Административно-правовая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена подробному рассмотрению одного из элементов отрасли административного права – административной ответственности. Административная ответственность - один из важных институтов в сфере государственного управления, так как она является механизмом обеспечения и поддержания общественного порядка и общественной безопасности, а также рычагом становления гражданского общества в современной России.
Целью курсовой работы является раскрытие понятия и основных элементов административной ответственности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...…………..3
Глава 1. Понятие и структура административно-правовой ответственности………………………………………………………….………6
1.1 Понятие административно- правовой ответственности и ее место в системе юридической ответственности………………….…………..……….. .6
1.2 Структура административно- правовой ответственности….......................13
Глава 2. Меры административно- правовой ответственности…………….....21
2.1 Понятие административного взыскания………………………...…..….....28
2.2 Система и виды административного взыскания………………………….28
Заключение…...………………………………………….……………………...32
Список использованных источников и литературы…..…...…………………………………………….……………….37

Файлы: 1 файл

Курсовая административное право.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, также относятся к категории особых субъектов административной ответственности. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ они, как правило, не подлежат административной ответственности, а за совершенные ими административные правонарушения привлекаются к дисциплинарной ответственности как за позорящие проступки в соответствии с дисциплинарными уставами.

Административной ответственности  на общих основаниях они подлежат лишь за некоторые прямо указанные в законе административные правонарушения, связанные исключительно с реализацией их гражданской правосубъектности (нарушение правил охоты, рыбной ловли, водительских правил движения по улицам и дорогам, таможенных и некоторых других правил, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 2.5 КоАП РФ). Но и за эти административные правонарушения к военнослужащим и приравненным к ним лицам не может применяться в качестве меры административного наказания административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также и административный штраф.

Должностные лица также выступают в качестве особенных субъектов административной ответственности. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом как особым субъектом административной ответственности, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Административной ответственности  подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Особенностями административной ответственности должностных лиц как особых ее субъектов является то, что, во-первых, фактическим основанием административной ответственности должностных лиц является административно-дисциплинарное правонарушение, отличающееся от обычного административного проступка определенной спецификой; во-вторых, в целом и даже в пределах одного и того же административного проступка законодательство устанавливает для должностных лиц более строгие административные взыскания, чем для граждан; в-третьих, к должностным лицам могут применяться специфические административные наказания, в частности, дисквалификация.

Кроме перечисленных разновидностей физических лиц как особенных субъектов административной ответственности, имеются и специальные субъекты административной ответственности - продавцы, водители, капитаны морских и речных судов и другие, которые по своему статусу, с одной стороны, не являются должностными лицами, а с другой - не относятся законодательством и к обычным гражданам. К ним могут применяться специальные административные наказания (санкции), не применяемые к другим гражданам и должностным лицам, например, лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранцев и апатридов    (ст. 3.10 КоАП РФ).

Организации как субъекты административной ответственности тоже нужно рассматривать в ряду особых субъектов. Выступая субъектами административной ответственности (но не субъектами административного проступка), организации в установленном законом порядке и случаях отвечают за противоправную деятельность своих членов и здесь понятие субъекта ответственности расходится с понятием субъекта административного правонарушения.

Административная ответственность  юридических лиц предусмотрена  ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой юридические  лица подлежат административной ответственности  за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В административном порядке  в качестве административных наказаний  к организациям могут быть применены: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения и их конфискация. Могут применяться также и некоторые другие административные меры, например, различные экономические санкции (лишение налоговых и некоторых иных финансовых льгот, лицензий, установленных ранее квот и т.д.), не являющиеся однако административными наказаниями.

Структура административной ответственности показывает, что  отсутствие даже одного ее элемента делает невозможным факт привлечения  к административной ответственности. Соотношение: основание привлечения к административной ответственности-субъект-санкция всегда разнообразны. Например, в зависимости от того каков статус физического лица ( гражданин РФ, иностранный гражданин, несовершеннолетний) к нему могут быть применены различные санкции за административный проступок на одном и том же основании. 

 

 

 

 

 

Глава 2. Меры административного взыскания

 

 

            2.1 Понятие административного взыскания

 

 

Административные взыскание (наказание) представляет собой разновидность административного принуждения, применяемому к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения и, выражающего меру административной ответственности6. Статья 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

Только административное наказание является установленной  государством мерой ответственности  за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую  оценку противоправного деяния нарушителя.

Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения.

В то же время особенность  правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный, а не восстановительный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага7.

Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными потерями.

Разумеется, административным, как и уголовным наказаниям присуща цель воспитания правонарушителей, хотя она и не упомянута в законе. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.

Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата штрафа в  установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство  всегда оставляет за собой право  принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество).

Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, дисквалификация, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствует о мягкости этих мер.

Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности способствует то обстоятельство, что административно-правовые санкции, как правило, являются относительно-определенными.

Таким образом, уполномоченные органы и их должностные лица имеют  возможность выбора размера наказания  с учетом содеянного, личности виновного и характера правонарушения, допущенного физическим или юридическим лицом.

Согласно действующему законодательству административные наказания  характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц. При этом административные наказания применяются как в единоличном, так и в коллегиальном порядке: должностными лицами органов исполнительной власти - единолично; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями, созданными при соответствующих органах местного самоуправления, - коллегиально; судами (судьями) - коллегиально и единолично.

С рассмотренной особенностью административного наказания тесно  связан и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по разбирательству и разрешению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это разбирательство в относительно простом порядке, что обусловливается самой сущностью административного правонарушения.

Административные правонарушения часто настолько бесспорны и  очевидны, что одно и то же должностное  лицо согласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение  о назначении наказания, и даже тут  же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте). Но несмотря на относительную простоту, порядок производства по делам об административных правонарушениях призван обеспечить достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение.

 Применительно к  административному наказанию этот  порядок его назначения является  административно-процессуальным, в  рамках которого административные  наказания могут быть назначены  полномочным органом виновному  в совершении административного  правонарушения лицу (физическому или юридическому), не находящемуся в его непосредственном подчинении.

Применение административного  наказания влечет для лица состояние  административной наказанности. Это  обстоятельство приобретает особое значение при решении вопроса  о назначении административного наказания при повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении административного правонарушения в этот период.

Применение административного  наказания в случае рецидива административного  правонарушения влечет наступление юридических последствий двух видов: 1) рецидив может служить обстоятельством, отягчающим ответственность; 2) рецидив может выступать в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.

Перечисленные КоАП меры административной ответственности могут быть классифицированы по различным основаниям, раскрывающим их особенности8.

Во-первых, административные наказания можно распределить по степени тяжести следующим образом:

    1. предупреждение;
    2. административный штраф;
    3. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    4. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
    5. административный арест;
    6. административное выдворение за пределы  РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
    7. дисквалификация;
    8. административное приостановление деятельности.

Во-вторых, можно выделить административные наказания в зависимости  от характера лишений, которые претерпевают лица, привлеченные к административной ответственности.

    • административные наказания личного характера: предупреждение, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное выдворение за пределы Российской Федерации;
    • административные наказания имущественного характера: штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • административные наказания организационно-технического характера: административное приостановление деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принадлежащих им объектов.

В-третьих, административные наказания можно подразделить в зависимости то вида субъекта, к которым применяются административные наказания, с учетом их специфики:

Информация о работе Административно-правовая ответственность