Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:05, курсовая работа
На известном этапе развития общества возникает потребность упорядочения существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Любая отрасль права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права.
ВВЕДЕНИЕ          3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ  6
1.1 Правовые и общественные  отношения     6
1.2. Виды правоотношений        11
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ  АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ        16
2.1 Понятие и содержание  административно-правовых отношений 16
2.2 Разграничение административных  и других правовых отношений 29
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ АМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ          34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ          42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    47
Правовыми формами, в которых выражается эта черта юридического положения активного субъекта, служат односторонний характер исходящих от него приказов и распоряжений, административное принуждение и особая правовая защита исходящих от него требований”.
Эта характеристика с некоторыми изменениями была воспринята и позднее развита в работах многих административистов и цивилистов. В пятидесятых годах в результате критического анализа этой концепции возникла вторая концепция советских административно-правовых отношений. В отличие от первой ее основные положения заключаются в том, что административно-правовые отношения:
- возникают в сфере государственного управления;
- могут иметь место 
между всеми субъектами 
- делятся по соотношению 
прав и обязанностей 
Административно-правовые отношения 
представляют собой разновидность 
правовых отношений, разнообразных 
по своему характеру, юридическому содержанию, 
по их участникам. Им свойственны все 
основные признаки любого правоотношения, 
как-то: первичность правовых норм, 
вследствие чего правоотношение есть 
результат регулирующего 
К особенностям административно-правовых отношений относятся:
- одной из сторон отношений 
является соответствующий 
- для этих отношений 
характерно неравенство сторон, 
т.е. одна сторона принимает 
решения и может применить 
принуждение в отношении 
- многие органы исполнительной 
власти и их должностные лица 
обладают правом издания 
- административные 
- споры, возникающие между 
участниками административно-
Административно-правовые отношения отличаются, прежде всего, от правоотношений гражданского, трудового, финансового и других отраслей права. Например, если административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возникать без согласия другой стороны, а споры между ними разрешаются преимущественно в административном порядке, то гражданско-правовым отношениям присущи иные признаки.
В Гражданском кодексе 
республики Беларусь сказано, что гражданское 
законодательство основывается на признании 
равенства участников регулируемых 
им отношений, неприкосновенности собственности, 
свободы договора, недопустимости произвольного 
вмешательства кого-либо в частные 
дела, необходимости 
В административно-правовых 
отношениях могут участвовать различные 
стороны, в них всегда имеется 
обязательная сторона, без которой 
такого рода отношения не возникают. 
Такой признак наблюдается в 
административных отношениях как прямое 
действие властной природы государственно-
Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру (см. Приложение №2), а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников: юридический факт (факты).
Субъект – это участник 
(сторона) правоотношения в сфере 
исполнительной власти, наделенный соответствующими 
государственно-властными 
В правовых нормах субъектом 
административного права 
Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и способная осуществлять их. Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий:
1) административно-правовой 
нормы, определяющей субъекта, его 
права и (или) обязанности, 
2) административной 
3) юридического факта 
(фактов), то есть, основания возникновения, 
изменения или прекращения 
Объект управления – другой 
участник (сторона) правоотношения, т.е. 
физические и юридические лица, которые 
наделены правами и обязанностями 
в сфере исполнительной власти, но 
в качестве управляемой стороны. 
Ими могут быть: граждане: государственные 
служащие; органы управления (администрация) 
государственных и 
Юридическими фактами 
называются фактические обстоятельства, 
с которыми правовые нормы связывают 
возникновение, изменение или прекращение 
правоотношений. Только при наличии 
юридического факта (фактов) субъект 
административного права 
События – это явления, не зависимые от воли людей (например, достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия, смерть, стихийное бедствие).
Совершенно очевидно, что 
перечисленные и другие факты 
в каждом конкретном случае могут 
иметь различные юридические 
последствия, то есть, порождать, изменять 
определенные права и обязанности, 
а также ответственность 
В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности).
Каждое материальное и 
процессуальное административно-правовое 
отношение есть определенная системная 
взаимосвязь прав и обязанностей 
его участников. Этим характеризуется 
содержание правоотношения. Правомочию 
– субъективному праву одного 
участника правоотношения – всегда 
соответствует юридическая 
Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния.
Нормами административного 
права точно определяется, между 
какими субъектами должны возникать 
правоотношения, каковы будут права 
и обязанности сторон. Так, отношения 
граждан, связанные с призывом на 
военную службу, получением прав на 
управление транспортными средствами, 
возникают при заранее 
Существующие в 
Административным правом установлен иной порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае возникает ответственность одной стороны не перед другой стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица).
Именно исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований.
Субъекта административного правоотношения можно рассмотреть на основе квалификации административных правоотношений на виды. В зависимости от особенностей участников административных отношений выделяются наиболее типичные их виды:
а) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие органы);
б) между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне;
в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;
г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);
Информация о работе Административно-правовые отношения, классификация и виды