Административное право как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:14, доклад

Описание работы

Наука административного права является составной частью науки управления. Последняя изучает управленческие отношения, которые носят весьма широкий характер. Наука управления исследует организационные правовые и неправовые общественные отношения в области социального управления, в то время как наука административного права изучает организационную государственную деятельность, которая носит административно-правовой характер.

Файлы: 1 файл

2 лекция - Административное право, виды, методы.docx

— 26.00 Кб (Скачать файл)

в) уполномочивающие, или  дозволительные, т.е. такие административно-правовые предписания, которыми предусматривается  возможность действовать в пределах предусмотренных нормами условий  по своему усмотрению. Прямые предписания  или запреты при этом отсутствуют, тем не менее определенный правовой режим действует, что исключает произвольный характер поведения участников регулируемых управленческих общественных отношений.

В силу этого нет оснований  руководствоваться нередко звучащим «правилом»: разрешено все, что не запрещено. Вседозволенность не может  превратиться в принцип действия административно-правовых норм, равно  как и всех норм российского права. В особенности он неприменим к  действиям, совершаемым субъектами исполнительной власти.

Однако невозможно роль права  свести исключительно к установлению юридических запретов. Вот почему административно-правовые нормы разрешают  определенную свободу выбора того или иного варианта поведения, но непременно в рамках условий, установленных конкретной нормой.

Так, при осуществлении  государственного надзора соответствующие  контрольно-надзорные органы (должностные  лица) не вправе «изобретать» те или  иные меры административного воздействия  на нарушителей действующих в данной области правил. Они самостоятельны только в выборе одной из предусмотренных административно-правовыми нормами мер такого воздействия. В их числе: требование устранить обнаруженные нарушения, ограничение, приостановление или прекращение работы поднадзорного объекта; предъявление иска в арбитражный суд; отзыв лицензии; привлечение виновных к административной ответственности и т.п. Использование такого рода полномочий является юридической обязанностью этих органов, уклониться от выполнения которой они не вправе;

г) стимулирующие, т.е. такого рода нормы, в которых закреплены соответствующие средства материального  или морального воздействия на участников управленческих отношений с целью  обеспечить их должное поведение. С  помощью таких норм, например, устанавливаются  налоговые льготы, применяются меры материального поощрения и т.п. Как правило, данные меры сопутствуют  прямым предписаниям или запретам.

Административно-правовые нормы  могут, далее, квалифицироваться и  по признаку адресата. Соответственно можно выделить нормы, регламентирующие:

• административно-правовой статус граждан;

• организацию и деятельность органов исполнительной власти;

• правовое положение государственных  служащих;

• основы функционирования государственных предприятий и учреждений;

• отдельные стороны организации  и деятельности различного рода коммерческих структур, включая частные;

• административно-правовой статус общественных объединений.

Возможны и некоторые  иные виды классификации административно-правовых норм. Например, с учетом федеративного  устройства Российской Федерации различен масштаб действия этих норм: нормы, устанавливаемые на федеральном  уровне, и нормы, устанавливаемые  на уровне субъектов Федерации. По объему регулирования управленческих отношений  можно различать общие, межотраслевые, отраслевые и местные нормы. Наконец, административно-правовые нормы могут  распространяться на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти, т.е. иметь внутрисистемный характер либо иметь общеобязательный характер, т.е. распространяться на все виды участников регулируемых управленческих отношений, либо быть адресными, т.е. регулировать деятельность отдельных участников этих отношений (например, положения  о различных видах государственного надзора и контроля).

 

Классификация административно правовых отношений

Административно-правовые отношения  могут быть классифицированы по различным  основаниям.

1. По юридическому характеру  административно-правовые отношения  делятся на материальные и процессуальные.

К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере  управления, регулируемые материальными  нормами административного права.

Административно-процессуальные правоотношения — это отношения, которые складываются в сфере  управления в связи с разрешением  индивидуально-конкретных дел и  регулируются административно-процессуальными  нормами.

2. По соотношению прав  и обязанностей участников административно-правовые  отношения делятся на две группы:

Отношения, в которых один из участников подчинен другому, —  вертикальные правоотношения. Характерным  для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они  возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного  полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо, или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения. Налицо неравенство сторон в юридическом смысле. Вертикальные отношения наиболее типичны для административного права.

Отношения, в рамках которых  участники юридически и фактически равноправны, — горизонтальные правоотношения. Такие отношения складываются между  несоподчиненными органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Горизонтальные отношения не очень характерны для сферы государственного управления.

3. По характеру юридических  фактов, порождающих административно-правовые  отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Последние именуются деликтами.


Административно-правовые отношения  – это общественные отношения, урегулированные  нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:

являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;

носят властный характер, так  как в процессе возникновения, изменения  и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном  характере административных правоотношений;

в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.

Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных  ситуаций, возникающих в процессе существования административного  правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура административно-правовых отношений:

объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические  обязанности участников административно-правовых отношений;

субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том  числе государственный орган;

юридические факты, обусловливающие  возникновение, изменение и прекращение  правовых отношений;

содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические  обязанности;

метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

материальные, основанные на нормах материального права;

процессуальные, возникающие  в связи с практической реализацией  материальных норм;

2) по виду взаимоотношений,  возникающих между субъектами:

горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

вертикальные – возникают  с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

координационные – властные полномочия используются для эффективной  совместной деятельности нескольких управляющих  субъектов;

3) по целям:

регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При  помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан  и организаций;

охранительные – направлены на регламентацию мер юридической  ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

 

Понятие и виды правоприменительных  актов

 В правоприменительных  актах закрепляются, оформляются  решения, принятые в процессе  применения права. 

 Акт применения права  – это индивидуально определенное  решение  компетентного органа  или должностного лица, выраженное  в официальной форме, по конкретному  юридическому делу.

 Признаки актов правоприменительной  деятельности:

1.    Не содержат  норму права (издаются на основе  уже существующих норм права  и служат для их исполнения);

2.    Обращены к конкретно указанным лицам, т.е. персонифицированы;

3.    Рассчитаны на однократное применение

4.    Издаются уполномоченными  на то органами;

5.    Имеют точно  установленную правовую форму; 

6.    Реализация этих  актов обеспечена государственным  принуждением.

 Виды правоприменительных  актов 

          Правоприменительные акты весьма  разнообразны и поэтому могут  быть классифицированы по различным  основаниям:

* По субъекту принятия  различают правоприменительные  акты 

- органов законодательной  власти;

- исполнительной власти;

  - судебной власти;

- контрольно-надзорных органов; 

- органов местного управления  и самоуправления;

- общественных организаций  и др.

          *По способу принятия:

- принятые коллегиально

- принятые единолично

          * По форме акта:

- письменные  (приговор, постановление)

     - устные (устное  замечание участнику дорожного  движения за незначительное нарушение  правил; удаление свидетелей из  зала суда и т.п.)

          * По значению:

     - основные (приговор) и вспомогательные (определение  суда о назначении экспертизы, частные определения).


Информация о работе Административное право как наука