Административные правонарушения против собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Действующие в Республике Беларусь различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры, правила торговли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….4
1 Понятие и общая характеристика правонарушений против собственности…..6
1.1 Понятие и характеристика административного правонарушения………...…6
1.2 Состав административного проступка…………………………………………9
2 Юридическая характеристика составов правонарушений, образующих 10 главу Особенной части КоАП Республики Беларусь………………….. ……….15
3 Задачи милиции по предупреждению и пресечению некоторых правонарушений, посягающих на собственность………………………………..20
4 Основания и порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на собственность………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

Административка.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2 Юридическая характеристика составов правонарушений, образующих 10 главу Особенной части КоАП Республики Беларусь

 

 

     Собственность в Республике Беларусь выступает в форме частной и государственной собственности, из которой можно выделить собственность административно-территориальных единиц.

     Правонарушения против собственности включены в главу 10 КоАП. В основе объединения этих посягательств лежит родовой объект - отношения собственности, включающие права собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, а также права лица, хотя и не являющегося собственником, но владеющего имуществом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или иным правовым актом.

     В собственности могут находиться предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, иные природные объекты, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги и другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения.

     Вещи, являющиеся предметом преступлений против собственности, должны определяться числом, весом, мерой или обладать индивидуальными признаками, например, являться предметами, имеющими определенное происхождение (природные объекты). Предметом посягательств на собственность обычно является движимое имущество. Однако при совершении мошенничества, вымогательства и уничтожения или повреждения имущества предметом посягательства может быть и недвижимость, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (здания, сооружения, многолетние насаждения и т.п.).

     Так по ст. 10.8 «Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений» являются уничтожение или повреждение посевов, находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений домашними животными, птицей или иным способом влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати базовых величин.

     За это же правонарушение предусмотрена и усиленная ответственность, указанная в ч. 2 данной статьи: те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения влекут наложение штрафа в размере от пятнадцати до двадцати пяти базовых величин16.

     Кроме того, проезд по посевам или насаждениям на автомобиле, тракторе, комбайне, мотоцикле или другом транспортном средстве влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

     Еще одна статья главы 10 КоАП содержит несколько пунктов. Речь идет о ст. 10.5  «Мелкое хищение».

     Так мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

     Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест17.

     Следует отметить, что данная статья содержит наибольшее число самостоятельных признаков отдельного состава правонарушение.

     Мелкое хищение может быть совершено путем:

     1) кражи  – тайное похищение имущества (ст. 205 Уголовного кодекса Республики Беларусь18 (далее – УК));

     2)мошенничества  – завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 209 УК);

     3) злоупотребления служебными полномочиями - завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ст. 210 УК);

     4) присвоения или растраты.

     При этом в данной статье напрямую указывается, что ответственность наступает не только за оконченное правонарушение, но и за покушение на него. Покушением на административное правонарушение признается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам (ст. 2.3 КоАП).

     Ч. 2 ст. 10.5 устанавливает повышенную ответственность по признаку повторности за такое же правонарушение.

     Следует  отметит, что составы с аналогичными признаками содержаться и в Уголовном кодексе Республики Беларусь, поэтому возникает необходимость разграничения правонарушения в виде мелкого хищения от уголовно-наказуемых преступлений.

     Законодатель четко указывает, что разграничением должен служить лишь размер похищенного.

     В примечании к ст. 10.5 КоАП говориться, что под мелким хищением понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище19.

     Большой интерес представляют правонарушения, содержащиеся в статьях 10.1 – 10.4 КоАП.

     Статья 10.1 «Hарушение права государственной собственности на недра».

     Самовольное пользование недрами либо совершение сделок, нарушающих право государственной собственности на недра, влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

     Статья 10.2 «Hарушение права государственной собственности на воды».

     Самовольные захват водных объектов или водопользование, а также самовольная переуступка права водопользования либо совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на воды, влекут наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

     Статья 10.3 «Hарушение права государственной собственности на леса».

     Самовольная переуступка права лесопользования или совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на леса, влекут наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

     Статья 10.4 «Hарушение права государственной собственности на животный мир».

     Самовольные пользование или переуступка права пользования объектами животного мира либо совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на животный мир, влекут наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

     Так как по Конституции Республики Беларусь правом собственности на природные объекты обладает государство20, законодатель, учитывая норму Основного Закона, установил, что ответственность за данные правонарушения наступает только за нарушение права государственной собственности на определенный природный объект: недра, воды, леса, животный мир.

     Причем при характеристике данных правонарушений отличительной особенностью их является то, что способом их совершения являются переуступка права пользования, причем самовольная, либо совершение иных неправомерных сделок.

      Статья 10.6 устанавливает ответственность за присвоение найденного заведомо чужого имущества или клада.

      Статья 10.7 – за причинение ущерба в незначительном размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана, злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации при отсутствии признаков мелкого хищения21.

      Необходимо  отметить, что статьи с такими же признаками содержаться и в УК Республики Беларусь. Однако и здесь отграничивающим признаком является размер причиненного вреда. В УК говориться о крупном размере похищенного.

      И наконец, ст. 10.9 КоАП устанавливает ответственность за умышленные уничтожение либо повреждение имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере.

     Следует отметить, что субъектами всех правонарушений могут быть как физические лица, так и юридические лица, и должностные лица.

     Как уже упоминалось выше, объективная сторона характеризуется как действием так и бездействием.

     Ответственность за правонарушения против собственности возможна лишь при условии, что предмет посягательства не принадлежит виновному, является для него чужим.

     Предметом правонарушений против собственности не могут быть радиоактивные материалы, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, а также наркотические средства или психотропные вещества. Хищение либо вымогательство этих предметов отнесены по соображениям общественной безопасности и охраны здоровья населения к защите Уголовным кодексом Республики Беларусь. Нельзя признавать предметом правонарушений против собственности документы, не обладающие экономической ценностью (паспорт, диплом об образовании, трудовая книжка, удостоверение личности и т.п.).

     К предметам посягательств против собственности не могут быть отнесены объекты интеллектуальной собственности, поскольку они нематериальны и не обладают признаком вещи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     3 Задачи милиции по предупреждению  и пресечению некоторых правонарушений, посягающих на собственность

 

 

     Охрана  собственности от посягательств  является одной из задач милиции  в Республике Беларусь, закрепленной  в Законе Республики Беларусь  «Об органах внутренних дел»22. Значение борьбы с правонарушениями против собственности обусловлено, прежде всего, их криминологической характеристикой.

     Понятие «пресечение и предупреждение правонарушений» охватывает самые разнообразные виды предупредительной деятельности, включая усилия по профилактике, предупреждению и пресечению правонарушений, в том числе и против собственности. Предупредить – значит помешать, чему-либо осуществиться. Предупреждение направлено на выявление и устранение причин и условий правонарушений. Предотвращение – это недопущение, а пресечение – прекращение уже начавшегося либо происходящего правонарушения.

     При ответе на данный вопрос обратимся к главе 10 КоАП.

     Статья 10.1 Нарушение права государственной собственности на недра. Пользование участком недр возможно только на основе лицензии, выдаваемой уполномоченным государственным органом в установленном порядке. Лицензия – это документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр. Субъектами данного правонарушения признаются граждане и юридические лица – пользователи недрами, а также должностные лица, обеспечивающие исполнение установленных требований к застройке площадей залегания полезных ископаемых. С субъективной стороны, рассматриваемые противоправные действия могут быть совершены только умышленно23.

     Статья 10.2 Нарушение права государственной собственности на воды. Водные объекты являются государственной собственностью. Следовательно, пользование ими может осуществляться только в порядке, установленном уполномоченными государственными органами. Объектом посягательства данного правонарушения является государственная собственность на водные объекты и установленный порядок пользования ими. Объективная сторона правонарушения выражается в нескольких противоправных действиях: самовольное занятие водного объекта или его части, т.е. без получения соответствующего разрешения (лицензии); пользование водным объектом или его частью без разрешения (лицензии), если получение такового предусмотрено законом. Лицензия на водопользование признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами, при этом лицензия может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов; пользование водным объектом без договора. После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным; нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором (например, использование водного объекта не в тех целях, что указаны в лицензии или договоре, несвоевременное или неправильное внесение платы за пользование указанным объектом и т.д.)24. Субъектами рассматриваемого правонарушения признаются водопользователи - граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензию на пользование водным объектом, а также должностные лица, на которых возложена обязанность обеспечивать исполнение установленных требований к водопользованию. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено только умышленно.

     Статья 10.3 Нарушение права государственной собственности на леса. Лесной фонд является государственной собственностью. Порядок пользования им устанавливается актами государственных органов исполнительной власти. Объектом правонарушения, являются право собственности на лес и установленный порядок управления лесным фондом. Непосредственным предметом посягательства являются: участки лесного фонда - участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью; участки леса, не входящие в лесной фонд, - леса, расположенные на землях обороны, землях городских поселений (городские леса). Объективная сторона правонарушения выражается в совершении активных противоправных действий, направленных на нарушение установленных требований к пользованию лесным фондом: самовольное, т.е. без надлежащего оформления, занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд. Право пользования указанными лесными участками возникает на основе договора аренды, договора безвозмездного пользования, договора концессии, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета; использование лесных участков без специального разрешения для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей. Субъектами правонарушения признаются лесопользователи - граждане и юридические лица, виновные в совершении вышеуказанных противоправных деяний, а также должностные лица, которые обязаны обеспечивать исполнение установленных правил. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено только умышленно.

Информация о работе Административные правонарушения против собственности