Принципы административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Административное право – это важная отрасль права, которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно - юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....
2
1. Принципы административного права……………………………….
3
1.1. Конституционные принципы административного права…...
13
1.2. Организационно-функциональные принципы
административного права………………………………………....

17
2. Соотношение административного права с другими отраслями права………………………………………………………......................

22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..
28

Файлы: 1 файл

КУРС Принципы АП.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....

2

1. Принципы административного права……………………………….

3

       1.1. Конституционные принципы административного права…...

13

       1.2. Организационно-функциональные принципы 
        административного права………………………………………....

 

17

2. Соотношение административного  права с другими отраслями  права………………………………………………………......................

 

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..

28


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Административное право – это важная отрасль права, которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно - юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

Целью настоящей работы является выявление принципов административного права, систематизация теоретических исследований отечественных и российских исследователей в данной области, краткий анализ соотношения норм административного права с другими отраслями права.

Предметом исследования выступают основные начала (идеи), характеризующие содержание административного права, закрепляющие закономерности его развития и определяющие механизм правового регулирования административно-управленческих отношений; а также взаимосвязи административного права с другими отраслями права.

В юридической литературе теория принципов административного права пока не получила достаточного освещения.

Между тем изучение этого вопроса имеет важнейшее значение для понимания, анализа и совершенствования самого административного права, а также его важнейших институтов и подотраслей, для направления законотворческой деятельности в области административного права, дальнейшего развития всего механизма административно-правового регулирования, создания нового административного законодательства, укрепления законности в управленческой деятельности, улучшения правоприменительной и правотворческой деятельности органов исполнительной власти.

Для более глубокого понимания предмета административного права и сущности административно-правового метода регулирования необходимо выявление связей рассматриваемой отрасли права с другими, смежными отраслями права. Это важно и для характеристики социальной роли и особенностей административного права, путей его совершенствования.

В работе отмечено тесное взаимодействие административного права с конституционным, гражданским, трудовым, уголовным, финансовым правом.

Методологической основой настоящей работы явились принципы единства эмпирического и теоретического знания, диалектической связи теории и практики, принципов системности, социальной обусловленности знания, анализа и синтеза основного массива литературы по исследуемой в работе проблеме.

При написании работы были использованы научные труды, монографии белорусских и российских ученых.

 

1. Принципы административного права.

 

 

Понятие принципов права является одной из актуальных проблем современной юридической науки. И это не случайно, так как именно в принципах права наиболее ярко отражена его сущность во всем многообразии составляющих ее сторон и закономерностей.

Выявление и исследование принципов административного права как отрасли права необходимо для уяснения смысла конкретных правовых норм, а следовательно, и их правильного применения, совершенствования законодательства, установления тенденций развития административного права и его науки в период построения демократического общества.

Принципы права - это закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений при ее пробельности и противоречивости  [20, с. 48].

В административно-правовой теории под принципами права понимаются основные начала (идеи), характеризующие содержание права, закрепляющие закономерности его развития и определяющие механизм правового регулирования управленческих отношений [24, с. 33.] Понятно, что принципы различных отраслей права различаются по своему содержанию и характеристикам.

Советские ученые под принципами административного права понимали важнейшие положения, руководящие идеи, закрепленные в нормах права и обусловливающие особенности административного законодательства и практики его применения. Принципы административного права либо непосредственно закрепляются в правовых нормах общего характера (так, принцип законности выражается, в частности, в нормах, обязывающих органы, должностных лиц и граждан соблюдать законы и иные нормативные акты), либо могут быть путем анализа выделены из других норм конкретного характера (например, принцип гуманизма) [14, с. 72 - 78].

Вопрос о принципах административного права является важнейшим в структуре и содержании административно-правового регулирования общественных отношений. Термин «принципы административного права» указывает на основополагающие черты, сущностные характеристики, важнейшее содержание и значение всего административного права.

В теории принципов административного права особый интерес представляют следующие три вопроса: 1) понятие принципов административного права; 2) законодательное закрепление принципов; 3) виды и содержание принципов. Законодатель не может и не должен определять понятие принципов административного права, хотя он и перечисляет их в том или ином виде в различных законодательных и иных нормативных правовых актах.

Правовое установление принципов административного права обусловливает организацию и функционирование исполнительной власти, управления и государственных органов, деятельность государственных служащих (персонала), устойчивость государственно-правового регулирования административно-правовых отношений, а также обоснование тенденций развития административного законодательства в целом. Изучение принципов административного права дает ответ на следующие вопросы: что является главным в системе норм, регламентирующих административно-правовые отношения? Что постоянно сопутствует системе этих отношений? Без чего не могут существовать различные институты административного права? Основное значение принципов административного права заключается в том, что они определяют "юридическую судьбу", жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование исполнительной власти и управления.

Принципы административного права обусловлены существованием принципов функционирования исполнительной власти, государства, государственных органов и государственного управления, которое осуществляется многочисленными субъектами права.

Принципы административного права отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования исполнительной власти, управления и его персонала, определяя содержание сложных взаимоотношений внутри данной системы. Например, они отражают такие возникающие внутри государственного управления связи, как: 1) разделение труда; 2) территориальная организация (центральное и региональное управление); 3) отраслевая организация; 4) иерархия организации; 5) разделение полномочий и компетенции между федеральными государственными органами Российской Федерации и государственными органами ее субъектов.

В общественных науках под принципами обычно понимаются исходные положения и теоретические идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы положены в основу формирования и функционирования государственных органов (представительной, исполнительной и судебной власти).

Принципы административного права — это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности организации и формирования государственной власти в целом (а также исполнительной власти в особенности), определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных управленческих органов (полномочий государственных служащих), действующих в системе государственной власти, по осуществлению управленческих функций (в том числе и контрольно-надзорных полномочий). Принципы административного права должны объективно отражать сущность административного права, его наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и других видов административной деятельности органов исполнительной власти и их государственных служащих, нормативно закрепляют их. Принципы административного права устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования исполнительной власти и управления. Они обусловливают значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в системе административно-правового регулирования. Отсутствие правовых принципов административного права влечет за собой появление элементов произвольности, бюрократизма в худшем смысле этого слова, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.

Принципы административного права — это субъективные понятия. Они формулируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого административного законодательства. Вместе с тем принципы административного права отражают объективные связи, возникающие в системе управленческих, административно-правовых отношений. Таким образом, формулировка и установление законодателями принципов административного права зависят от определенной в Конституции государства модели организации государственной власти, исполнительной власти, государственного управления, от того, насколько адекватно понимание внутренних закономерностей общественных отношений и правового регулирования. С другой стороны, принципы являют собой активное, динамическое начало, ибо они обусловливают устанавливаемую законодателем модель современного "управленческого" государства.

Каждый в отдельности принцип административного права отражает не все объективные закономерности организации и осуществления административной деятельности субъектов права, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны; соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении прочих принципов.

Создание системы принципов административного права обусловлено существованием интересов самого административного права и имеет целью упорядочение и обеспечение взаимодействия многочисленных правовых норм, действие которых направлено, в сущности, на достижение целей и решение задач административного права.

Принципы административного права оказывают, таким образом, существенное значение на содержание административно-правовых норм, процедуру управления, административное нормотворчестворческую, правоприменительную административную и охранительную деятельность, правовые акты управления, административный процесс, а в целом и на правосознание субъектов управления (управленческой деятельности).

Поскольку административное право является комплексной правовой отраслью, содержащей нормы и других отраслей (подотраслей) права, а его нормы взаимодействуют с нормами других отраслей права, то на содержание его принципов непосредственное влияние оказывают общая теория права, другие отрасли права и, в особенности, теория административного права. Следовательно, важнейшим средством воздействия на формирование принципов административного права являются принципы государственного управления, принципы функционирования самого государства и его государственной службы.

Принципы административного права выполняют важные функции: они устанавливают основы правового статуса субъектов права, основы взаимодействия их с государством и между собой, фиксируя их основные права, обязанности, запреты, ограничения и ответственность. Принципы административного права выражают и охраняют систему общечеловеческих ценностей, включающую такие важнейшие ценности, как права человека, демократизм государственной власти, защита публичных интересов. Принципы административного права являются "ориентирами" деятельности многочисленных субъектов права; они служат критериями правомерности поведения участников административно-правовых отношений.

Характерной чертой принципов административного права является их взаимообусловленность и взаимосвязанность, и лишь во взаимодействии они сполна могут выполнить свои функции и назначение.

Принципы административного права в той или иной форме содержатся в многочисленных законодательных актах, что обусловлено необходимостью придания им правового характера. Принципы административного права, разумеется, должны соответствовать общим принципам права (добросовестность, ответственность за правонарушение, незлоупотребление правом, обязательность контроля).

Наличие принципов административного права и принципов его институтов и подотраслей — необходимое условие и для выделения данной отрасли в качестве самостоятельной правовой отрасли.

Информация о работе Принципы административного права