Тема .1 -34. Административное 
право как наука — это составная часть юридической 
науки, определяемая как система государственно-управленческих, 
административных взглядов, идей, представлений 
о законах, регламентирующих отношения 
в сфере государственного управления 
(исполнительной власти), о его социальной 
обусловленности и эффективности, закономерностях, 
реформировании и тенденциях развития 
административного законодательства, 
принципах административного права, истории 
и перспективах развития, зарубежном административном 
праве.
Позитивно (или догматически) 
административно-правовая наука может быть представлена на 
основе конституций, обычного права, формальных 
законов, правовых положений, а также деятельности 
управленческих органов и судебной практики, 
в рамках которой интерпретируется позитивно 
действующее административное право. 
Российская административно-правовая 
наука состоит из двух основных частей: 
обшей и особенной. Данное разделение 
основывается на системе ныне действующего 
административного права. В западноевропейских 
странах административно-правовая наука 
в современном понимании подразделяется 
на общую (правовые источники, сущность, 
значение и положение управления внутри 
государственной деятельности, субъекты 
административного права, административно-правовые 
основы и обязанности, организация управления, 
управленческие действия, административно-правовая 
защита) и особенную (публичная служба, 
полицейское, коммунальное, строительное, 
дорожно-транспортное, промысловое, социальное, 
школьное, административно-хозяйственное, 
финансовое и налоговое право, право защиты 
окружающей природной среды) части.
Предметом административно-правовой 
науки является исследование правоотношений 
в сфере государственного управления, 
применения норм административного права, 
действия административно-правовых законодательных 
актов, правотворчество самих органов 
государственного управления.
Задачами административно-правовой 
науки является выявление проблем 
административного права, сложностей 
в применении его норм, толкование административно-правовых 
норм, разработка новых понятий и принципов, 
направленных на совершенствование государственной 
управленческой деятельности. Итоги научных 
изысканий (выводы, рекомендации, предложения, 
проекты законов, справки по улучшению 
управленческой деятельности и др.) способствуют 
повышению эффективности правоприменительной 
административно-правовой деятельности 
и укрепляют механизм административно-правового 
регулирования. Теоретической основой 
науки административного права служат 
другие науки (философия, наука социального 
и государственного управления, общая 
теория государства и права, политология 
и социология), научные труды отечественных 
и зарубежных ученых. Важное значение 
для науки административного права имеет 
анализ законодательства (федерального 
и субъектов РФ) и административного правотворчества 
органов исполнительной власти (например, 
постановления о системе органов исполнительной 
власти и их структуре). Используя методы 
научного анализа (исторический, логический, 
формально-юридический, социологический, 
сравнительно-правовой), наука административного 
нрава способна раскрыть проблемы современного 
правового регулирования управленческой 
деятельности. Развитие этой науки немыслимо 
без постоянного изучения практической 
деятельности государственных и муниципальных 
органов (административной практики), 
без проведения социологических исследований 
в сфере организации и функционирования 
исполнительной власти, государственного 
управления и государственных служащих.
Система науки административного 
права обусловлена системой административного 
права, его структурой, совокупностью 
правовых институтов, подотраслей административного 
права, норм и логической взаимосвязью 
между ними. Вместе с тем система отрасли 
административного права характеризуется 
меньшим объемом по сравнению с наукой 
административного права, так как последняя 
исследует не только правовую сторону 
управления, но и многие другие проблемы 
и отношения.
 
33. Административное 
право, являясь частью правовой 
системы России, имеет собственную структуру, оригинальную систему, характеризующуюся 
непосредственной связью входящих в нее 
административно-правовых институтов 
(например, институт правового акта управления), 
подотраслей права (например, административно-деликтное, 
служебное право) и норм.
Необходимо различать систему административного 
права, т. е. совокупность институтов, 
подотраслей и норм административного 
права, и систему административного 
законодательства, представляющую 
собой совокупность действующих законодательных 
и иных нормативных актов, связанных между 
собой и регламентирующих соответствующие 
отношения в сфере публичного управления. 
Административное право и административное 
законодательство — неразрывные понятия; 
логика их взаимоотношений обусловливает 
дальнейшее совершенствование механизма 
административно-правового регулирования. 
На протяжении многих десятилетий учеными 
предлагается примерно одинаковая система 
административного права, состоящая из 
двух частей — общей и особенной.
В общей части административного 
права рассматриваются основные институты 
административного права. Общая часть 
включает главные структурные элементы 
общего административного права, например:
  - понятие административного 
  права;
  - вопросы предмета, метода и системы административного права;
  - административно-правовые нормы и отношения;
  - наука административного права;
  - субъекты административного 
  права;
  - административно-правовой статус 
  гражданина, органов исполнительной власти, 
  государственных служащих; правовые акты 
  управления;
  - административно-правовые методы 
  реализации исполнительной власти и административное 
  принуждение;
  - административное правонарушение 
  и административная ответственность;
  - компетенция органов и должностных 
  лиц, уполномоченных рассматривать дела 
  об административных правонарушениях. В соответствии с установившимся 
  стандартом преподавания административного 
  права в общую часть административного 
  права также входят: институт административно-процессуальной 
  деятельности (сущность и виды административного 
  процесса, виды административно-процедурных 
  производств, административная юрисдикция 
  и производство по делам об административных 
  правонарушениях); обеспечение законности 
  в сфере реализации исполнительной власти; 
  виды государственного контроля (президентский 
  контроль, контроль законодательных (представительных) 
  органов власти, контроль в системе исполнительной 
  власти, судебный контроль); прокурорский надзор; административный надзор; административная юстиция; общественный контроль.
В системе общей части административного 
права целесообразно выделить четыре 
основных элемента:
  - институты и нормы административного права, регламентирующие отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления (организация и принципы управления, формы и методы управленческой деятельности, государственная служба, государственное управление в установленной сфере деятельности, управление в межотраслевых сферах, в социально-культурной области и экономической сфере;
  - управление наукой, здравоохранением, 
  образованием, транспортом, обороной, 
  безопасностью, внутренними и внешними 
  делами государства, статистикой, стандартизацией, 
  сертификацией и т. д.), т. е. так называемое 
  организационное административное право 
  или институты и нормы, входящие в управленческое право;
  - правовые нормы, регламентирующие 
  процесс управления (управленческий процесс, 
  управленческие процедуры, административное 
  нормотворчество, принятие нормативных 
  и индивидуальных правовых актов);
  - нормы, устанавливающие порядок 
  судебной зашиты прав и свобод граждан 
  от действий и решений публичного управления 
  (административная юстиция или административное 
  судопроизводство);
  - институты и нормы административно-деликтного права, которые регулируют виды, меры 
  административного принуждения и порядок 
  их применения; определяют органы и должностных 
  лиц, рассматривающих дела об административных 
  правонарушениях; устанавливают принципы 
  производства по делам об административных 
  правонарушениях.
Особенная часть включает главы о системе государственного 
управления в трех важнейших сферах: управление 
экономической сферой, управление социально-культурной 
сферой, управление административно-политической 
сферой.
В особенной части административного 
права рассматриваются организация государственного 
управления, вопросы соотношения компетенции 
Российской Федерации и ее субъектов в 
области организации государственного 
управления; понятие регионального управления; 
межотраслевое государственное управление 
и его организационные формы; соотношение 
государственного управления и государственного 
регулирования; воздействие проводимой 
в Россииадминистративной 
реформы на формирование системы и 
структуры федеральных органов исполнительной 
власти.
Часть отрасли административного права, 
которая состоит из норм, воздействующих 
на определенный вид однородных общественных 
отношений, называется административно-правовым 
институтом. Данный институт представляет 
собой совокупность норм, по объему и масштабу 
действия сравнительно меньшую, чем отрасль 
права. Институты административного права 
могут быть:
  - отраслевыми (например, институт правового акта управления) и межотраслевыми (институт административной ответственности);
  - материальными (институт административно-правовых форм управления) и процедурными (институт прохождения государственной службы, производства по делам об административных правонарушениях);
  - регулятивными (институт государственной службы) и охранительными (институт административного принуждения);
  - простыми (институт аттестации государственных служащих) и сложными (институт государственной службы, институт юридической ответственности должностных лиц).
Административное право может быть материальным (устанавливающим 
основные положения, административно-правовой 
статус субъектов управления и административного 
права, а также права, обязанности, запреты, 
ограничения, ответственность) и процессуальным (регламентирующим 
порядок реализации материальных норм 
административного права).
Административное право подразделяется 
также на внешнее и внутреннее. Внешнее административное 
право регулирует отношения (правоотношения) 
между управляющим государством (органами 
управления, учреждениями), с одной стороны, 
и гражданами, организациями — с другой. 
Внешнее административное право — это 
наиболее важная часть административного 
права, включающая такие институты, как 
институт административного акта, институт 
административного договора, институт 
государственной службы, институт административной 
ответственности, институт принуждения, 
применяемого в отношении физических 
или юридических лиц.
Внутреннее административное право регулирует 
правоотношения между государством, его 
органами и структурными подразделениями. 
В рамках этого права также осуществляется 
управленческая деятельность, принимаются 
акты управления, реализуется правовой 
статус данных субъектов, однако они не 
вступают в отношения внешнего характера.
35. Соотношение административного 
права с другими отраслями права 
Сущность административного 
права: является публичным правом, призванным 
обеспечить публичный интерес, регулируя 
отношения, связанные с управлением общественными 
процессами; нормы административного 
права обеспечивают интересы общества, 
государства, коллективов, права и интересы 
граждан и т. д.; составляет основу правового 
регулирования разнообразных общественных 
отношений. Взаимодействие с 
конституционным правом: конституционное 
право устанавливает исходные положения 
для всех отраслей права, в том числе административного. 
На основании норм конституционного права 
административное право своими нормами 
обеспечивает реализацию конституционных 
принципов в сфере государственно-управленческой 
деятельности, определяет компетенцию 
органов исполнительной власти, конкретизирует 
механизм реализации прав и свобод граждан 
и т. д. Взаимодействие с 
финансовым правом: финансовое право 
регулирует общественные отношения, возникающие, 
изменяющиеся и прекращающиеся в процессе 
финансовой деятельности государства. 
Административное право, в свою очередь, 
определяет порядок и правовой статус 
органов, осуществляющих данную деятельность. Взаимодействие с трудовым 
правом: целый ряд трудовых отношений 
возникает на основании односторонних 
административных актов, которым предшествуют 
соглашения (контракты) об условиях работы. 
Административный акт требуется при прекращении 
трудовых отношений, оформлении отпуска, 
больничного и т. д. Взаимодействие с 
гражданским правом: в ряде случаев 
регулируют сходные имущественные отношения, 
но путем применения различных методов 
правового регулирования. В основе гражданского 
права лежит метод равенства сторон, в 
административном праве – метод одностороннего 
предписания. Отличие от других отраслей 
права: по предмету, методам и функциям; 
частное право основано на принципе равенства 
участвующих в отношении субъектов. Административное 
право – это всегда отношения двух субъектов, 
один из которых обладает властными полномочиями. 
Многие отрасли права, в настоящее время 
признаваемые самостоятельными, ранее 
выделялись лишь в качестве подотраслей 
административного права; после того как 
их предмет был полностью сформирован, 
произошло выделение подотраслей административного 
права в самостоятельные отрасли российской 
системы права: земельное, аграрное, экологическое 
и т. д. Воздействие административного 
права на общественные отношения: регулирует 
отношения во всех сферах общественных 
отношений – в экономике, административно-политической, 
социально-культурной и т. д.; определяет 
систему и структуру органов, задействованных 
в общественных отношениях; устанавливает 
правила поведения граждан, должностных 
лиц, организаций и других субъектов(правила 
в сфере торговли, дорожного движения, 
строительства и т. д.); за нарушение установленных 
правил нормами административного права 
предусматривается ответственность, закрепляется 
порядок привлечения к ответственности, 
порядок обжалования решений и т. д.