Аптечный бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 23:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических основ учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, определение состояния учета средств в расчетах на действующем предприятии и формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую и кредиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам и учетной политике.
Исходя из данной цели, задачами дипломной работы являются: исследование источников информации о видах, формах расчетов, выбор методов проверки и установлении достоверности и законности учетных данных о состоянии расчетов.
Методическими основами для написания работы, проведения
аудита послужили нормативные документы, работы авторов Астахова В.П., Кондракова Н.П., Барышникова Н.П., Суйца В.П., а также материалы периодических изданий.
Объектом исследования послужила хозяйственная деятельность МУФП «Центральная городская аптека» в части учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 539.50 Кб (Скачать файл)

3 АУДИТ РАСЧЕТОВ С  ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ, ПОКУПАТЕЛЯМИ  И ЗАКАЗЧИКАМИ

3.1 Цели и методы  проверки, источники информации

Основными целями аудиторской  проверки расчетов с поставщиками и  подрядчиками, покупателями и заказчиками является формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую и кредиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам, ее соответствии учетной политике, а также установление правильности ведения расчетов с поставщиками и покупателями. От их реальности зависят результаты деятельности предприятия, его платежеспособность. Прежде всего, уверенность в достоверности показателей о состоянии расчетов необходима для всех пользователей отчетности, а также для самого предприятия с целью планирования дальнейшей своей деятельности, налаживания связей с поставщиками и покупателями.

Проверка  по  счетам  расчётов  должна  осуществляться  по  следующим  основным  направлениям:  наличие  и правильность  оформления  документов,  определяющих  права и обязанности сторон  по  поставке  материальных  ценностей (работ,  услуг);  правильность  оплаты  или получения сумм  за  отгруженные материальные  ценности;  полнота оприходования    и списания  полученных  ценностей; своевременность и правильность  проведения    инвентаризации  финансовых  обязательств  предприятия с целью выявления их  реальности.

В  соответствии  с  основной  целью необходимо  проверить  наличие  договоров  на  поставку,  отгрузку  товаров  и  правильность  их  оформления.

 При  наличии   дебиторской  задолженности   при  расчётах  с  поставщиками  или  кредиторской  задолженности  при  расчётах  с  покупателями  необходимо  установить  дату  её  возникновения  и  причину  образования.  Особое  внимание  должно  быть  обращено  на  задолженность    с  истёкшими  сроками  исковой  давности.  Следует  при  этом  выявить  причины  её  образования  и  выяснить,  были  ли  предприняты  меры  к  взысканию.

Основными  задачами  аудита  расчётов  являются:  проверка  достоверности  и  законности  учётных  данных  о  состоянии  расчётов,  соблюдение  расчётно–финансовой  дисциплины  и  её  влияние  на  платёжеспособность предприятия,  установление  реальности  задолженности.

Источниками  информации  для  проведения  аудиторской  проверки   средств  в   расчетах  являются:

  • приказ об учетной политике;
  • договоры  купли-продажи, оказания  услуг, которые  составляются  на  поставку  товаров  или  оказание  услуг  и  являются  одним  из  основных  документов, регулирующих  взаимоотношения  поставщика  и  покупателя;
  • счета-фактуры, товарно-транспортные накладные,  на  основании  которых  производится оприходование или реализация  товаров (работ, услуг);
  • книга  покупок, где  регистрируются  счета-фактуры для учета НДС по  полученному от  поставщика  товару;
  • книга  продаж, которая служит  для  регистрации  счетов-фактур, учета  НДС  по  отгруженным  товарам (работам, услугам);
  • аналитические  карточки  по  счетам  60, 62, 76 (при  автоматизированном  учете), в  которых  отражается  полная  информация  по  каждому  поставщику  или  покупателю  по  каждой  произведенной  операции. При ведении учета с использованием компьютерной программы, используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счетам 60,62,76, оборотные ведомости, аналитические карточки;
  • журнал-ордер  № 6, 8, 11, ведомость  № 5 (при журнально-ордерном  учете), где все  произведенные  операции   по  получению, продаже  товаров  или  оплате  счетов-фактур  накапливаются  в  регистре  бухгалтерского  учета, который  является  основанием  для  заполнения  Главной  книги  и  составления   оборотного  баланса.   В   МУФП   «ЦГА»   журналы-ордера  не

имеют номеров в связи  с применением  автоматизированной формы учета.

  • акты     претензий,    составляемые   в     том     случае,    если     качество

поставляемого  товара  отличается  от  нормы, в  случае  брака  или  иных  отклонений;

  • акты  инвентаризации (сверок)  расчетов, составляемые  для проверки  расчетов  с поставщиками, покупателями  с целью выявления неточностей в учете расчетов;
  • бухгалтерская финансовая отчетность. По бухгалтерскому балансу (ф.№1) устанавливается состояние задолженности по данным раздела 2 «Оборотные активы» по статьям «Дебиторская задолженность» и раздела 5 «Краткосрочные обязательства» по статьям «Кредиторская задолженность». По приложению к бухгалтерскому балансу (ф.№5) в разделе 2 «Дебиторская  и кредиторская задолженность» выясняется состояние  (на начало и конец отчетного периода) и движение краткосрочной и долгосрочной задолженности с выделением «просроченной», а из нее – длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. По справкам к разделу 2 (ф.№5) устанавливается перечень организаций – дебиторов и кредиторов, имеющих наибольшую задолженность.

При  проверке  расчетов  с  поставщиками, покупателями  в  соответствии  с  правилом (стандартом) «Аудиторские  доказательства» [22]    были использованы  следующие методы  аудиторской проверки:

  • устный  опрос  персонала проводился  с целью проверки  правильности  регистрации всех  данных  по  обязательствам;  может проводиться на всех этапах аудиторской проверки.  Результаты опроса могут записываться в виде протокола или краткого конспекта.
  • проверка  документов была  произведена с тем, чтобы убедиться в их  достоверности.  Документальная информация может быть внутренней и внешней, либо внутренней и внешней одновременно.  Документы, подготовленные экономическим субъектом, являются внутренними.  Степень доверия к таким документам зависит от надежности внутреннего контроля.  Более убедительными являются внешние документы, которые были подготовлены третьими лицами. Проверка  осуществлялась  выборочным  путем  и  включала  в  себя  формальную  проверку  и  проверку  по  существу  внутренних документов.
  • прослеживание проводилось  для получения более глубоких  доказательств информации, содержащихся  в документах,  в ходе процедуры проверяются некоторые первичные документы, отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, убеждаются в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно (или неправильно) отражены в учете. Так  как  некоторые  операции  вызывали  сомнение, то  они  были  прослежены  до  исходных  первоначальных  документов, чтобы  убедиться  в  том, что  операции  были  отражены  в  учете  правильно.
  • аналитические процедуры: был проведен анализ дебиторской и кредиторской задолженности в части расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, определении их  доли в составе оборотных средств и в доле краткосрочных обязательств, произведен расчет оборачиваемости и сроков погашения с целью формирования мнения о движении задолженности, а также для предоставления информации руководству экономического субъекта 

Все  методы  применяются  для  того, чтобы  произвести  проверку  хозяйственных  операций, их соответствие  нормативным     документам     и учетной  политике  организации, а также правильность осуществления расчетов проверяемым предприятием и их дальнейшее отражение в бухгалтерской отчетности.

3.2 Общий план и программа  аудиторской проверки расчетов  с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Планирование      аудита     является    начальным     этапом    проведения

аудиторской проверки, состоит в разработке общего плана аудита с указанием

ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также  в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного общего  плана и программы аудита и производится в соответствии с правилом (стандартом) «Планирование аудита» [21].

Общий план [Приложение 18] должен служить руководством в осуществлении программы аудита. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; аудиторский риск.

В общем плане определяется способ проведения аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией при проведении аудиторской проверки на предприятии.

Программа аудиторских  процедур по существу представляет собой  перечень действий аудитора, необходимых для детальных проверок. При этом определяются, какие разделы бухгалтерского учета подлежат проверке, и программа аудита составляется по каждому разделу учета.

При составлении общего плана и программы аудита, необходимо определить уровень существенности, под которым понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности перестает быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

Уровень существенности определяется в соответствии с правилом (стандартом) «Существенность и аудиторский риск» [27]. Он выражается в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и представлена бухгалтерская отчетность. Значение уровня существенности фиксируется в общем плане аудита.

Уровень существенности рассчитывается в доле от базовых показателей.

Для нахождения уровня существенности  можно использовать  таблицу 3.1.

Таблица 3.1

Определение уровня существенности  по МУФП «Центральная городская аптека» за 2000-2002 гг.

(тыс. руб.)

Наименование ба- зового показателя

Значение базово- го показателя бухгалтерской от- четности прове- ряемого экономи- ческого субъекта

Доля (%)

Значение, приме- няемое для нахо- ждения уровня существенности

1.Балансовая при- быль  предприятия

18477,33

5

923,87

2.Валовый объем реализации (без НДС)

73309,00

2

1466,18

3.Валюта баланса

9334,67

2

186,69

4.Собственный капитал

5447,83

10

544,78

5.Общие затраты предприятия

69036,17

2

1380,72


 

  • Среднее арифметическое показателей:

(923,87+1466,18+186,69+544,78+1380,72)/5=900,45 тыс. руб.

  • Наименьшее значение отличается о  среднего на:

(900,45-186,69)/900,45*100%=79,27%

  • Наибольшее значение отличается от среднего на:

(1466,18-900,45)/900,45*100%=62,83%

Поскольку и в том  и в другом случаях отклонение наибольшего и наименьшего показателей от среднего и от всех остальных является значительным, принимаем решение отбросить значения 186,69 тыс. руб. и 1466,18 тыс. руб. и не использовать их при дальнейшем усреднении. Находим среднюю величину: (923,87+544,78+1380,72)/3=949,79 тыс. руб.

Полученную  величину допустимо округлить до 1000 тыс. руб. и будем

использовать данный показатель в качестве значения уровня существенности.

 Различие  между значением уровня существенности до и после округления составляет: (1000-949,79/)/949,79*100%=5%, что находится пределах 20%.

Таким образом, при проведении аудиторской проверки уровень существенности не должен превышать 5%.

Аудиторская проверка расчетов с поставщиками, покупателями производится с целью установления правильности ведения расчетов с поставщиками за полученные товары, а также ведение расчетов с покупателями за реализованные товары.

При проверке расчетов прежде всего необходимо установить качество состояния внутреннего контроля на предприятии. Для отражения этой цели, как правило, используют опрос (письменный или устный) работников предприятия. Это позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. В основном проверяют те виды работ, которые либо совсем не подвергались проверке или мало контролировались бухгалтерией (иди другой службой).

По данным тестирования можно определить уровень организации  внутреннего контроля за операциями по расчету с поставщиками, покупателями и общее состояние учета этих операций.

Для оценки состояния  контроля за расчетными операциями необходимо выяснить:

  • порядок, сроки и результаты инвентаризации расчетов;
  • наличие графика документооборота и контроль за его соблюдением;
  • формы, сроки и исполнителей контроля за платежами и состоянием расчетов.

В МУФП «ЦГА» был проведен опрос, по которому можно судить об уровне организации внутреннего контроля на предприятии по расчетам с поставщиками, покупателями [Приложение 17]. По окончании опроса был приведен анализ результатов. В ходе опроса были выявлены расхождения в ответах, что свидетельствует о слабом уровне контроля по учету расчетов. Кроме того, признаками слабой организации контроля могут стать:

  • отсутствие договоров на поставку и  реализацию товаров (работ, услуг);
  • отсутствие отчетов за выданные доверенности на получение товаров;
  • отсутствие журнала регистрации счетов-фактур поставщиков и выданных покупателям;
  • несвоевременное предъявление претензии поставщикам за нарушение договорных обязательств и отсутствие должного учета по претензиям;
  • несвоевременное отражение операций по расчетам в регистрах бухгалтерского учета;
  • отсутствие разработанных корреспонденций счетов по типовым операциям.

Результаты опроса использовались для составления программы проведения аудиторской проверки расчетов.

По МУФП «ЦГА» о  слабой системе внутреннего контроля говорит факт отсутствия разработанных корреспонденций счетов по типовым операциям, что повышает возможность совершения ошибок при ведении учета, это является негативным моментом в работе предприятия.

Для определения достоверности  задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками необходимо регулярно производить сверку расчетов. В ходе опроса было отмечено, что сверки производятся нерегулярно, не со всеми поставщиками и охватывают более 50 % расчетов, в отношении расчетов с покупателями сверка расчетов практически не производится и составляет менее 50 % расчетов. При осуществлении платежей за приобретенные услуги иногда отсутствуют  документы, подтверждающие факт образования задолженности, несмотря на то, что все расчеты должны быть подтверждены документально.

Информация о работе Аптечный бизнес