Административный надзор в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении теории и практики административной деятельности органов исполнительной власти по реализации своих надзорных полномочий, формулированию на этой основе существующих проблем, связанных с правовыми и организационными вопросами надзорной деятельности, их анализе.
Задачи курсовой работы:
• раскрыть сущность и значение административно-надзорной деятельности как самостоятельного вида государственной деятельности органов исполнительной власти;
• исследовать содержание и формы административного надзора в Российской Федерации;

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Сущность административного надзора.
1.1. Административный надзор как вид государственной деятельности
органов исполнительной власти.
1.2. Административный надзор: понятие, характерные черты,
особенности осуществления.
Глава 2. Виды административного надзора.
2.1. Санитарно-эпидемиологический надзор.
2.2. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
2.3. Надзор в области пожарной безопасности.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Административный надзор в Российской Федерации.docx

— 72.35 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.

Глава 1. Сущность административного надзора.

           1.1. Административный надзор как вид государственной деятельности

                  органов исполнительной власти.

         1.2. Административный надзор: понятие, характерные черты,

                  особенности осуществления.

Глава 2. Виды административного надзора.

          2.1. Санитарно-эпидемиологический надзор.

          2.2. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.

          2.3. Надзор в области пожарной безопасности.

Заключение.

Библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

За последние годы в  социально-политической и экономической  жизни страны произошли большие  изменения. Принят ряд законов и  других нормативно-правовых актов, изменивших компетенцию органов государственной  власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно  связанных со сферой государственного контроля и надзора. Положения Конституции Российской Федерации принципиально по-новому определяют место и роль личности в обществе, ставят в разряд государственной политики эффективную защиту основных прав и свобод граждан как высшей ценности.1

Административный надзор является важнейшим способом обеспечения  безопасности в российском государстве, правовым механизмом защиты конституционных  прав и свобод граждан, соблюдения законных интересов юридических лиц, необходимой  формой публичного управления и функцией государственных органов исполнительной власти.

В настоящее время в  России на различных предприятиях и  производствах эксплуатируется  до 70 % изношенного оборудования, которое  морально и физически устарело и  не соответствует требованиям современного технического прогресса и требованиям  рыночной экономики. Следовательно, административный надзор должен отвечать современным  потребностям государства, так как  без данного института невозможно осуществлять эффективное публичное  управление.

Проводимые исследования показывают, что более 90 % граждан Российской Федерации считают необходимым усилить меры государственного контроля и надзора в различных сферах жизнедеятельности. Данное обстоятельство указывает на потребность общества в подобной деятельности государства.

Актуальность темы курсовой работы определяется прежде всего тем, что необходимость проведения активной работы по формированию правовой базы нового Российского государства в настоящее время все более очевидна.

В качестве предмета курсовой работы выступают правовые и организационные  вопросы административного надзора в Российской Федерации.

Цель курсовой работы состоит  в изучении теории и практики административной деятельности органов исполнительной власти по реализации своих надзорных полномочий, формулированию на этой основе существующих проблем, связанных с правовыми и организационными вопросами надзорной деятельности, их анализе.

          Задачи курсовой работы:

• раскрыть сущность и значение административно-надзорной деятельности как самостоятельного вида государственной  деятельности органов исполнительной власти;

•   исследовать содержание и формы административного надзора в Российской Федерации;

• дать характеристику субъектам  административно-надзорной деятельности;

• определить основные элементы организации административного надзора;

Несмотря на многообразие объектов надзора,  характерные направления административной деятельности органов исполнительной власти, правовая база и организационные формы надзорной деятельности являются во многом сходными. Соответственно, правовые и организационные проблемы для них будут общими.

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА

 

         1.1. Административный надзор как вид государственной деятельности органов исполнительной власти.

В современных социально-экономических  условиях все большее значение приобретает  научное управление обществом. Неотъемлемым элементом такого управления является административный надзор, представляющий собой особый вид государственной  деятельности органов исполнительной власти.

Органично вписываясь в систему  способов обеспечения законности и  дисциплины в государственном управлении, административный надзор как юридическое  явление представляет собой самостоятельный  институт административного права  Российской Федерации.

Наибольший интерес вызывают взгляды ученых-административистов на сущность административного надзора и его место среди других способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. По мнению одних, административный надзор является разновидностью надведомственного государственного контроля (М.С. Студеникина, Д.Н. Бахрах, Е.В. Шорина, А.А. Кармолицкий), другие же - Ф.С. Разаренов, Р.И. Денисов, А.Л. Прозоров - утверждают и обосновывают в своих работах то, что административный надзор является самостоятельным видом контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти.

На протяжении довольно длительного  времени научный спор между учеными  идет вокруг понятий контроля и надзора  в государственном управлении.

В научном и практическом обиходе термины «контроль» и «надзор» употребляются для обозначения сходных, а зачастую и не сходных управленческих и иных действий, осуществляемых государственными или негосударственными органами.

Термин «надзор» употребляется для обозначения прокурорской деятельности, судебной деятельности, в том числе и Конституционного Суда, определенных видов административной деятельности милиции (надзора за безопасностью дорожного движения, административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы), деятельности специальных органов исполнительной власти (надзор государственных инспекций), деятельности профсоюзов (надзор за соблюдением законодательства о труде), и т.д.

Каково же соотношение  понятий «контроля» и «надзора»? Если обратиться к филологическому толкованию данных терминов, то выясняется: «контроль» - учет, проверка счетов, отчетности; «надзор» - деятельность по присмотру, наблюдению. «Контроль» -наблюдение, надсмотр за чем-либо с целью проверки; «надзор» -деятельность по наблюдению, присмотру, сопряженная с ответственностью за ее ведение.2 «Контроль» - проверка деятельности кого-либо, чего-либо, наблюдение с целью проверки; «надзор» - наблюдение с целью присмотра, проверки.3 Налицо, следовательно, смысловое совпадение: и в том, и в другом случае - наблюдение за чем-либо. Может быть эти термины действительно синонимы?

Положительный ответ на этот вопрос, казалось бы, можно найти  в тексте ряда нормативных актов, где термины «контроль» и «надзор» употребляются в одном значении, что особенно заметно при анализе организационно - правового статуса государственных инспекций.

Так, в Законе РФ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»4 в главе 5, которая называется «Государственное регулирование в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения», одним из направлений Госсанэпиднадзора названо: «... осуществление контроля за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор». В Законе РФ «О стандартизации»5 раздел 3 называется «Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов», а в тексте статей этого раздела разграничения понятий «контроля» и «надзора» нет.

Аналогичное совмещение понятий  «надзора» и «контроля» характерно для большинства нормативных актов. Однако, юридическая наука с ее выводами, требующими точности употребления различных терминов, не дает оснований для положительного ответа на поставленный вопрос. И хотя научные выводы не всегда последовательно используются в процессе подготовки нормативных актов, думается, есть необходимые основания для того, чтобы провести грань между контрольной и надзорной деятельностью.

Если рассматривать закрепленный в Российской Конституции принцип  разделения властей с этой точки  зрения, то можно заметить, что контрольно-надзорная  деятельность присуща всем органам, реализующим функции и законодательной, и исполнительной, и судебной власти, а также прокурорского надзор.

Небезосновательно В.Е.Чиркин, основываясь на данных сравнительного анализа конституционных положений  различных государств мира, делает вывод о сформировавшейся в настоящее  время тенденции выделения, наряду с законодательной, судебной и исполнительной властями, самостоятельной ветви  власти - «контрольной власти».6

Общий характер контрольно-надзорной  деятельности обусловлен прежде всего наличием для любого вида государственной деятельности управленческих аспектов.

И если для реализации исполнительной власти управленческий аспект преобладающий, он является целью этой реализации (не случайно до недавнего времени для обозначения этого процесса использовался термин «государственное управление»), то достижение реализации законодательной и судебной властей - законотворчество и отправление правосудия, также невозможно без управления. Другими словами, управленческая деятельность есть общая функция для всех ветвей власти, и соответственно, контрольно-надзорная деятельность, являясь частью управленческой деятельности, также является для них общей.

Что же собой представляет контрольно-надзорная деятельность?

Существующая обширная научная  литература определяет сущность и значение контрольно-надзорной деятельности со всевозможных сторон и в различных  аспектах. Ее называют одной из общих  функций управления, рассматривают  как важное условие эффективной  организации управления и одним  из способов обеспечения законности в сфере реализации исполнительной власти, как проверка правильности тех или иных действий, как один из важных каналов получения объективной  информации о жизни общества, как  стадия управленческого цикла и  т.д.

Как представляется, во всех этих характеристиках нет противоречий, так как они рассматривают  один и тот же процесс контроля в различных аспектах, с различных  точек зрения: либо в общеуправленческом, либо в юридическом смысле.

Процесс управления как определенное целенаправленное воздействие в  целях упорядочения соответствующей  системы, носит циклический характер и состоит из целого ряда постоянно  сменяющих друг друга стадий: определение  целей и принятие решений; организация  исполнения решений; контроль за исполнением этих решений.7 Таким образом, если рассматривать контрольно-надзорную деятельность применительно к каждому принятому решению, то ее можно определить как стадию управленческого цикла.

Если не связывать контрольно-надзорную  деятельность с каждым отдельным решением, а рассматривать ее как в известной мере обособленный, самостоятельный, однородный по содержанию и имеющий особую целенаправленность вид деятельности, присущий всем органам управления независимо от их основных задач, то она (контрольно - надзорная деятельность) является функцией управления.8

Административный надзор, являясь имманентным в целом  государственному управлению, функционируя в этой системе, пронизывает практически  весь процесс государственного управления. Именно поэтому для раскрытия  его содержания необходимо обращение  к понятиям более общего характера: государственное управление, его  функции, межотраслевое управление и другим.

Однако прежде всего следует рассмотреть общее понятие административного надзора как самостоятельной формы правовой деятельности.

Итак, в правовом и организационном отношении понятия «контроль» и «надзор» являются близкими, но не тождественными категориями. Контроль, отражая в первую очередь управленческий, организационный аспект функционирования органов государственной власти, является интегрирующей, универсальной организационно-правовой категорией, объединяющей различные виды и формы проверочной деятельности, а также различные формы государственного реагирования на выявленные нарушения. В силу этого контроль охватывает как проверку законности тех или иных действий и решений должностных лиц, так и их целесообразность.

Надзор же, также являясь  формой проверочной деятельности и  отражая государственно-правовой аспект функционирования органов государственной  власти, практически всегда связан исключительно с наблюдением  за законностью действий и решений, абстрагируясь от их целесообразности, экономической выгоды, эффективности  и т.д.

Органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении  тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля - в основном в отношении организационно подчиненных  объектов, однако действующее законодательство предусматривает и межотраслевой, надведомственный характер контрольной деятельности.

         1.2 Административный надзор: понятие, характерные черты, особенности осуществления.                                                                                                                                            

          Административный надзор - это носящая систематический характер и обеспеченная мерами административного принуждения разновидность межотраслевой государственно-правовой деятельности контрольного характера, осуществляемая специальными (организационно обособленными) субъектами исполнительной власти в отношении неподчиненных им органов, организаций, учреждений, предприятий, должностных лиц и граждан по поводу соблюдения ими специальных правовых норм и общеобязательных правил в интересах обеспечения законности и правопорядка, соблюдения законных прав и интересов личности, общества, государства.

Информация о работе Административный надзор в Российской Федерации