Административно-правовое регулирование в области экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 18:05, курс лекций

Описание работы

Особенности современного административно-правового регулирования экономики обусловлены тем, что в качестве объекта правового воздействия выступает принципиально новый тип производительных сил. Современная цивилизация вступает в постиндустриальную стадию своего развития, что требует совершенствования государственного управления в этой сфере.

Файлы: 1 файл

Тема Регулирование экономической сферы.docx

— 94.26 Кб (Скачать файл)

Тема: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  
В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ

Особенности административно-правового регулирования  экономики на современном этапе  развития России

Особенности современного административно-правового  регулирования экономики обусловлены  тем, что в качестве объекта правового  воздействия выступает принципиально  новый тип производительных сил. Современная цивилизация вступает в постиндустриальную стадию своего развития, что требует совершенствования  государственного управления в этой сфере.

Постиндустриальная эпоха находится  в процессе своего становления, и  в настоящее время еще нет  возможности в полной мере проанализировать все особенности данного типа производительных сил. Вместе с тем  представляются верными сформулированные Е. Гайдаром и В. Мау признаки постиндустриального  общества. Данные авторы выделяют следующие  важнейшие особенности новой  технологической базы, сформировавшейся во второй половине XX столетия:

  • происходят глубокие структурные сдвиги в экономике, суть которых — в сокращении доли промышленности, росте доли сектора услуг (как в производстве, так и в занятости). Доля производства услуг к концу XX в. превышает половину объема национального производства в наиболее развитых странах мира;
  • повышается динамизм развития производительных сил, технологий, ускоряется обновление технологической базы, состава выпускаемой продукции. Это повышает уровень неопределенности в организации технологического процесса. Важнейшие характеристики, тенденции развития производства оказываются принципиально непредсказуемыми. Концентрация производства, стандартизация производственных процессов перестают быть важнейшими факторами, повышающими эффективность экономики. Они уступают гибкости, способности быстро перестраивать производство, систему оказания услуг, переориентировать их на меняющийся потребительский спрос;
  • происходит насыщение спроса продуктами, необходимыми для обеспечения жизнедеятельности человека. Проблема бедности (или неравенства) перестает быть проблемой физического выживания индивида. Потребности выходят на новый уровень, их удовлетворение прежде всего связано с индивидуальными склонностями человека. Это предопределяет сдвиги как технологического, так и социального характера: кризис конвейера, диверсификацию потребностей.

Все эти  факторы находят выражение в  изменении характера административно-правового  регулирования в области экономики.

Во-первых, резко снижается значение отраслевого управления экономикой. Завершилась эпоха крупных индустриальных форм, требующих активного участия государства и осуществлении экономической политики. Политика индустриального, промышленного «прорыва» на современном этапе себя исчерпала. Перестройка структуры производства в пользу сектора услуг делает бессмысленным приоритет отраслевых органов управления экономикой. Сокращение доли государственной собственности, развитие саморегулирующихся рыночных механизмов лишают социально-экономического значения идею отраслевого управления.

Во-вторых, сокращаются возможности межотраслевого государственного управления экономической сферой. Межотраслевое управление предусматривает принципиальную возможность государства выбирать приоритеты национального развития. Однако скорость изменения социально-экономических отношений фактически не позволяет осуществлять более или менее эффективное стратегическое планирование на относительно длительные промежутки времени.

 Невозможность устойчивого  планирования делает бессмысленным  формирование любых государственных  приоритетов. «Динамизм предполагает  отказ от отраслевых приоритетов,  устанавливаемых и поддерживаемых  государством. Проблема здесь состоит  не в обшей неэффективности  государственного вмешательства  в хозяйственную жизнь, а в  изменении самих принципов функционирования  экономической системы. Если в  индустриальную эпоху можно было  наметить приоритеты роста на 30-50 лет и при достижении их  действительно войти в число передовых стран, то теперь приоритеты быстро меняются. Скажем, можно попытаться превзойти весь мир по производству компьютеров на душу населения, разработать программы производства самых лучших в мире самолетов и телефонов, но к моменту их успешного осуществления выяснится, что мир ушел далеко вперед».

В-третьих, роль государства в административно-правовом регулировании сводится к формированию правового поля, в рамках которого различные субъекты хозяйственной жизни могли бы самостоятельно определять стратегические приоритеты своей деятельности, отвечать на вызовы времени, адаптироваться к принципиально новой социально-экономической ситуации.

Отличие позитивной роли государства  в индустриальном и постиндустриальном мире связано в первую очередь  с характером производительных сил  той или иной эпохи. Их качественное различие ...предопределяет расхождение  принципов поведения государственной  власти в области решения задач  технологического прорыва. В индустриальном обществе центральным вопросом государственной  политики являются концентрация ресурсов на прорывных направлениях технического прогресса, мобилизация всех сил  и средств, доступных данному  обществу.

 Принципиально иной уровень  технологической неопределенности  делает такого рода политику  в постиндустриальном обществе  невозможной и неэффективной.  Вместо концентрации ресурсов  главной задачей становится обеспечение  максимальной адаптивности общества  и каждого экономического агента, создание такой политической  и правовой среды, в которой все они ориентированы на активное выявление и максимально полное удовлетворение интересов и потребностей своих контрагентов.

 Таким образом, деятельность  органов государственного управления  в сфере экономики направлена  не на выбор приоритетов экономического  развития, а на создание такой  правовой основы, в рамках которой  хозяйствующие субъекты сами  определяют основные цели и  задачи своей деятельности.

В-четвертых, в оценке функционирования экономических агентов на первый план выходит критерий законности, а не целесообразности. Контролирующая деятельность государства постепенно сужается до надзорной. Государственное управление становится нацеленным не на прямое участие в экономической жизни, а на создание условий, необходимых для реализации экономической свободы членов общества.

Представленные особенности переживаемого  социально-экономического момента  требуют особого подхода при  анализе административно-правового  регулирования в области экономики. Представляется целесообразным рассматривать  государственные органы, осуществляющие управление в экономике не с точки зрения их функций, а с позиции юридических форм их деятельности. В силу того, что у государства практически нет ресурсов для участия в экономической жизни, теряет смысл и функциональный анализ исполнительной власти.

 На первый план выходит  рассмотрение юридических форм, в рамках которых государство  выполняет свои функции гаранта  экономических свобод. В связи  с этим в сфере экономики  можно выделить государственные  органы, которые осуществляют, соответственно, правотворчество, контроль, надзор, регистрацию, применение мер административной  ответственности и т.д.

 

Правотворчество органов исполнительной власти в  экономической сфере

В системе исполнительной власти основными  субъектами правотворческой деятельности выступают федеральные министерства. Именно на них возложена функция  по нормативно-правовому регулированию  в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

 Федеральные  министерства выступают субъектами  нормотворчества в сфере управления, но, как правило, не являются  субъектами административно-правовых отношений, порождаемых данными актами. На них возложено бремя создания подзаконных нормативных актов. В формировании структуры административно-правовых норм федеральные министерства выполняют функцию создания диспозиций правил управления (прав и обязанностей субъектов права).

 Санкции за несоблюдение  обязанностей и нарушение прав, а также условия возникновения  данных прав обычно содержатся  в законодательных актах. Такое  разделение труда в нормотворческой  сфере между представительными  органами и органами исполнительной  власти представляется оптимальным  и обоснованным. Законы не должны  быть перегружены часто меняющимися  управленческими нормами, а фиксировать  только санкции за нарушение  этих норм и юридические факты  их применения. Сами же правила  поведения могут быть закреплены  в актах министерств, т.к. эта  процедура более оперативна по  сравнению с законотворческим  процессом.

Правотворчество в сфере анализа  и прогнозирования социально-экономического развития. Важнейшую роль в административно-правовом регулировании экономики играют акты органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственную политику в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития страны. На сегодняшний день таким органом выступает Министерство экономического развития Российской Федерации. В Положении о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 457, говорится, что указанное Министерство принимает нормативные правовые акты, определяющие:

- перечень и порядок определения  показателей экономической эффективности  деятельности федеральных государственных  унитарных предприятий и открытых  акционерных обществ, акции которых  находятся в федеральной собственности;

- федеральные стандарты оценки, порядок ведения реестра членов саморегулируемой организации оценщиков и состав включаемых в него сведений, порядок размещения в информационных системах общего пользования информации, содержащейся в указанном реестре, порядок ее представления заинтересованным лицам, включая форму выписки из указанного реестра, методические указания о государственной кадастровой оценке;

- порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий;

-  порядок выбора уполномоченным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;

- порядок голосования уполномоченного органа при участии в собрании кредиторов;

- коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации;

- порядок привлечения органами  управления особыми экономическими  зонами управляющей компании  для выполнения функций по  созданию за счет средств федерального  бюджета, бюджета субъекта Российской  Федерации, местного бюджета объектов  недвижимости, расположенных в границах  особой экономической зоны и  на прилегающей к ней территории, и управлению этими и ранее  созданными объектами;

- форма свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны;

- типовые формы соглашений об  осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной  деятельности в особых экономических  зонах, деятельности в портовых  особых экономических зонах;

- примерная форма договора аренды земельного участка в границах особой экономической зоны и методика расчета арендной платы;

- форма бизнес-плана, прилагаемого  к заявке на заключение соглашения  об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах, деятельности в портовых особых экономических зонах;

- критерии, которым должны соответствовать  банк или иная кредитная организация,  выдающие заключения на бизнес-планы,  прилагаемые к заявке на заключение  соглашения об осуществлении  промышленно-производственной или туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах, деятельности в портовых особых экономических зонах;

- примерная форма договора аренды государственного и (или) муниципального имущества, расположенного в границах особой экономической зоны, и методика расчета размера арендной платы;

- критерии и методика оценки  бизнес-планов, проводимой экспертными  советами по промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным  и портовым особым экономическим  зонам;

- порядок осуществления контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовых особых экономических зонах;

- порядок ежегодных проверок администрацией Особой экономической зоны в Калининградской области совместно с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами деятельности резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в целях выявления соответствия такой деятельности условиям реализации инвестиционного проекта, содержащимся в инвестиционной декларации;

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области экономики