Административное право как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления1, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве.
Наука административного права является юридической дисциплиной, главная задача которой – «описание» и систематическая реализация административного права посредством юридического толкования и создания теорий.

Содержание работы

Административное право как наука 3
Список использованных источников 10

Файлы: 1 файл

Контрольная АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК НАУКА.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ)

Факультет (заочный)

Кафедра административного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему

«Административное право  как наука»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнил: ст.гр. Юрбз 12-02

                                   

                                                                                    Проверил: профессор кафедры

        Дондоков Цырен Сономович

 

 

 

 

 

 

Чита 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Административное право как  наука 3

Список использованных источников 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административное  право как наука

 

Административное  право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления1, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве.

Наука административного  права является юридической дисциплиной, главная задача которой – «описание» и систематическая реализация административного права посредством юридического толкования и создания теорий. Она ищет ответы на такие вопросы как: каким образом организуется управление и создается административная система? Какие управленческие действия применяются на практике и при помощи каких правовых средств? В каких организационно-процессуальных формах происходит управление? Какова судебная защита в сфере действия административного права?

Позитивно административно-правовая наука может быть представлена на основе конституций, обычного права, формальных законов, правовых положений, а также  деятельности управленческих органов и судебной практики, в рамках которой интерпретируется позитивно действующее административное право. Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: Общей и Особенной. Это разделение основывается на системе ныне действующего административного права, а именно его Общей и Особенной части. В западноевропейских странах административно-правовая наука в современном понимании тоже подразделяется на части: Общую (правовые источники, место, сущность, значение и положение управления внутри государственной деятельности, субъекты административного права, административно-правовые основы и обязанности, организация управления, управленческие действия, административно-правовая защита) и Особенную (публичная служба, полицейское право, коммунальное, строительное, дорожно-транспортное, промысловое, социальное, школьное, административно-хозяйственное2, финансовое и налоговое право, право защиты окружающей природной среды).

Задачами  административно-правовой науки является выявление проблем административного права, сложностей в применении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование государственной управленческой деятельности.

Итоги научных  изысканий (выводы, рекомендации, предложения, проекты законов, справки по улучшению управленческой деятельности) способствуют повышению эффективности правоприменительной административно-правовой деятельности и укрепляют механизм административно-правового регулирования.

Административное право, как отрасль правовой системы Российской Федерации своим назначением имеет регулирование особой группы общественных отношений.

Особенности этих общественных отношений определяются главным образом тем, что они:

а) возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного регулирования;

б) опосредуют в регулируемой сфере закрепленную в Конституции РФ государственную  политику признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека;

в) выражают приоритет  публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.

Такого рода общественные отношения принято называть управленческими. Они и составляют предмет административно-правового регулирования.

Наука административного  права исследует:

— правовое положение  граждан (физических лиц) в сфере  государственного управления;

— правовой статус органов  государственного управления;

— правовое положение негосударственных объединений в сфере управления, предприятий, учреждений, организаций, юридических лиц;

— административно-правовой статус государственных и общественных служащих;

— правовые формы и  методы управления;

— способы обеспечения  законности и дисциплины в государственном управлении;

— административный процесс  и его виды;

— системы общего, отраслевого  и межотраслевого управления и регулирование управления в указанных системах нормами административного права;

— административно-юрисдикдионную деятельность государства.

В результате исследования разрабатываются рекомендации и предложения, направленные на изменение и совершенствование административно-правовых норм и прежде всего на повышение их эффективности.

В этом проявляется  активное влияние науки административного права на дальнейшее развитие и совершенствование исполнительной деятельности, механизма государственного управления и административно-правового регулирования.

Важное значение для науки административного  права имеет анализ законодательства (федерального и субъектов Российской Федерации) и административного правотворчества органов исполнительной власти (например, постановления о системе органов исполнительной власти и их структуре). Используя методы научного анализа (исторический, логический, формально-юридический, социологический, сравнительно-правовой), наука административного права способна раскрыть проблемы современного правового регулирования управленческой деятельности. Развитие этой науки немыслимо без постоянного изучения практической деятельности государственных и муниципальных органов (административной практики), без проведения социологических исследований в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и государственных служащих.

Наука административного  права является составной частью юридической науки. Она представляет собой систему научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права3.

Важнейшим источником науки административного права  является законодательство: Конституция РФ; конституции республик в составе России; конституционные законы; законы, указы, акты органов исполнительной власти, в которых содержатся административно-правовые нормы и решение тех или иных вопросов управления.

Теоретической базой административно-правовых исследований служат также труды отечественных и зарубежных юристов.

Наука административного права связана со многими отраслями правовой науки: теорией государства и права, историей государства и права, конституционным правом, финансовым, земельным, экологическим, гражданским, трудовым, уголовным, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом.

Оптимально  организованный учебный процесс  в высших юридических учебных  заведениях должен учитывать назначение административного права, его практическую ценность и сложность, взаимосвязь  с другими отраслями права, а  также его роль в системе юридического образования. Поэтому, как правило, административное право изучается студентами после изучения таких курсов, как теория и история государства и права; государственное (конституционное) право; римское право.

Система науки  административного права обусловлена системой самого административного права, его структурой, совокупностью норм, правовых институтов и подотраслей административного права и логической взаимосвязью между ними. Вместе с тем система отрасли административного права характеризуется меньшим объемом по сравнению с наукой административного права, так как последняя исследует не только правовую сторону управления, но и многие другие проблемы и отношения.

Раскрытию социального  содержания и назначения институтов и норм административного права, а также выявлению их действенности в теории административного права способствуют такие методы исследования, как догматический (юридический), социологический, системный, сравнительного правоведения и др. При определении различных понятий и категорий административно-правовой теории наука административного права использует методы других наук — философии, психологии, статистики, этики.

Современная отечественная наука административного  права тесно связана с деятельностью  законодательных органов, как Российской Федерации, так и ее субъектов по разработке и принятию законодательных актов, регулирующих отношения в сфере исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления. Важным стимулом развития административного законодательства являются также научный анализ сущности управленческой деятельности, правового положения субъектов административного права, практической деятельности государственных и муниципальных служащих, а также применение норм административного законодательства. Связь между развитием административного права и законодательными органами выражается, в частности, в участии ученых-юристов в рабочих, консультативных и экспертных группах по подготовке проектов законодательных актов, регламентирующих различные управленческие и другие административные отношения на уровне Российской Федерации и ее субъектов. Важное значение для практики имеют разработка и издание комментариев законов, действующих в сфере административного права.

Современное административное законодательство способствует установлению в обществе и государстве демократических ценностей. Пересматривается и отношение к достижениям зарубежной науки административного права, а также к опыту, накопленному дореволюционной отечественной юридической наукой4.

Каждая отрасль  права обладает собственным, специфическим методом. Методологической основой науки административного права является исторический, сравнительно-правовой, логический, формально-юридический и социологические методы исследования.

Наука административного  права является составной частью науки управления. Последняя изучает управленческие отношения, которые носят весьма широкий характер, - наука управления исследует организационные правовые и неправовые общественные отношения в области социального управления, в то время как наука административного права изучает организационную государственную деятельность, которая носит административно-правовой характер.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. от 21 декабря 2013 г.) СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 17.
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть 2 от 26.01.1996 г. (в ред. ФЗ от 21.12.2013 № 373-ФЗ);
  3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 года № 79-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 187-ФЗ);
  4. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002 г.;
  5. Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций/С. С. Бородин, С. С. Громыко; ГУАП. СПб., 2007. — 432 с.;
  6. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2007 г. - 496 с.;
  7. Курс общего административного права. - Старилов Ю. Н. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА— ИНФРА М), 2002 г.;

 

 

 

1 Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций/С. С. Бородин, С. С. Громыко; ГУАП. СПб., 2007.

2 Курс общего административного права. - Старилов Ю. Н. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА— ИНФРА М), 2002 г.

3 Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002 г

4 Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002 г

 


Информация о работе Административное право как наука