Административно-правовые отношения, классификация и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

На известном этапе развития общества возникает потребность упорядочения существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Любая отрасль права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ 6
1.1 Правовые и общественные отношения 6
1.2. Виды правоотношений 11
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 16
2.1 Понятие и содержание административно-правовых отношений 16
2.2 Разграничение административных и других правовых отношений 29
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ АМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Файлы: 1 файл

раб курс - копия.docx

— 52.52 Кб (Скачать файл)

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями  и предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Во всех вышеперечисленных  отношениях всегда участвует тот  или иной исполнительный орган.

Для любого правоотношения характерно возникновение его вследствие определенных юридических фактов. В  научной литературе юридические  факты определяются как «предусмотренные правовыми нормами обстоятельства, влекущие установление, изменение и  прекращение правоотношений». Отсюда, понятие юридического факта включает два основных момента:

- наличие явлений действительности - событий или действий (материальный  момент);

- их предусмотренность в нормах права в качестве оснований правовых последствий (юридический момент).

Понятие «юридический факт», таким образом, обладает довольно сложным  содержанием, отражающим явления как  материального, так и идеального характера. В плане понятий характеристики юридических фактов можно отметить их следующие характерные черты.

1. По своей социальной  природе юридические факты - это  обычные жизненные обстоятельства, которые сами по себе не  обладают свойством вызывать  юридические последствия. Такое  качество придается им юридическими  нормами, и может произойти  так, что законодатель на каком-то  этапе развития общественных  отношений перестанет связывать  правовые последствия с данным  юридическим фактом. Однако делается  это не произвольно, не по  прихоти законодательного органа, а под влиянием закономерностей  общественного развития. Поэтому  юридические факты имеют глубокую  общественную природу и представляют  собой еще один выход права  на практику, еще один канал  связи права с социальной сферой. Таким образом, юридические факты  - это общественно-юридические явления.

2. Юридические факты опосредуют  движение правовых отношений  (возникновение, изменение, прекращение). И если правосубъектность рассматривать как особого рода юридическое право в рамках общерегулятивных правоотношений, то фактические условия правосубъектности (возраст, вменяемость и т. п.) по своей природе и механизму действия тоже являются юридическими фактами.

3. Юридические факты вызывают  правовые последствия только  во взаимодействии с правовыми  нормами. Юридический факт выполняет роль «пускового механизма» по отношению к норме права, он запускает ее в действие. В этом плане юридические факты можно рассматривать как звенья, связующие нормы права и правовые отношения.

4. Указания на юридические  факты и их описание содержатся  в гипотезах юридических норм. Наряду с нормами и субъектами  права юридические факты выступают  одной из предпосылок возникновения  правоотношений.

Юридические факты, как и  всякие жизненные обстоятельства, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям:

1) по характеру порождаемых  юридических последствий — правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие;

2) по характеру действия  — факты однократного действия (истечение срока, нанесение материального  ущерба) и факта-состояния (состояние  в родстве, состояние нетрудоспособности);

3) по характеру связи  с индивидуальной волей участников  правоотношения - юридические деяния (действия и бездействие) и  юридические события. 

События могут быть абсолютными  и относительными. Абсолютные события  вообще не связаны с волей человека (например, стихийное бедствие). Относительными являются события, которые не зависят  от воли участников именно данного  правоотношения, но зависят от воли других людей. Например, убийство для  уголовного правоотношения является юридическим  деянием, а для гражданского правоотношения наследования — юридическим событием;

4) с точки зрения соответствия  правовым предписаниям деяния  можно разделить на правомерные и неправомерные. Последние, в свою очередь, на преступления и проступки (по степени общественной опасности). Неправомерные юридические факты действия называются правонарушениями.

Признаки (состав) правонарушения:

а) субъект правонарушения (тот, кто нарушил) должен быть;

б) объект правонарушения (тот, на кого направлено) должен быть;

в) вина субъекта должна быть доказана и определена (умысел или  неосторожность);

г) наличие внешних признаков  деяния (вещественные доказательства).     Только совокупность всех признаков может определить нарушение. Если принять в соображение как различие событий и действий, так и различие правомерных и неправомерных фактов, то получим четыре категории юридических фактов:

1) правомерные события;

2) правомерные действия;

3) неправомерные события;

4) неправомерные действия.

 Такая классификация  юридических фактов представляет, однако, некоторые неудобства. Дело  в том, что не при всяком  правомерном действии имеет значение  внутренняя сторона. Многие правомерные  действия людей юридически рассматриваются  совершенно, так же как и события,  так что внутренняя сторона  их не имеет никакого значения. Будут ли они сознательными  действиями или нет - юридическое  значение их остается совершенно  одинаковым. Например, уничтожение  собственной вещи одинаково влечет  за собой прекращение права  на нее, все равно, будет  ли оно уничтожено сознательно  или нет, и то же самое  последствие наступило бы и  в том случае, если бы вещь  погибла случайно, в силу действия  сил природы. Поэтому все такие  правомерные действия, для юридических  последствий которого безразлична  их внутренняя сторона, относятся  к числу событий и вместе  с ними называются юридическими  фактами в тесном смысле, а  в особую группу выделяются  только те правомерные действия, юридическое значение которых  обусловлено намеренным их совершением.  Эти действия технически называются  юридическими действиями. Неправомерные действия называются правонарушениями. Таким образом, с указанными изменениями получаются следующие четыре категории юридических фактов:

1) собственно юридические  факты;

2) юридические действия;

3) неправомерные состояния;

4) правонарушения.

 Юридическими фактами  в тесном смысле слова называются  такие события и действия, которые  не представляют собою ничего  противного требованиям юридических  норм и которым независимо  от намеренности их совершения  присвоено определенное юридическое  значение, заключающееся или в  установлении новых прав и  обязанностей, или в изменении  и прекращении уже существующих. Так как право и обязанность  всегда служат лишь результатами  разграничения юридическою нормою  сталкивающихся интересов, то  юридическое значение присваивается  лишь тем фактам, которые могут  служить признаком или причиной  наличности известных интересов,  или их изменения и исчезновения. Так, например, рождение в, пределах  данного государства и от его  граждан предполагает наличность  интереса считаться подданным  этого самого государства и  потому порождает право местного  подданства;

5) в зависимости от  волевой направленности правомерные  действия делятся  на индивидуальные акты (совершаются с целью вызвать определенные правовые последствия), юридические поступки (нормы права связывают с ними правовые последствия независимо от волевой направленности субъекта, в силу самого факта деяния) и результативные действия (правовые последствия связываются не с самим действием, а с его результатом, например, результатом творческой деятельности);

6) в зависимости от  степени сложности юридические  факты делятся на единичные  юридические факты и фактические  составы (системы юридических  фактов).

Особенностью юридических  фактов по административному праву  является то, что основным видом  правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, то есть, относящийся  к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие  – возникновение, изменение или  прекращение административно-правового  отношения.

 

 

 

ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Учитывая многообразие сферы  государственного управления, можно  сделать бесспорный вывод о том, что и административно-правовые отношения, складывающиеся в ее пределах, различны по своему характеру, содержанию и направленности. Отсюда — возможность  их видовой классификации по определенным критериям, выработанным наукой административного права.

1. Основные и неосновные  административно-правовые отношения.  Несмотря на известную условность  данного критерия, имеется достаточно  оснований для того, чтобы из  общей массы самых разнообразных  административно-правовых отношений  выделить:

а) административно-правовые отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект — объект»), в которой  наиболее отчетливо проявляется  властная природа государственно-управленческой деятельности. Имеются в виду, собственно властеотношения, складывающиеся между обязательными элементами любой социальной системы, трактуемой в управленческом смысле. Эта группа административно-правовых отношений вполне закономерно может характеризоваться в качестве основной, так как в данном случае правоотношения в максимальной степени причастны к упорядочивающему воздействию на социальные связи, т.е. к основному функциональному назначению управления. Они отчетливо выражают присущую управлению авторитарность, т.е. приоритет воли субъекта управления. Это, прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма реализации исполнительной власти, между руководителями и подчиненными им по службе административно-управленческими работниками, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности, и т.п.

б) административно-правовые отношения, складывающиеся за рамками  непосредственного управляющего воздействия  на тот или иной объект, но органически  связанные с его осуществлением.  Они выходят за рамки взаимодействия субъекта и объекта. Суть такого рода правоотношений в том, что они представляют собой связи между несоподчиненными сторонами управленческого процесса. Отсюда — отсутствие свойственной управлению властности, так как участники правоотношения равноправны («субъект — субъект»).

2. Внешние и внутриорганизационные  административно-правовые отношения.  В соответствии с данной классификацией  правоотношения подразделяются  на:

а) возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления (решение структурных и кадровых вопросов, распределение обязанностей работников управленческого аппарата, определение их ответственности  и т.п.);

б) возникающие в рамках внешней сферы управления, т.е. непосредственно  в процессе реализации функций управления применительно к управляемым  объектам. В данном случае следует  исходить не из противопоставления этих видов административных правоотношений, а прежде всего как к двум основным проявлениям единого по своей значимости и управленческой сути механизма, обеспечивающего целевое управляющее воздействие.

3. Субординационные и  координационные административно-правовые  отношения. Для первых характерна  авторитарность (властность) юридически  волеизъявлений субъекта управления. Они как раз являются собственно  административными. Что касается  вторых, то ими обозначают, как  правило, такие управленческие  связи, в которых авторитарность  отсутствует (например, отношения  между несоподчиненными исполнительными органами).

Правительство Республики Беларусь координирует деятельность администрации, областей, городов, координационные полномочия подобного рода реализуются в форме правительственных актов, т.е. его юридически-властных волеизъявлений. Все это свидетельствует о том, что и координация, как непременный атрибут механизма реализации исполнительной власти, имеет юридически-властный характер, причем как во взаимоотношениях между соподчиненными так и между несоподчиненными исполнительными органами. Значит, координация также может быть субординационной.

4. Вертикальные и горизонтальные  административно-правовые отношения.

 Вертикальные административно-правовые  отношения непосредственно характеризуют  суть административно-правового  регулирования и типичных для  государственно-управленческой деятельности  субординационных связей между  субъектом и объектом управления, а также внешней направленности  механизма реализации исполнительной  власти. Они всегда возникают  между соподчиненными сторонами,  т.е. исключают равенство сторон.

Информация о работе Административно-правовые отношения, классификация и виды