Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:30, лекция

Описание работы

Понятие, содержание и основные принципы исполнительной власти
1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки.
2. Основные функции исполнительной власти
3. Основные принципы организации и функционирования исполнительной власти.
4. Соотношение понятий "государственное управление" и "испол-нительная власть".

Файлы: 1 файл

административное право.lekcii.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

контроль законодательных (представительных) органов власти.

1) Для осуществления контроля  за исполнением федерального  бюджета Совета Федерации и Государственной Думы образуют счетную палату, которая проводит ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия.

ст. 103 Конституции РФ (а, б, в, г, д, н)

3. Контроль в системе исполнительной  власти

Существуют 3 вида контроля исполнительной власти:

а) общий контроль осуществляют органы исполнительной власти в общей компетенции

Правительство заслушивает на своих  заседаниях отчеты и доклады руководителей  о состоянии дел в руководимой  им отрасли. Оно обладает полномочиями по отмене актов этих органов в случае противоречия их Конституции РФ и др. нормативным актам.

б) ведомственный осуществляют органы отраслевой компетенции в отношении  подведомственных им объектов. Он состоит  в проверке этими органами соблюдения и исполнения законов, подзаконных нормативных актов предприятиями, учреждениями, организациями.

в) специализированный контроль осуществляется органами межотраслевой компетенции. Они контролируют деятельность органов исполнительной власти предприятий, учреждений, организаций по определенным вопросам. Между субъектами и объектами отсутствует организационная подчиненность.

       

3. Субъектами судебного контроля являются:

1) Конституционный Суд РФ

контрольные полномочия Конституционного Суда РФ пред. ст. 125

2) Суды общей юрисдикции

осуществляют контрольные функции в процессе рассмотрения дел

При рассмотрении гражданских дел  суд, признавая акты управления незаконными, отменяет или исправляет их. Обнаружив нарушения законности в работе органов исполнительной власти, суд выносит частное определение. По делам об административных правонарушениях (мелкое хулиганство, мелкое хищение) суд проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения.

3) арбитражные суды

осуществляют судебную власть при  разрешении возникающих в процессе предпринимаемой деятельности споров либо из пр-ний в сфере управления. Специфика обеспечения арбитражным судом законности в сфере исполнительной власти заключается в том, что суд признает полностью или частично недействительным акт, не имеющий нормативного характера и принимаемое решение на основе действующего законодательства.

 

4. Субъектами общественного контроля являются общественные объединения граждан, политические партии, профсоюзы, молодежные и другие организации, органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы, а также отдельные граждане как частные лица.

Контрольные полномочия их, как правило, лишены юридически-властного характера.

Общественные объединения участвуют  в формировании органов исполнительной власти и выработке ими решений, а также представляет и защищает права и законные интересы своих  членов в государственных органах.

Профсоюзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде. В настоящее время воссоздаются общественные пункты охраны порядка, казачьи дружины и т.д.

 

5. В соответствии с законом "О прокуратуре РФ" от 17 ноября 1995г. предметом прокурорского надзора являются:

1) исполнение законов федеральными  министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

2) соответствие актов, издаваемых этими органами, Конституция РФ, федеральный закон.

3) соблюдение прав и свобод  человека и гражданина федеральными  министерствами и ведомствами,  представительными (или законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В случае установления факта нарушения  закона прокурор или его заместитель:

1) освобождает своим постановлением  лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решения несудебных органов.

2) опротестовывает противоречащие  закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Протест приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшему этот акт либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представи. закон. органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается незамедлительно в письменной форме.

3) возбуждает уголовное дело  или пр-во об административном  правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной, установленной законом, ответственности.

4) вносит представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, правомочным устранить нарушение закона.

Представление подлежит безотлагательному  рассмотрению, не позднее, чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.

 

6. Административный надзор – это вид в правоохранительной деятельности ряда органов управления.

1) органы федерального надзора  (Федеральный горный надзор, промышленный  надзор).

2) государственные комитеты (по  стандартам, литерологии, сертификации).

3) государственная инспекция (в  федеральном министерстве и иных  органах исполнительной власти  санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, рыбного, пожарного и геодезического надзора).

Компетенция органов административного  надзора определяется соответствующими положениями о них:

1) полномочия по предупреждению  правонарушений позволяют органам обнаружить и устранить правонарушения, принять меры по предупреждению и предотвращению правонарушений. Органы административного надзора вправе беспрепятственно посещать объекты и проводить на них проверки по вопросам, входящим в их компетентность, получать необходимые материалы, заслушивать руководителей.

1) полномочия по пресечению правонарушений  применяют для принудительного  прекращения правонарушения, предотвращения или уменьшения вредных последствий. Орган административного надзора выносит в адрес поднадзорных объектов обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений.

3) полномочия по привлечению  виновных лиц к административной ответственности

Органы административного надзора  возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные взыскания.

4) полномочия по нормотворчеству

Органы административного надзора  самостоятельно разрабатывают и утверждают правовые, технические нормы и правила, а также подготавливают проекты нормативных актов, которые принимаются другими органами.

 

7. Жалобы – это обращения граждан по поводу нарушения их прав и свобод.

Предложения и заявления направлены на улучшения деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих.

Существует 2 порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан:

1 – административный

2 – судебный

Административный

Гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, общественное объединение предприятия, учреждения, организации, к должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие субъекты обязаны рассмотреть  жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы отказано или ответ не получен в течение 1 месяца, он вправе обратиться в суд.

Судебный

В соответствии с законом от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан" жалоба подается либо в суд по месту жительства либо в суд по месту нахождения органа, должностное лицу, государственному служащему.

Сроки обжалования:

1) 3 месяца со дня, когда гражданину  стало известно о нарушении  его права

2) 1 месяц со дня получения  гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы

3) 1 месяц после подачи жалобы, если не получен ответ

Если обжалованные действия суд  признает законными, он отказывает в удовлетворении жалобы. Если суд признает обжалованные действия незаконными, он обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает права и свободы. Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу и гражданину не позднее 10 дней со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее, чем в 1 мес. срок со дня его получения.

1. Участковый инспектор милиции,  преследуя преступника против  воли граждан, проживающих в квартире, где скрылся преследуемый, взломал дверь и проник в квартиру. Рассмотрев поступившую жалобу на участкового, начальник управления внутренних дел не усмотрел в его действиях нарушения закона "О милиции". Тогда заявитель, проживавший в –квартире гражданин, считая, что положения закона "О милиции" нарушают конституционные права и свободы граждан обратился в конституционный суд РФ. Вправе ли он был это делать? В каких случаях граждане РФ могут обратиться в Конституционный Суд РФ? Каков порядок обжалования, предусмотренный законом?

3. Администрация области приняла  постановление, в соответствии  с которым жители области, призываемые  на действительную военную службу, проходят ее в военных соединениях и военных частях, расположенных на территории области. Законно: Как должен поступить полномочный пред. РФ? Какими контрольными полномочиями обладает полн. пр. РФ?

 

Государственное управление в сфере рыночной экономики

В системе государственного регулирования  рынка можно выделить 2 уровня: макроуровня  и микроуровня. На макроуровне определяется общегосударственная федеральная экономическая политика, устанавливаются федеральные налоги и гарантии и т.д.

Объектом государственного регулирования  на микроуровне являются многочисленные рынки различных видов пр-ции: промышленных, сельскохозяйственных, сферы услуг и т.д.

Государство воздействует на экономическую  деятельность через свои органы:

1) Министерство экономики РФ

Функции:

а) осуществляет разработку социально-экономической  политики государства

б) разрабатывает комплексных прогноз социально-экономического развития РФ, ее регионов и отраслей экономики

в) разрабатывает финансовый баланс государства, обеспечивает экономическое  обоснование отдельных статей доходов  и расходов федерального бюджета

г) проводит анализ экономического состояния страны

д) формулирует предложения по основам  ценовой политики и т.д.

2) Министерство топлива и энергетики  РФ (Минэнерго).

Важнейшая задача – обеспечение  потребностей народного хозяйства и населения в различных видах топлива. Для топливно-энергетического комплекса характерна организация крупных производственных объединений: РАО Газпром, АО "Нефтяная компания Юкос", государственная компания "Росуголь" и т.д.

3. Министерство РФ по атомной  энергии (Минатом) 

Основные задачи:

а) обеспечение ядерной, радиоактивной и пожарной безопасности предприятий и организаций ядерного комплекса.

б) формирование и реализация государственной  политики в ядерном комплексе.

в) обеспечение координации исследований в областной ядерной физике, проводимых на предприяитиях ядерного комплекса.

г) управление деятельностью предприятий  ядерного комплекса.

д) осуществление учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ на предприятиях ядерного комплекса и т.д.

 

Гос. управление в социально-культурной сфере

1. Система органов и организация  гос. управления образования.

2. Система органов и организация  государственного управления в  сфере социальной защиты населения.

 

1. Государственное руководство системой образования осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации общей и специальной компетенции:

1) Правительство РФ, ст. 114 Конституции  РФ (п. в, к)

2) Министерство образования РФ

Функции:

а) разрабатывает и утверждает общегосударственные  стандарты, примерные планы и учебные программы.

б) осуществляет контроль за исполнением  федерального законодательства в сфере образования.

в) финансирует вузы и другие образовательные  учреждения федерального значения.

г) издает в пределах своей компетенции  нормативно-правовые акты и т.д.

3) Другие федеральные органы  исполнительной власти, в ведении  которых находятся высшие и  специальные учебные заведения  профессионального образования.

(Министерство культуры, министерство  социального развития РФ и  т.д.)

4) органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы отраслевой компетенции (Главное управление образования)

5) органы местного самоуправления  – по реализации прав граждан  на получение основного общего  образования.

Действует закон РФ "Об образовании" в редакции от 13.01.96 г..

Правовой статус вуза определен  ФЗ от 22 августа 96 г. "О высшем и  послевузовском профессиональном образовании".

Информация о работе Административное право