Административные наказания в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 00:33, контрольная работа

Описание работы

Понятие административного наказания в отечественном административном законодательстве впервые дано в ст. 3.1 "Цели административного наказания" КоАП РФ. Данное в КоАП РФ понятие административного наказания терминологически несущественно отличается от понятия административного взыскания, закреплявшегося в КоАП РСФСР, что дает право с некоторой долей условности говорить о преемственности дефиниции исследуемой правовой категории и возможности анализа дореформенной административно-правовой литературы.

Содержание работы

Понятие и цели административных наказаний
Виды административных наказаний
Наложение административных наказаний
Эффективность административных наказаний

Файлы: 1 файл

ответ.docx

— 47.23 Кб (Скачать файл)

3) добровольное сообщение  лицом, совершившим административное  правонарушение, в орган, уполномоченный  осуществлять производство по  делу об административном правонарушении, о совершенном административном  правонарушении; 

4) оказание лицом, совершившим  административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному  осуществлять производство по  делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств,  подлежащих установлению по делу  об административном правонарушении; 

5) предотвращение лицом,  совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного  правонарушения; 

6) добровольное возмещение  лицом, совершившим административное  правонарушение, причиненного ущерба  или добровольное устранение  причиненного вреда; 

7) добровольное исполнение  до вынесения постановления по  делу об административном правонарушении  лицом, совершившим административное  правонарушение, предписания об  устранении допущенного нарушения,  выданного ему органом, осуществляющим  государственный контроль (надзор); 

8) совершение административного  правонарушения в состоянии сильного  душевного волнения (аффекта) либо  при стечении тяжелых личных  или семейных обстоятельств; 

9) совершение административного  правонарушения несовершеннолетним; 

10) совершение административного  правонарушения беременной женщиной  или женщиной, имеющей малолетнего  ребенка.

 

Законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (принцип целесообразности).

 

Одновременно субъектом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях должны учитываться обстоятельства, отягчающие административную ответственность лица, совершившего административное правонарушение (ст. 4.3).

 

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного  поведения, несмотря на требование  уполномоченных на то лиц прекратить  его; 

 

2) повторное совершение  однородного административного  правонарушения, если за совершение  первого административного правонарушения  лицо уже подвергалось административному  наказанию, по которому не истек  срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса;

 

3) вовлечение несовершеннолетнего  в совершение административного  правонарушения;

 

4) совершение административного  правонарушения группой лиц; 

 

5) совершение административного  правонарушения в условиях стихийного  бедствия или при других чрезвычайных  обстоятельствах; 

 

6) совершение административного  правонарушения в состоянии опьянения. 

 

Судья, орган, должностное  лицо, налагающие административное взыскание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

 

Порядок наложения административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений определен статьей 4.4. 1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое совершенное административное правонарушение. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, взыскание налагается в пределах только одной санкции.

 

Давность привлечения  к административной ответственности регламентирована ст. 4.5. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. За административные правонарушения, влекущие применение административного взыскания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Лицо, на которое наложено административное взыскание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному взысканию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому уполномоченными органом или должностным лицом, споры о возмещении имущественного ущерба и о возмещении морального вреда, разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства. Административный арест исчисляется сутками, а лишение специальных прав гражданина — годами, месяцами и днями.

 

Срок погашения  административного наказания (ст. 4.6) исчисляется одним годом. После этого лицо считается не подвергавшимся административному наказанию. Эта мера способствует восстановлению полного административно-правового статуса гражданина.

 

 

4. Эффективность административных наказаний

 

Административные наказания  оказывают значительное влияние  на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению преступлений. Вместе с тем для более успешной борьбы с правонарушениями необходимо знать, насколько результативны  эти наказания, какое воздействие  они оказывают на сознание и поведение  людей, ибо без достоверных данных об эффективности административных наказаний невозможно оптимизировать практику их применения, совершенствовать законодательство об административной ответственности.

Определение эффективности  административных наказаний предполагает рассмотрение: 1) понятия, 2) условий  и 3) факторов эффективности названных  средств охраны правопорядка.

Понятие эффективности административных наказаний включает в себя два  элемента:

1) фактически достигнутый  (реальный) результат применения административных наказаний

2) цель, для достижения  которой были приняты соответствующие  правовые санкции. 

Следовательно, эффективность (Э) административных наказаний в  сфере охраны правопорядка выражается соотношением двух величин - результата (Р) применения административных наказаний  и целей (Ц) их законодательного установления, т.е. 

Р

Э = ---

Ц

 

Определив элементы этого  соотношения, можно выявить степень (коэффициент, уровень) эффективности  административных наказаний.

Теоретически можно определить следующие цели рассматриваемых  наказаний: воспитание нарушителя, частное  и общее предупреждение правонарушений.

 

Цель воспитания. Применение административного наказания влечет для правонарушителя ряд отрицательных последствий морального, материального и физического характера. Однако правоограничения, составляющие содержание санкции, не являются целью административного наказания. Они служат средством воспитания людей в духе уважения к закону, к праву, способом формирования законопослушных граждан. Постановка воспитательной цели административных наказаний свидетельствует о подлинном гуманизме демократического государства, которое в борьбе с правонарушениями исходит прежде всего из задачи нравственного воспитания личности.

 

Цель частного предупреждения. Эта цель ставится только в отношении лиц, подвергнутых административным наказаниям за совершение административных правонарушений, имея в виду предупреждение рецидива с их стороны. Каковы пути достижения названной цели? Применение административных санкций влечет неблагоприятные для правонарушителя последствия, которые он обязан претерпеть. И боязнь быть вновь подвергнутым наказанию удерживает его от повторного совершения правонарушения. Это чувство усиливается тем обстоятельством, что повторное совершение аналогичного проступка может повлечь за собой более суровую административную санкцию.

Помимо устрашения как средства достижения цели частного предупреждения, административные санкции содержат в себе разнообразные формы лишения фактической возможности совершить новое правонарушение. Так, конфискация у браконьера орудий лова, плавательных средств и т.п. лишает его фактической возможности продолжать незаконный лов рыбы; режим содержания административно арестованных (изоляция от общества, охрана и т.п.) имеет одну из целей - не допустить совершения правонарушений со стороны арестованных.

 

Цель частного предупреждения наказаний - это предупреждение административных правонарушений. Однако превентивная роль административных санкций гораздо шире. Многие административные правонарушения нередко "перерастают" в преступления, и борьба с ними посредством административного наказания является одновременно и борьбой с преступлениями. Поэтому правильнее при определении предупредительной цели административных наказаний говорить о предупреждении правонарушений, имея в виду как административные правонарушения, так и преступления.

 

Цель общего предупреждения. Если частное предупреждение заключается в предотвращении правонарушений со стороны лиц, уже подвергнутых административным наказаниям, то общая превенция состоит в предупреждении правонарушений иных лиц. 
Цель общего предупреждения обеспечивается прежде всего информацией о самом законе, предусматривающем возможность применения наказания за совершение административного правонарушения. Санкции правовых норм удерживают от совершения правонарушения неустойчивых лиц. Боязнь быть подвергнутым административному наказанию удерживает их от совершения правонарушений. Важным средством достижения общепревентивной цели является применение административных наказаний к правонарушителям, их реальное исполнение.

Определив цели административных наказаний, необходимо выяснить результат  их действия, который выражается в  конкретных количественных показателях. Посредством таких показателей  устанавливается коэффициент (степень) эффективности рассматриваемых  санкций. Выбор показателей зависит  от того, эффективность какой цели - воспитательной, частнопревентивной или общепревентивной, какого наказания - штрафа, административного ареста или конфискации и за какой конкретный вид проступка - противоправные проявления пьянства, мелкое хулиганство, нарушение правил охоты и т.д. - подвергается исследованию. Вместе с тем эти показатели должны быть объективными, достоверными, способными количественно отражать поведение людей. Такие показатели позволяют судить об изменениях в поведении лиц, подвергнутых административным наказаниям, и получить данные о коэффициенте их эффективности, т.е. о числовом выражении степени достижения целей рассматриваемых санкций.

Так, для определения эффективности  частнопревентивного воздействия административных наказаний можно использовать показатели, характеризующие: во-первых, рецидив административных правонарушений; во-вторых, совершение преступлений лицами, подвергнутыми административным санкциям; в-третьих, совершение проступков и преступлений в период отбывания длящегося административного наказания, например административного ареста, лишения водительских прав.

Полученные путем использования  названных показателей числовые значения коэффициента эффективности  административных наказаний будут  различными. В тех случаях, когда  из исследуемой группы лиц, к которым  применено административное наказание, никто не совершил нового правонарушения (проступка - по первому показателю, преступления - по второму), коэффициент  эффективности равен единице. Чем  больше отмечается рецидив, тем меньше оказывается коэффициент эффективности  административной санкции (так, если из 100 человек, подвергшихся административным наказаниям, 10 вновь совершили правонарушения, то коэффициент эффективности составляет 0,9).

Важное значение для эффективности административных наказаний имеет соблюдение определенных условий их результативности. Нередко причины недостаточной действенности административных санкций, как показывает практика их применения, кроются именно в несоблюдении тех или иных условий.

Группировку конкретных условий  эффективности административных наказаний  можно провести по двум направлениям: во-первых, условия эффективности, связанные  с действующим законодательством, и, во-вторых, условия эффективности, связанные с применением административных санкций.

К первой группе относятся  два условия:

1) наличие систематизированного  и стабильного законодательства, регулирующего административную  ответственность; 

2) информированность субъектов  права о существующих правовых  запретах и санкциях, установленных  за их нарушение.

Вторая группа включает следующие  условия эффективности административных наказаний:

1) оперативность производства  по делам об административных  правонарушениях; 

2) воспитательное воздействие  на нарушителя процедуры рассмотрения  дела и вынесения постановления  о применении административного  наказания; 

3) реальность исполнения  санкций; 

4) стабильность административной  практики;

5) законность и справедливость  примененных санкций; 

Информация о работе Административные наказания в Российской Федерации