности