Административно-правовые отношения, классификация и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

На известном этапе развития общества возникает потребность упорядочения существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Любая отрасль права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ 6
1.1 Правовые и общественные отношения 6
1.2. Виды правоотношений 11
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 16
2.1 Понятие и содержание административно-правовых отношений 16
2.2 Разграничение административных и других правовых отношений 29
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ АМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Файлы: 1 файл

раб курс - копия.docx

— 52.52 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ          3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ  6

1.1 Правовые и общественные  отношения     6

1.2. Виды правоотношений        11

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ  АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ        16

2.1 Понятие и содержание  административно-правовых отношений 16

2.2 Разграничение административных  и других правовых отношений 29

ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ АМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ          34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    47

ПРИЛОЖЕНИЯ          50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На известном этапе  развития общества возникает потребность  упорядочения существующих в нем  отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения  людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них  и складываются в результате многократного  повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Любая отрасль  права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами  права. В частности, гражданскому праву  свойственно регулирование гражданских  правоотношений (имущественных и  связанных с ними личных неимущественных  прав), уголовному праву – регулирование  отношений, связанных с преступлением  и наказанием.

 Административное право  занимает особое место в системе  правового регулирования, поскольку  выступает необходимым и важным  инструментом управления социальными  процессами в обществе. Ему присущи  соответствующие границы правового  регулирования – деятельность  государственной исполнительной  власти всех рангов, общественных  отношений управленческого характера,  которые складываются в этой  сфере, внутренняя организационная  деятельность других государственных  органов, связанных с функцией  управления, а также внешне организационные  отношения негосударственных организаций,  учреждений и предприятий. Наиболее  тесную связь административное  право имеет с государственным  правом, которое составляет основу  всех отраслей права, включая  административное, и занимает ведущее  место. Административное право  тесно связано также и с  гражданским правом. Прежде всего,  потому что связи регулируют  отношения имущественного характера,  при этом необходимо указать,  что нормы гражданского права  касаются имущественных отношений  в тех случаях, когда стороны  равноправны. А нормы административного  права касаются имущественных  отношений, которые базируются  на административной подчиненности  одной стороны другой, определенные  связи есть у административного  права с трудовым правом в  сфере регулирования служебных  отношений. Так трудовое право  определяет статус государственного  служащего как участника трудового  процесса, а нормы государственного  права регулируют государственно-служебные  отношения.

Объектом исследований является объективная реальность, то есть это  те нормативно-правовые акты Республики Беларусь, которые отражают и регулируют административно-правовые отношения.

Предметом исследования являются административно-правовые отношения  в Республике Беларусь

Цель исследования состоит  в том, чтобы правильно и объективно раскрыть сущность административно-правовых отношений в Республике Беларусь.

Задачи исследования:

- дать понятие правовым  и общественным отношениям;

- рассмотреть виды правоотношений;

- охарактеризовать понятие  и содержание административно-правовых  отношений;

- изложить разграничение  административных правоотношений  и других правовых отношений;

- описать классификацию  административно-правовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

Классификация правовых отношений  может быть произведена по различным  основаниям. Все правоотношения, как  и юридические нормы, которые  их предусматривают, следует классифицировать по отраслевому признаку. По этому  критерию все правоотношения разделяются  на государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д. Другим вариантом классификации является их рассмотрение на основе социального назначения. Здесь выделяются следующие виды.

Регулятивные правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений, например, правоотношения, связанные с договорами купли-продажи, комиссии, подряда, или правоотношения, возникающие при акционировании и приватизации государственных  предприятий. Основное содержание таких  правоотношений – позитивное, регулятивное. Здесь есть охранительные моменты, но они не выступают на первый план, а имеют вспомогательное значение. Так, при акционировании, приватизации государственных предприятий одним  из важнейших моментов является охрана этой деятельности от неправомерного присвоения государственной собственности  за счет теневого капитала, за счет коррупции  и применения методов, используемых мафиозными структурами.

Однако при всей важности охранительного момента и в праве, и в правоотношении он является вспомогательным. Охранительные правоотношения –  это такие правоотношения, основным содержанием которых являются правовые запреты, правовые ограничения либо активные обязанности соответствующих  должностных лиц, предусмотренные  в целях обеспечения охраны регулятивных правоотношений. В таких правоотношениях  доминирует охранительная функция  права.

 По взаимосвязи с  государством следует различать  также общие и конкретные правоотношения. Оба термина условны и указывают  лишь на своеобразие отражаемых  ими явлений. Вообще, всякое правоотношение  по-своему конкретно, и в то  же время представляет собой  неконкретное обобщение, интегрирующее  в себе собирательные черты.

Идея общих правоотношений возникла в отечественной науке  в 60-е годы и обоснована в работах  Алексеева С.С., Матузова Н. И., Фарберга И.Е. . Позже круг сторонников этой концепции расширился, а недавно она получила поддержку применительно к современным условиям российской действительности. Наличие общих правоотношений безоговорочно признается государствоведами (конституционалистами), но отрицается представителями гражданского права. В рамках общих правоотношений существуют и реализуются основные (естественные, неотчуждаемые) права и свободы человека и гражданина, зафиксированные в международных пактах, российской декларации прав и свобод человека и гражданина, других основополагающих документах.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на государство  возложена обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы, гарантировать их осуществление. В свою очередь граждане должны вести себя в соответствии с нормами Конституции Республики Беларусь и других законов, соблюдать общий интерес, исполнять свои обязанности, уважать права и свободы других.

В конституционных правоотношениях  нет юридического факта в традиционном его понимании. Эти правоотношения возникают непосредственно из закона, т.е. роль юридического факта в данном случае выполняет сам закон, его  издание. Главное же заключается  в том, что в этих правоотношениях  одной из сторон является государство. Общие правоотношения возникают  непосредственно из закона, который  порождает правоотношение между  личностью и государством. Закон  одновременно является юридическим  фактом, с которым он же связывает  возникновение правоотношения, например, между личностью и государством в связи с введением в силу уголовного закона.

На каждого гражданина, на каждое должностное лицо возлагается  обязанность соблюдения соответствующих  запретов, а государство приобретает  право требовать выполнения этой обязанности гражданами. Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов – поступков, актов конкретного поведения, например, договоров купли-продажи, займа, аренды, фрахтования и т.п.

Конкретные правоотношения носят правоприменительный характер, а общие – правообеспечительный и правоохранительный. Общие и конкретные правоотношения могут возникать на базе как регулятивных, так и охранительных норм. Общие правоотношения чаще всего связаны с действием норм конституции, с реализацией запретов уголовного права. Нормы Конституции являются в большинстве случаев регулятивными, а нормы уголовного права – охранительными. Конкретные правоотношения так же могут быть как регулятивными (например, порождаемые гражданско-правовым договором), так и охранительными (возникающие в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением лица в качестве обвиняемого, назначением и проведением судебной экспертизы и др.).

По степени определенности субъектов все правоотношения делятся  на абсолютные и относительные. Абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. На другом полюсе правового отношения нет персонально определенного субъекта, носителя юридической обязанности. Один субъект наделяется субъективным правом, а все остальные субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером является правоотношение, возникающее в связи с реализацией права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью.

Все остальные лица обязаны  уважать и не нарушать эти правомочия. Относительные правоотношения –  это такие правоотношения, в которых  обе стороны персонально определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Например, в соответствии с договором купли-продажи  между продавцом вещи и ее покупателем  возникают конкретные, относительные  правоотношения.

По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных – обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.

Различают также простые  правоотношения (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими  или даже неограниченным числом); кратковременные  и долговременные. Диспозиционные и  обеспечительные правоотношения разграничиваются в зависимости от характера регулируемых правом общественных отношений, в зависимости  от того, какой структурный элемент  правовой нормы в данном случае используется. Диспозиционное правоотношение возникает  при реализации диспозиции правовой нормы. Оно представляет собой фактически то общественное отношение, для регулирования  которого создается и вводится в  действие правовая норма. Поощрительные  правоотношения – это отношения, которые регулируются поощрительными санкциями правовых норм. Основанием их возникновения являются специально поощряемые правом действия, за которые  предусматриваются меры морального или материального.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ  АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

2.1 Понятие и содержание  административно-правовых отношений

 

Административно-правовые отношения  – это общественные отношения, урегулированные  нормами административного права, которые складываются в сфере управления.

Административно-правовые отношения  напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и  полномочий исполнительной власти в  процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность  накладывает определенный отпечаток  на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности  и права непременно связаны с  практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для  государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что  они складываются преимущественно  в особой сфере государственной  и общественной жизни - в сфере  государственного управления. Административно-правовые отношения о своей сути являются организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией  функций исполнительной власти, которые  по своему содержанию направлены, на организацию  процесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли может быть реально действующим, Соответственно и законодательная власть действует организующе, стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества. В юридической литературе фигурируют две основные концепции административно-правовых отношений. Исходные положения первой из них состоят в том, что названные отношения:

- возникают в процессе  государственного управления;

- имеют в качестве обязательного  субъекта орган государственного  управления;

- являются отношениями  власти – подчинения и характеризуются  юридическим неравенством их  сторон.

Эта концепция была внедрена тогда еще в советскую административно-правовую литературу в двадцатых годах  В.И. Кобалевским, который исходил из традиционного для буржуазной науки деления права на публичное и частное. Он писал: “В частном праве обе стороны юридического отношения между собой юридически равны... Совершенно иначе обстоит вопрос в праве публичном... С одной стороны, всегда выступают органы публичного управления, с другой – граждане... Возлагая на активного субъекта осуществление функций государственного управления, закон, естественно, отдает явное предпочтение этому субъекту перед отдельными гражданами, действующими в их личных интересах... Наиболее ярким отличием правового положения активного субъекта, по сравнению с положением гражданина, является, несомненно, присущий ему, хотя и далеко не во всех случаях, характер публичного властвования...

Информация о работе Административно-правовые отношения, классификация и виды