Административное право как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:14, доклад

Описание работы

Наука административного права является составной частью науки управления. Последняя изучает управленческие отношения, которые носят весьма широкий характер. Наука управления исследует организационные правовые и неправовые общественные отношения в области социального управления, в то время как наука административного права изучает организационную государственную деятельность, которая носит административно-правовой характер.

Файлы: 1 файл

2 лекция - Административное право, виды, методы.docx

— 26.00 Кб (Скачать файл)

Административное право  как наука

Наука административного  права является составной частью юридической науки. Она представляет собой систему научных взглядов и представлений, знаний и теоретических  положений об отрасли административного  права.

К предмету данной науки относятся  изучение общественных отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, источников и системы данной отрасли права.

Наука административного  права исследует:

  • правовое положение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления;
  • правовой статус органов государственного управления;
  • правовое положение негосударственных объединений в сфере управления, предприятий, учреждений, организаций, юридических лиц;
  • административно-правовой статус государственных общественных служащих;
  • правовые формы и методы управления;
  • способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;
  • административный процесс и его виды;
  • системы общего, отраслевого и межотраслевого управления и регулирование управления в указанных системах нормами административного права;
  • административно-юрисдикционную деятельность государства.

 

В результате исследования разрабатываются  рекомендации и предложения, направленные на изменение и совершенствование  административно-правовых норм и, прежде всего, на повышение их эффективности.

В этом проявляется активное влияние науки административного  права на дальнейшее развитие и совершенствование  исполнительной деятельности, механизма  государственного управления и административно-правового  регулирования.

Теоретической основой науки  административного права являются философские и общесоциологические  науки, положения теории социального  управления, общей теории и социологии права.

Важнейшим источником науки  административного права является законодательство: Конституция Украины, законы, указы, акты органов исполнительной власти, в которых содержатся административно-правовые нормы и решение тех или  иных вопросов управления.

Методологической основой  науки административного права  является исторический, сравнительно-правовой, логический, формально-юридический  и социологические методы исследования.

Наука административного  права является составной частью науки управления. Последняя изучает управленческие отношения, которые носят весьма широкий характер. Наука управления исследует организационные правовые и неправовые общественные отношения в области социального управления, в то время как наука административного права изучает организационную государственную деятельность, которая носит административно-правовой характер.

Наука административного  права связана со многими отраслями  правовой науки: теорией государства  и права, историей государства и  права, конституционным правом, финансовым, земельным, экологическим, гражданским, трудовым, уголовным, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники административного  права

 

В юридической литературе под источником административного  права понимают внешнюю форму  выражения его норм. Известно, что  по своему содержанию административно-правовая норма отличается от норм иных отраслей права тем, что регулирует отношения  управленческого характера. Нормами  административного права определяются границы надлежащего поведения  органов исполнительной власти, их служащих, граждан, а также общественных организаций (их органов) в сфере  исполнительно-распорядительной деятельности государства. С помощью административно-правовых норм органы управления, государственные  служащие, граждане, общественные организации  наделяются определенными полномочиями. В этих нормах устанавливаются также  гарантии реализации прав и соблюдения обязанностей. Следовательно, благодаря  действию административно-правовых норм создается определенный правовой режим  управленческой деятельности.

 Административно-правовые  нормы содержатся непосредственно  в Конституции Украины, законодательных  актах, нормативных приказах, постановлениях  правительства, других нормативных  актах государственных органов,  решениях местных советов. К  источникам административного права  относятся не только сами нормативные  акты государственных органов,  но и утвержденные этими актами  кодексы, уставы, правила и т.  п., регулирующие управленческую  деятельность.

 Таким образом, источник  административного права - это  акт правотворчества органов  государственной власти, органов  исполнительной власти, который  состоит из административно-правовых  норм или даже одного правила  поведения, регулирующего исполнительно-распорядительную  деятельность. Если акт охватывает  наряду с нормами административного  права нормы других отраслей  права (финансового, гражданского  и др.), то для административного  права он будет источником лишь в части, которая как бы наполнена административно-правовым содержанием.

 Каждый источник административного  права отличается от других  своими особенностями, обусловленными  целевой направленностью и содержанием  норм, которые его составляют, их  юридической силой, масштабом  функционирования (действия). Источник  может быть общего и локального  действия, обязательным к исполнению всеми органами управления и объектами, независимо от подчинения, или лишь только предприятиями, учреждениями, должностными лицами, подведомственными органу, который издал акт. К системе источников административного права относятся нормативные акты, действующие в пределах Украины, а также такие, который регулируют работу украинских учреждений за границей. Могут существовать источники, действующие в пределах области, города, района и т. п.

 Специфика источников  административного права определяется  также их соподчинением, которое  в свою очередь отображает  действие принципа централизма.  Составной частью последнего  является положение об обязательности  решений вышестоящих органов  для нижестоящих. Соподчинение источников выражается в следующем: а) все они основываются на нормах Конституции и законах Украины, имеющих высшую юридическую силу; б) источники - нормативные акты органов исполнительной власти всех звеньев служат юридической базой для источников - нормативных актов, которые принимаются низшими органами исполнительной власти; в) источники - нормативные акты вышестоящих органов исполнительной власти характеризуются большим масштабом действия, чем аналогичные акты низших органов; г) источники - нормативные акты отраслевого (ведомственного) характера базируются на источниках общего характера.

 Учитывая разнообразие  источников административного права,  их целесообразно разделить на  такие виды:

1. Конституция Украины  (Основный Закон).

2. Законодательные акты  Украины: 

 законы Украины; кодексы,  положения, уставы и иные кодифицированные  акты управленческого характера. 

 

3. Постановления Верховной  Рады Украины, содержащие административно-правовые  нормы организационно-правового  характе-pa (например, утвержденное постановлением Верховной Рады Украины Положение о паспорте гражданина Украины).

4. Указы и распоряжения  Президента Украины (например, утвержденное  Указом Президента Украины Положение  о Министерстве юстиции Украины).

5. Нормативные акты органов  исполнительной власти Украины:  нормативные постановления и  распоряжения Кабинета Министров  Украины;

 положения, уставы, правила,  инструкции, иные акты, утвержденные  Кабинетом Министров Украины  (например, Положение о порядке  легализации объединений граждан);

 нормативные приказы  министров, руководителей иных  центральных органов исполнительной  власти.

6. Нормативные приказы  руководителей государственных  предприятий, учреждений и организаций.

7. Нормативные акты местных  советов, их исполнительных органов  (например, решения, устанавливающие  правила, за нарушение которых  предусмотрена административная  ответственность).

8. Распоряжения местных  государственных администраций  (их председателей).

9. Межправительственные  соглашения Украины с другими  государствами и международно-правовые  акты, ратифицированные и признанные  нашим государством.

10. Акты Конституционного  Суда Украины (например, решение  о соответствии Конституции Украины  постановления Кабинета Министров  "Об утверждении перечня платных  услуг, предоставляемых в учреждениях  здравоохранения и высших медицинских  учебных заведениях").

 Особое место в системе  источников административного права  занимают нормативные акты, которые  регулируют административную ответственность.  Это - КоАП, законодательные акты Украины. Эти акты направлены на охрану государственного и общественного порядка, государственного и коллективного имущества, прав и свобод граждан, установленного порядка управления, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Их реализация обеспечивает укрепление законности, предотвращение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов Украины, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.

 В системе источников  административного права ведущую  роль играет Конституция Украины,  которая является Основным Законом  Украинского государства. В Конституции  Украины определяются система  органов исполнительной власти, их полномочия, организация деятельности, внешние формы правовых актов.  Конституционные положения устанавливают  административно-правовой статус  граждан, закрепляют участие объединений  граждан и трудовых коллективов  в управлении государственными  и общественными делами, обязанности  и ответственность должностных  лиц, важнейшие способы укрепления  законности и дисциплины в  государственном управлении.

 Тем не менее роль Конституции Украины как первостепенного источника административного права не может быть сведена лишь к прямому регулированию основных вопросов управленческой деятельности. Некоторые конституционные нормы предусматривают необходимость издания отдельных законов - источников административного права. Кроме того, многие положения конкретизируются в действующем законодательстве - различных законодательных актах, актах Президента Украины, нормативных постановлениях Кабинета Министров Украины, нормативных приказах министерств и иных актах управленческого характера.

 Следовательно, значение  Конституции Украины как ведущего  источника административного права  состоит в том, что она служит  базой для появления иных источников  административного права, закрепляет  основные принципы осуществления  исполнительной власти, права, свободы,  обязанности граждан, их объединений,  устанавливает статус органов,  осуществляющих управленческие  функции.

 

Классификация административно  правовых норм

Нормы административного  права подразделяются на ряд групп  в зависимости от своей регулятивной направленности и юридического содержания. Предлагается следующая их классификация.

Центральное место при  этом закономерно отводится характерному для всех правовых норм выделению  двух основных их видов, соответствующих  целям содержащихся в них юридически властных предписаний. Это материальные и процессуальные нормы.

Материальные административно-правовые нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Фактически речь идет о формировании их административно-правового статуса (правового положения).

Особенностью материальных норм административного права является то, что ими закрепляются юридические  возможности того или иного участника  управленческих отношений в статичном  варианте, т.е. до стадии практической реализации этих возможностей. Например, материальными по своему характеру  будут нормы, закрепляющие право  граждан на обжалование неправомерных  действий должностных лиц; нормы, определяющие компетенцию губернатора области  и т.п.

Процессуальные нормы  административного права определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений  закрепленных за ними нормами материального  права обязанностей и прав. Это  уже динамика управленческих отношений.

Именно на основе норм процессуального  административного права осуществляются подача, рассмотрение и разрешение жалоб, практически реализуются  входящие в компетенцию губернатора  области управленческие действия и  т.п.

В числе процессуальных норм административного права особое место занимают те из них, которыми определяется порядок разрешения административно-правовых споров и применения мер административного  принуждения. Эту их группу принято  называть административно-юрисдикционными нормами.

Следующим видом классификации  административно-правовых норм представляется их классификация по конкретному  юридическому содержанию. Она производна от используемых в практике административно-правового  регулирования методов. Соответственно различают:

а) обязывающие, т.е. содержащие юридически властное предписание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на работу государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.;

б) запрещающие, т.е. содержащие юридически властное предписание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых предусматриваются составы административных правонарушений;

Информация о работе Административное право как наука