Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:30, лекция

Описание работы

Понятие, содержание и основные принципы исполнительной власти
1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки.
2. Основные функции исполнительной власти
3. Основные принципы организации и функционирования исполнительной власти.
4. Соотношение понятий "государственное управление" и "испол-нительная власть".

Файлы: 1 файл

административное право.lekcii.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Предусмотрены в Конституции РФ (ст. 45, 46).

Для усиления гарантий соблюдения прав граждан создана комиссия по правам человека при Президенте РФ и введена  должность Уполномоченного по правам человека в РФ, назначен Государственной Думой (Олег Нестеров), который рассматривает жалобы граждан на действие государственных органов и должностных лиц, если заявитель ранее обжаловал эти действия в судебном или административном порядке и не согласен с решением, принятым по жалобе.

ПРАВА     

Ст. 27

1. Каждый, кто законно находится  на территории РФ, имеет право  свободно передвигаться, выбирать  место пребывания и жительства.

2. каждый может свободно выезжать  за пределы РФ. Гражданин РФ  имеет право беспрепятственно  возвращаться в РФ.

Ст. 31.

Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, демонстрации, шествия и пикетирование.

Ст. 32 (ч. 1, 4)

1. Граждане РФ имеют право  участвовать в управлении делами  государства как непосредственно, так и через своих представителей

4. Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Ст. 33

Граждане РФ имеют право обращаться лично , а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в гос. органы и органы местного самоуправления

Ст. 42

Каждый имеет право на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиняющего его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

ОБЯЗАННОСТИ

Ст. 57

каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Ст. 58

Каждый обязан сохранять природу  и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

ГАРАНТИИ

Ст. 59 – в./ с

Ст. 45

1. Государственная защита прав  и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои  права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Ст. 46

1. Каждому гарантируется судебная  защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействия)  органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии  с международными договорами  РФ обращаться в международные  органы по защите прав и  свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства прав. защиты.

 

 

Исполнительная власть как Субъект  административного права

 

1. Понятие и виды  органов исполнительной власти.

2. Президент и его  полномочия в сфере исполнительной  власти.

3. Федеральные органы  исполнительной власти.

4. Органы исполнительной  субъектов РФ.

Н/а Конституция РФ, гл. 4-6

Федеральный конституционный  закон "О правительстве РФ" от 31 декабря 1997

Указ Президента РФ "О  системе федеральных органов  исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. Указ Президента "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г.

Указ президента "О  совершенствовании структуры федеральных  органов исполнительной власти" от 17 марта 1997 г.

1. Орган исполнительной власти – это организация, которая являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территор. масштаб. деятельности, образована в соответствии законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке осуществления исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственных, социально-культурных, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Виды органов исполнительной власти:

1. в соответствии с  федеральным устройством

а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, агентства).

б) органы исполнительной власти РФ

2. В зависимости от объема и характера компетенции

а) органы общей компетенции, которые осуществляют управление большинством отраслей, их сферой деятельности.

Правительство, администрация  субъектов.

б) органы отраслевой (спец.) комп. – осуществляют руководство  отдельными сферами или отраслями управления (министерства, ведомства, структурные подразделения администрации).

в) органы межотраслевой  компетенции, которые ведают спец. вопросами управления, имеющими межотраслевое значение. Государственные комитеты, федеральные комиссии и надзоры.

г) органы смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как  отраслевой, так и межотраслевой  сферы деятельности.

Министерство здравоохранения  РФ руководит подведомственными  органами здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление мед. службами МВД и мин. обороны.

3. по порядку разрешения  подведомственных вопросов.

а) единоначальные органы, в которых основные вопросы разрешаются их руководителем. Администрации, министерства

б) коллегиальные, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов, входящих в их состав. Правительство, государственные комитеты.

 

2. Президент формально не является главой исполнительной власти, но он активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов. Это выражается в следующих формах:

1. непосредственно, т.к.  многие из федеральных органов  исполнительной власти подчинены ему непосредственно. (администрация Президента, Правительство, некоторые министерства)

2. косвенно, т.е. через  Правительство. Правительство руководит министерством.

повт. полн. П-та в сфере  исполнительной власти ст. 83 КРФ.

 

3. Федеральная исполнительная власть является двуступенчатой. Правительство и федеральные органы (министерства и др.)

повт. состав и компетенцию  П-ва, ст. 110, 114 Конституции РФ.

В систему федеральных  органов исполнительной власти входят:

1. федеральные министерства, это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляет управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в этой сфере деятельности деятельности иных органов исполнительной власти. Министерством единолично руководит министр, который по должности входит в Правительство, издает приказы, распределяет обязанности между заместителями.

ст. 260     МВД РФ

Министерство здравоохранения  РФ

Министерство иностранных  дел РФ

Министерство культуры РФ

Министерство обороны  РФ

Министерство промышленности РФ

Министерство связи  РФ

Министерство топлива  и энергетики РФ

Министерство труда  и социального развития РФ

Министерство финансов РФ

Министерство юстиции  РФ

2. Государственный комитет  РФ - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию по вопросам, отнесенных к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

ст. 260  Гос. комитет  РФ по делам молодежи

Гос. комитет  РФ по кинематографии

Гос. комитет  РФ по печати

Гос. комитет  РФ по физической культуре и туризму

Правовое положение  федеральных министерств и государственных  комитетов характеризуется следующими общими чертами:

1. перечень, установленный  Президентом РФ

2. они относятся к  центральным органам исполнительной  власти и действуют в масштабах  страны

3. большинство их работает  под непосредственным руководством  Правительства РФ

4. положение о федеральном министерстве, государственном комитете утверждаются Президентом или по его поручению Правительством

5. министры и председатели  государственных комитетов назначаются Правительством

6. министерства и государственные  комитеты наделены самостоятельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами других ветвей власти, с Правительством, между собой, однопрофильными нижестоящими органами.

3. федеральные ведомства  – это органы, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.

Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и не могут входить в состав министерств  и государственных комитетов.

Различают федеральные комиссии (стр. 261)

Федеральная энергетическая комиссия РФ

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

Федеральная комиссия по недвижимому имуществу и оценке недвижимости

Федеральные службы:

Федеральная авиационная  служба России

Федеральная архивная служба России

Государственная налоговая  служба России

Федеральная пограничная  служба России

Федеральная служба безопасности России

Российские агентства: (стр. 262)

Российское агентство  по патентам и товарным знакам

Российское космическое  агентство

Российское агентство правительственной связи информации при Президенте РФ

Федеральные надзоры:

Федеральный горный и  промышленный надзор России

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

4. управление делами  Президента (стр. 262, 263)

 

4. В субъектах РФ действуют органы исполнительной власти общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Органами общей компетенции являются Правительство республик, администрация краев, областей, автономных областей, автономных округов (повт.): порядок образования и полномочия Правительств республик в составе РФ и админ.

Органами отраслевой и межотраслевой комп. являются министерства, комитеты, службы, инспекции, главные управления и т.д. Их структура, порядок формирования, организация деятельности определяется н/а субъектов РФ. Для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать собственных должностных лиц, территориальные организации входят в систему органов исполнительной власти и действуют под руководством соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам входящих в компетенцию субъектов, во взаимодействии с соотв. органами исполнительной власти субъектов РФ.

 

Государственная служба и государственные  служащие

как субъекты административных пр-ний.

1. Понятие и принципы  государственной службы

2. Понятие и классификация  государственной должностей

3. Понятие государственных  служащих, их основные права и  обязанности

4. Прохождение государственной  службы

5. Поощрение и ответственность  государственных служащих

6. Муниципальная служба

Н/а ФЗ от 5 июля 95 г. "Об основах государственной службы РФ" СЗ РФ 95 г., № 31

Федеральный закон от 8 января 98 г. "Об основах муниципальной  службы в РФ" СЗ РФ 98г., № 2

Закон "О гос. службе в Воронежской области" от 29 февраля 96 г., Коммуна, 96 г. № 19-20 марта

Закон "О муниципальной  службе в Вор. области" от 15 апреля 96г.

 

1. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов.

Государственная служба осуществляется только в государственных органах. В государственных учреждениях и на предприятиях нет государственной службы.

Государственная служба включает в  себя:

1. Федеральную государственную  службу

2. Гос. службу субъектов  РФ+

Принципы гос. службы:

1. Верховенство КРФ и ФЗ над иными н.а., должностными инструкциями.

2. Приоритет прав и  свобод ч. и г., их непосредственного  действия обязывает гос. служащих  признавать, соблюдать и защищать  права и свободы ч. и г.

3. Единство системы  гос. власти, разграничение предметов  ведения между РФ и субъектами  РФ – федерализм.

4. Разделение законодательной,  исполнительной и судебной властей.

5. Главный доступ к  гос. службе.

6. Обязательность для  гос. служащих решений, принятых  вышестоящими гос. орг. и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ.

7. Единство основных  требований, предъявл. к гос. службе

8. Профессионализм и  компетентность гос. служащих

9. Гласность в осуществлении  гос. службы

10. От-ть гос. служащих  за подготавливаемые и принимаемые  решения, исполнение своих должностных обязанностей.

11. Внепартийность гос.  службы, отделение религиозных объединений от государства.

12. Стабильность кадров  гос. органов.

 

2. Гос. должность – это должность в федеральных органах гос. власти, органах гос. вл. субъектов РФ, а также в иных гос органах, образуемых в соотв. с КРФ с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного гос. органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Гос. должности делятся  на:

1) гос. должности категории  "А" (политико-судебные должности) – это должности, установл. КРФ, ФЗ, К и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий гос. органов.

Президент РФ, Председатель РФ, председатели палат ФС, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи.

2) гос. должности категории  "Б" (патронажные) – должности,  учреждаемые в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих должности категории "А". Рабочий аппарат Президента РФ, П-ва, минист., ведомств и др. гос. органов.

3) гос. должности категории  "В" (административные) – долж. учреждаемые гос. органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Секретари, курьеры.

К гос. службе относится  исполнение должностных обязанностей лицами, замещающие гос. должности категории "Б" и "В". Лица кат. "А" (первые лица в гос. аппарате) не несут гос. службу, гос. служащими не считаются, хотя и занимают гос. должн. и выполн. полномочия руководящего и направляющего воздействия.

Информация о работе Административное право