Административно-правовое регулирование в области экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 18:05, курс лекций

Описание работы

Особенности современного административно-правового регулирования экономики обусловлены тем, что в качестве объекта правового воздействия выступает принципиально новый тип производительных сил. Современная цивилизация вступает в постиндустриальную стадию своего развития, что требует совершенствования государственного управления в этой сфере.

Файлы: 1 файл

Тема Регулирование экономической сферы.docx

— 94.26 Кб (Скачать файл)

- акт, определяющий форму бланка разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов;

- акт, определяющий порядок формирования реестра радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, разрешенных для ввоза на территорию Российской Федерации;

- порядок выдачи и форма заключения о соответствии технических характеристик ввозимых на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения техническим характеристикам и условиям использования, утвержденным решениями Государственной комиссии по радиочастотам;

- порядок проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей;

- требования к административным и организационным мерам, к техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

- порядок демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией);

- порядок передачи реестров квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи и иной информации в уполномоченный федеральный орган в случае прекращения деятельности аккредитованного удостоверяющего центра;

- порядок формирования и ведения реестров квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, а также предоставления информации из таких реестров;

- правила аккредитации удостоверяющих центров и порядок проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, которые установлены Федеральным законом "Об электронной подписи" и на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы;

- порядок сопровождения информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания, сообщением об ограничении распространения информационной продукции среди детей в начале трансляции радиопередач;

- требования к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера;

- нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Административно-правовое регулирование  в сфере экономики, т.е. издание  органами исполнительной власти актов  нормативного характера, содержащих управленческие нормы, возложено на министерства Российской Федерации. Но это не исключает возможности  в случае необходимости осуществления  нормотворчества и иными органами исполнительной власти. Правовое регулирование  в этом случае должно иметь исключительный характер и проходить в тех  пределах, которые уже определены министерскими актами управления.

 

Регистрационная деятельность органов исполнительной власти

Кроме нормотворческой деятельности, органы исполнительной власти осуществляют и правоприменительную деятельность. То есть принимают акты индивидуального характера, адресованные конкретным субъектам права по конкретному случаю. Государственными органами, на которые возложены правоприменительные функции в управленческой сфере, выступают федеральные службы и федеральные агентства.

Важнейшим видом правоприменительной  деятельности исполнительной власти является регистрационная деятельность. Механизм регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей выступает одним из средств участия  государства в экономической  жизни общества. Это одна из административных гарантий равенства субъектов гражданско-правовых отношений. Регистрация выступает  одной из форм государственного надзора  за соблюдением условий обретения  экономической правосубъектности. Надзор за соблюдением общих требований ко всем участникам хозяйственных отношений  позволяет обеспечить равенство  возможностей субъектов рынка.

Правовую основу государственной  регистрации хозяйствующих субъектов  составляет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данный Закон возлагает бремя государственной регистрации на органы исполнительной власти. В ст. 2 «Орган, осуществляющий государственную регистрацию» установлено, что государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее — регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Согласно  постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. — государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России), с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации.

В Положении  о Федеральной налоговой службе, утвержденном постановлением Правительства  РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, установлено, что служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Разрешительная  деятельность органов исполнительной власти

Разрешительная деятельность органов  исполнительной власти направлена на обеспечение надзора государства  за тем, чтобы деятельность экономических  агентов не создавала угрозу для  устойчивого функционирования общественных отношений. Не всякая экономически значимая деятельность может осуществляться всеми субъектами.

 В  ряде случаев возможность участвовать  в некоторых общественных отношениях  должна соответствовать ряду  требований. Разрешительная деятельность  власти характеризуется следующими  особенностями:

  • выдача разрешений является условием возникновения дееспособности участников экономических процессов. В этом отличие разрешения от регистрации. С регистрацией связано возникновение прежде всего правоспособности либо юридических лиц, либо индивидуальных предпринимателей (права на обладание теми или иными правами и обязанностями). Однако возникновение хозяйствующего субъекта еще не означает наличия у него возможности своими действиями осуществлять права и исполнять обязанности. Выдача разрешения демонстрирует возникновение такой возможности. С появлением полной дееспособности, подтвержденной разрешением на осуществление тех или иных прав, завершается процесс формирования правосубъектности участников экономических отношений;
  • лицензия (разрешение) выступает юридическим фактом, порождающим право на определенную деятельность, связанную с производством, оказанием услуг, осуществлением работ. Разрешение является условием только лишь деятельности (активной формы реализации прав). Так, юридические акты, связанные с возникновением нового статуса (регистрация, награждение и т.д.), нельзя рассматривать как разрешение. Этой позиции придерживается законодатель. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет, что лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; а лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • разрешаемая деятельность — это деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России и регулирование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием;
  • разрешаемая деятельность — это деятельность, которая осуществляется от имени лицензиата (т.е. субъекта, получившего разрешение). Поэтому прием на работу, вступление в общественное объединение нельзя считать разрешением, т.к. в данном случае лицо действует не от своего имени, а от имени органа или организации, в которой он состоит;
  • разрешаемая деятельность — это деятельность предметно-возмездная, в ходе которой субъекты права вступают в гражданско-правовые отношения друг с другом. Деятельность властная либо организационно-распорядительная не может быть предметом разрешения;
  • разрешительные отношения возникают только между организационно несоподчиненными субъектами. Поэтому субъектами разрешительных отношений выступают, с одной стороны, органы исполнительной власти, а с другой — юридические лица и индивидуальные предприниматели. Такой состав участников позволяет использовать административное принуждение за нарушение лицензионных требований;
  • т.к. необходимость получения разрешения является формой ограничения прав субъектов рынка, то юридической формой, содержащей данное требование, может быть только федеральный закон. Это вытекает из ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.

Исходя из признаков лицензируемой  деятельности, мы видим, что эти виды деятельности наиболее тесно связаны  с экономической сферой жизни  общества. Поэтому разрешительная функция  исполнительной власти выступает в  качестве важнейшего направления административно-правового  регулирования экономики.

При осуществлении  разрешительной деятельности Правительство  РФ как высший орган исполнительной власти обладает следующими полномочиями:

  • оно занимается процессуальным нормотворчеством, т.е. создает нормы, регламентирующие порядок предоставления лицензий по отдельным видам деятельности;
  • определяет органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование;
  • правительство наделено правом передавать лицензирование отдельных видов деятельности в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ.

Механизм  определения лицензирующего органа уже заложен в Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти». В  данном документе указано, что выдача разрешений (лицензий) рассматривается как часть контроля и надзора. А контроль и надзор уполномочены осуществлять федеральные службы.

Из федеральных служб в сфере  экономики лицензии выдают следующие  органы:

  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор); Федеральная налоговая служба (ФНС России);
  • Федеральная таможенная служба (ФТС России);
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Россвязьнадзор) и др.

 Особое место в экономической  деятельности государства занимает  Центральный банк Российской  Федерации. Хотя Центральный банк  не относится к органам исполнительной  власти и не находится в  ведении правительства, он выполняет  ряд управленческих функций по  отношению к экономической сфере.  В частности, Центральный банк  Российской Федерации выдает  лицензии на некоторые особо  значимые виды финансовой деятельности. К сожалению, общая концепция  вышеупомянутого Указа Президента  РФ была нарушена. В порядке  исключения полномочия по лицензированию  остались у тех федеральных  органов, которые не осуществляют  контроль и надзор. В качестве  таковых выступают Федеральное  космическое агентство (Роскосмос);Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор); и др.

Лицензирующие органы исполнительной власти занимаются предоставлением  лицензий, переоформлением лицензий, их приостановлением, возобновлением, аннулированием. Они ведут реестр лицензий, а также осуществляют надзор за исполнением лицензиатами лицензионных требований.

Деятельность  органов исполнительной власти по применению административной ответственности  за нарушение административно-правового  регулирования экономической сферы.

Важным направлением участия государства  в экономической жизни общества выступает возможность применения административной ответственности  за административные правонарушения.

 Исполнительная  власть не должна вмешиваться  в повседневную жизнь хозяйствующих  субъектов, но обязана защищать  общество от издержек технологических процессов, от угроз, связанных с определенными видами деятельности.

 Административное принуждение  применяется не только исполнительной  властью, но и судом и иными  субъектами. Однако в контексте  государственного управления экономикой  нас прежде всего интересуют  полномочия органов исполнительной  власти по использованию мер  административной ответственности  в экономической области. Указ  Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» закрепил в качестве органов, осуществляющих контроль и надзор, федеральные службы. Так как применение административной ответственности органами исполнительной власти проходит в рамках контроля и надзора, то, следовательно, основным органом применения административной ответственности являются федеральные службы.

 В экономической сфере дела об административных правонарушениях рассматриваются следующими органами:

  • Федеральной антимонопольной службой (ФАС России). Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.3, 146 148 19.5, 19.8 КоАП РФ;
  • Федеральной налоговой службой (ФНС России). Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5, 15.1, 15.2 КоАП РФ. По делам, связанным с нарушением правил налогов и сборов, налоговые органы осуществляют административное расследование, составляют протокол о правонарушении, а непосредственное рассмотрение осуществляется судом;
  • Федеральной таможенной службой (ФТС России). Таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.2—16.22 КоАП РФ;
  • Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Это орган, ответственный за исполнение федерального бюджета, орган, рассматривающий дела, связанные с нарушением валютного законодательства;
  • Федеральной службой по тарифам (ФСТ России). Данный орган выступает в качестве органа исполнительной власти, осуществляющего надзор за деятельностью естественных монополий;
  • Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). В ведении данной службы находятся дела о нарушении правил природопользования и охраны окружающей среды;
  • Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Этот орган исполнительной власти рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10.6—10.8, 10.1, 10.2, 10.3, 8.3 КоАП РФ;
  • Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Это новый орган исполнительной власти, к которому перешли полномочия органов, осуществляющих государственный экологический контроль, органов государственного энергетического надзора, органов государственного горного и промышленного надзора, органов, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии; органов, осуществляющих государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств и т.д. Соответственно, те дела, которые относились к подведомственности этих органов, теперь должны рассматриваться новым органом;
  • Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Эта Служба рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.2, 8.5, 8.21, 8.40 КоАП РФ;
  • Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора). На данный орган исполнительной власти возложены полномочия по рассмотрении тех категорий дел, которые связаны с нарушением правил функционирования различных видов транспорта;
  • Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Россвязьнадзор). Ей рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.1-13.4, 13.6-13.9, 13.18 КоАП РФ;
  • Федеральной службой государственной статистики (Росстат). На нее возложено рассмотрение дел по 1 ст. 13.19 КоАП РФ.

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области экономики