Административно-правовая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена подробному рассмотрению одного из элементов отрасли административного права – административной ответственности. Административная ответственность - один из важных институтов в сфере государственного управления, так как она является механизмом обеспечения и поддержания общественного порядка и общественной безопасности, а также рычагом становления гражданского общества в современной России.
Целью курсовой работы является раскрытие понятия и основных элементов административной ответственности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...…………..3
Глава 1. Понятие и структура административно-правовой ответственности………………………………………………………….………6
1.1 Понятие административно- правовой ответственности и ее место в системе юридической ответственности………………….…………..……….. .6
1.2 Структура административно- правовой ответственности….......................13
Глава 2. Меры административно- правовой ответственности…………….....21
2.1 Понятие административного взыскания………………………...…..….....28
2.2 Система и виды административного взыскания………………………….28
Заключение…...………………………………………….……………………...32
Список использованных источников и литературы…..…...…………………………………………….……………….37

Файлы: 1 файл

Курсовая административное право.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)
    • административные наказания, применяемые как к физическим, так и к юридическим лицам: предупреждение, административный штраф, административное приостановление деятельности;
    • административное наказание, применяемые в силу их специфики только к физическим лицам: лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, дисквалификация.

В-четвертых, административные наказания делятся по порядку  назначения на основные  и дополнительные.

Основными административными  наказаниями принято считать административные наказания, которые не могут присоединяться сочетаться с другими видами административных наказаний.

Дополнительными административными  наказаниями считаются административные наказания, которые могут применяться  как в качестве  основных, так и  присоединяться к другим административным наказаниям.

 Согласно ч. 2 ст. 3.3 КоАП дополнительными административными  наказаниями являются:

    • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Все остальные административные наказания, предусмотренные КоАП, могут  применяться только в качестве  основных административных наказаний.

В-пятых, можно разделить  административные наказания по кругу лиц, уполномоченных назначать административные наказания.

По данному критерию можно выделить:

    • административные наказания, назначаемые исключительно судьей (административный арест, дисквалификация, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административное приостановление деятельности);
    • административные наказания, назначаемые судьей или исполнительными органами   государственной власти Российской Федерации (административный штраф, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства);
    • административные наказания, назначаемые федеральными органами исполнительной власти и их подразделениями (предупреждение, административный штраф, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства).

Административное взыскание  – разновидность административного  принуждения, цель которого состоит  пресечении неправомерных деяний. Содержание административного взыскания, используемого к конкретному правонарушению, законодательно объективно, так как, меры, применяемой к правонарушителю административной ответственности достаточно и для выполнения ей своей правовой роли, и для осознания своей виновности непосредственно правонарушителем.

Каждый отдельно взятый вид административного взыскания  имеет право назначать только определенное должностное лицо, которое  на это уполномочено, и только в  отношении тех лиц, которые в  силу своего статуса (физическое или  юридическое лицо) могут привлекаться к административной ответственности именно по данному виду взыскания. Следовательно, применение последнего приводит к разнородным по своей сути последствиям (лишениям) для различных субъектов административной ответственности.

 

 

2.2 Система и виды административного взыскания

 

 

Административные наказания  составляют стройную систему, построенную  на определенных принципах. Система  административных наказаний подразумевает  выделение среди их перечня основных и дополнительных. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Меры административной ответственности (административные наказания) можно охарактеризовать в зависимости  от ограничений и лишений, которые  наступают для правонарушителя в результате применения9.

Предупреждение (ст. 3.4 КоАП) является мерой административной ответственности, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме и применяется преимущественно к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, причинившего незначительный вред. Предупреждение в устной форме (замечание) административным наказанием не является.

Административный штраф (ст. 3.5 КоАП) представляет собой денежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должностным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Административный штраф  призван оказать воздействие  на материальные интересы правонарушителя.

Административный штраф  может выражаться в величине кратной:

  1. минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  2. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  3. сумме неуплаченных налогов и сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа, кратный минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), устанавливается:

    • для граждан – от 1/10 до 25 МРОТ
    • для должностных лиц – от 1/10 до 50 МРОТ
    • для юридических лиц – от 1/10 до 1000 МРОТ10.

За нарушение норм федерального законодательства о внутренних, морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, валютного законодательства, а также законодательства  РФ  о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции  максимальный предел административного штрафа, кратного минимальному размеру оплаты труда, может составлять для физических лиц 200 МРОТ, а для юридических – 5000 МРОТ.

Размер административного  штрафа, исчисляемого исходя из стоимости  предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов и сборов, не может превышать  трёхкратного размера стоимости  соответствующего предмета, а также суммы неуплаченных налогов и сборов.

Взыскиваемые с физических и юридических лиц суммы административных штрафов, подлежат зачислению в бюджет в полном объёме в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП) состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства вещи, которая явилась орудием совершения либо предметом административного правонарушения.

 Не является конфискацией изъятие вещи из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, изъятие вещи, подлежащей в соответствии с федеральным законом возвращению законному собственнику, а также вещи, изъятой из оборота  либо находившейся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащей обращению в собственность государства или уничтожению.

Вещи, изъятые из оборота, определяются в порядке, установленном  законом (например, изъятые из оборота объекты атомной энергии, пункты хранения ядерных материалов, природные заповедники, другие объекты, предусмотренные гражданским законодательством).

Перечень вещей, не подлежащих конфискации, устанавливается законодательством  РФ.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу   (ст. 3.8 КоАП), состоит в лишении  физического лица, совершившего административное правонарушение, на срок от одного месяца до двух лет предоставленного ему  права управления транспортным средством, права охоты, права использования высокочастотных и радиоэлектронных устройств.

Под высокочастотными устройствами понимается оборудование или приборы, предназначенные для генерирования  и местного использования радиочастотной энергии для промышленных, личных, медицинских, бытовых и других целей, за исключением применения в области электрической связи.

Под радиоэлектронными  устройствами понимаются технические  средства, состоящие из одного или  нескольких радиопередающих или  радиоприемных устройств либо из их комбинации и вспомогательного оборудования и предназначенные для передачи или приема радиоволн.

Административный арест (ст. 3.9 КоАП) заключается в краткосрочном  содержании правонарушителя (физического  лица) в специально оборудованном  помещении и условиях изоляции от общества под стражей (как правило, на срок до пятнадцати суток, а в случаях, указанных в КоАП, до тридцати суток). Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726.

Помещение административно-арестованных в тюрьму, колонию-поселение, исправительные колонии не допускается. Пребывание под административным арестом не прерывает трудового стажа правонарушителя  и не является основанием для увольнения его с работы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства (ст. 3.10 КоАП) является мерой  административной ответственности, которая  применяется исключительно к  иностранным гражданам и лицам  без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации на законных основаниях.

К примеру, административное выдворение за пределы Российской Федерации  как мера административной ответственности  может быть применена к иностранцам, прибывшим в установленном законом  порядке в качестве туристов по частным, служебным, торговым, научным, общественным делам, на учебу или работу.

Выдворение за пределы  Российской Федерации, применяемое  к иностранцам и лицам без  гражданства, незаконно проживающим  или пребывающим на территории Российской Федерации, именуется депортацией и является мерой пресечения, а не мерой административной ответственности.

Депортация иностранных  граждан и лиц без гражданства  применяется в случае утраты или  прекращения законных оснований  для дальнейшего их пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации  применяется к иностранному гражданину или лицу без гражданства за совершение таких административных правонарушений, как нарушение режима Государственной границы РФ, нарушение режима в пункте пропуска через Государственную границу РФ, нарушение режима пребывания в Российской Федерации.

Суть административного  выдворения за пределы Российской Федерации  заключается в принудительном и  контролируемом препровождении органами внутренних дел, органами и войсками пограничной службы иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших административные правонарушения, за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде указанных граждан и лиц из Российской Федерации.

Применение данной меры  влечет для иностранца или лица без  гражданства официальное прекращение  дальнейшего пребывания на территории Российской Федерации, сочетаемое с  обязанностью покинуть ее пределы.

Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП) как мера административной ответственности  заключается в лишении физического  лица права занимать руководящие  должности и исполнительном органе управлений юридического лица, права  входить в совет директоров, права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а так же права осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет применяется к следующим категориям физических лиц, участвующим в управлении юридическими лицами: 

    • лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно–хозяйственные функции в органе юридического лица (генеральный директор, директор, их заместители)
    • членам совета директоров в акционерных обществах;
    • индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению юридическими лицами, в том числе арбитражным управляющим.

Информация о работе Административно-правовая ответственность