Аптечный бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 23:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических основ учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, определение состояния учета средств в расчетах на действующем предприятии и формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую и кредиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам и учетной политике.
Исходя из данной цели, задачами дипломной работы являются: исследование источников информации о видах, формах расчетов, выбор методов проверки и установлении достоверности и законности учетных данных о состоянии расчетов.
Методическими основами для написания работы, проведения
аудита послужили нормативные документы, работы авторов Астахова В.П., Кондракова Н.П., Барышникова Н.П., Суйца В.П., а также материалы периодических изданий.
Объектом исследования послужила хозяйственная деятельность МУФП «Центральная городская аптека» в части учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 539.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст.414 ГК РФ [1] обязательство может быть прекращено соглашением сторон  о замене первоначального обязательства другим обязательством. Заключение сторонами соглашения о новации непременно влечет за собой прекращение первоначального обязательства. На момент заключения нового соглашения первоначальное утрачивает силу и начинает реализовываться новое обязательство.

Типичным примером  новации является соглашение о замене первоначального обязательства, по которому оплата поставок товаров производится денежными средствами на «имущественное» обязательство (встречная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг). Эта замена на синтетических счетах не отражается; производятся отметки в аналитическом учете.

При  прекращении  обязательства  зачётом  взаимного  требования, обязательство  прекращается  полностью  или  частично  зачётом  встречного  однородного  требования, срок  которого  наступил  или  срок  которого  не  указан или не  определён моментом  востребования. Для  зачёта  достаточно заявления  одной  стороны  [1 , ст.410].

Не  допускается  зачёт  требований:

  • если    по    заявлению    другой   стороны   к   требованию,   подлежит применению  срок  исковой  давности,  и  этот  срок  истёк;
  • о  возмещении  вреда, причинённого  жизни или здоровью;
  • о  взыскании  алиментов;
  • в  иных  случаях, предусмотренных  законом  или  договором.

Прекращение      обязательств     при   зачёте   взаимных    требований отражают   по   дебету   счёта   60    и    кредиту счетов 62   «Расчёты с покупателями    и   заказчиками»   или   счёта   76   «Расчёты    с   разными дебиторами  и  кредиторами».

Зачет требований производится по сумме меньшего из них. Оставшаяся часть сохраняет свою первоначальную силу и подлежит оплате.

При  прощении  долга  обязательство  прекращается  освобождением  кредитором  должника  от  лежащих  на  нём  обязанностей, если  это  не  нарушает  прав  других  лиц  в  отношении  имущества  кредитора  [1 ,ст.415].

Прощение  долга  по существу  является  одним из  видов дарения. Прощёная  сумма долга является  внереализационным доходом и отражается  по  дебету  счёта 60  и кредиту счёта 91  «Прочие доходы  и расходы».

Обязательство  может  прекращаться  ликвидацией  юридического лица  кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами  исполнение  обязательства ликвидированного  юридического  лица  возлагается на  другое  лицо  [1,ст.419].

Прекращение  обязательств  вследствие  ликвидации  юридического  лица  и  при  списании  кредиторской  задолженности, по  которой  истёк  срок  исковой  давности, учитывают  по  дебету  счёта  60  и  кредиту  счёта  91  «Прочие  доходы  и  расходы». Списание  кредиторской  задолженности, по  которой  истёк  срок  исковой  давности, осуществляют  по  результатам  проведённой     инвентаризации,    письменного    обоснования   и   приказа руководителя.

Например, была  списана  кредиторская  задолженность  компании  ООО  «Фарм  БСК», по  которой  истёк  срок  исковой  давности  на  сумму  90  руб.  Была  сделана  запись:

Д  60  К 91/1 90  руб.

Кроме того, прекращение обязательства может иметь односторонний

порядок [2, ст.523]. Односторонний отказ от исполнения договора поставки допускается в случае существенного нарушения одной из сторон условий договора.

Нарушение       договора      поставки      поставщиком      предполагается существенным в случаях:

  • поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
  • неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Нарушение договора поставки покупателем предполагает:

  • неоднократное нарушение сроков оплаты товаров;
  • неоднократную невыборку товаров.

Некоторые покупатели МУФП «ЦГА» нередко нарушают сроки оплаты, которые предусмотрены в договоре. Кроме этого, при наличии дебиторской задолженности, которая является непогашенной, им продолжают отпускать товар, что еще больше приводит к увеличению дебиторской задолженности, а следовательно, к снижению оборачиваемости оборотных средств предприятия.

Несмотря на это, нельзя предложить вариант прекращения  обязательств в одностороннем порядке  и прекратить отпуск медикаментов или  разорвать отношения, так как  наибольшие дебиторские задолженности  числятся за лечебными учреждениями города, которые финансируются за счет местного или краевого бюджета и также являются муниципальными предприятиями.

Например, по данным за 2002 г. задолженность Больницы п.Находка  составила 147 тыс. руб., Детской городской  больницы № 2 20 тыс. руб., Краевого департамента здравоохранения (по финансированию ветеранов) 23 тыс. руб., Федерального казначейства (по финансированию инвалидов) 11 тыс. руб., Центральной городской больницы 183 тыс. руб. и т.д.

Происходит  отвлечение значительных сумм из оборота. Помимо этого деятельность   МУФП   «ЦГА» направлена на обеспечение медикаментами в первую очередь лечебных учреждений города и данные отношения не могут быть прекращены.

2 ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОРЯДОК  РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И  ПОДРЯДЧИКАМИ, ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ МУФП «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ АПТЕКА»

2.1 Учет расчетов с  поставщиками и подрядчиками

К поставщикам и подрядчикам  относят организации, поставляющие товары и другие ценности, а также  оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, воды, услуги по перевозкам, услуги связи, коммунальные и другие) и выполняющие различные работы (капитальный, текущий ремонт оборудования, здания).

Расчёты  с  поставщиками  и  подрядчиками  осуществляются  после  отгрузки  ими  товарно-материальных  ценностей, выполнения  работ  или  оказания  услуг, либо  одновременно  с  ними  с  согласия  организации  или  по  её  поручению.

В МУФП «ЦГА» с каждым поставщиком заключается договор [Приложение 5] на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, который является основным документом, регулирующим отношения сторон, определяет их права и обязанности по поставке товаров.

ГК РФ [2] определяет понятие договора как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор может заключаться на 1,2,3,5 лет или иной период, а также на разовые поставки.

Для облегчения и ускорения  оформления договорных отношений применяется  пролонгация, то есть продление сроков действия договоров. В МУФП «ЦГА» большей частью пролонгируются договоры на оказание коммунальных услуг, на аренду киосков, а также услуги связи.

Согласно ГК РФ возможно изменение и расторжение договора по соглашению сторон, если иное не предусмотрено  Кодексом, законом или договором [2, ст.450].

По   требованию одной   из   сторон   договор может быть изменен или

расторгнут по решению  суда только:

  • при существенном нарушении договора одной стороной;
  • в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами.

Все споры, разногласия  и вопросы по договору решаются путем  переговоров, при недостижении согласия споры передаются на разрешение в  суд в соответствии с законодательством  РФ.

Запасы материалов, товаров пополняются за счет их поставок предприятиями-поставщиками на основании договоров. В последних предусматриваются: наименование материалов, количество, цена, срок поставки, порядок расчетов, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора и т.д.

Основными  документами, на  основании  которых  поступают  товары  от  поставщиков, являются  счета-фактуры и  товарно-транспортные  накладные.  Товарно-транспортные  накладные  выписывают  при  поставке  товаров  автомобильным  транспортом, в  остальных  случаях  выписываются  счета-фактуры. При  доставке  товаров  от  иногородних  поставщиков  транспортные  организации  выписывают  железнодорожные  накладные.

На  предприятии  проверяется  соответствие  поступивших  документов  договорам. Документы  передаются  в  бухгалтерию  на  оплату, а  квитанция  и  товарно-транспортная  накладная  служат  основанием  для  получения  и  доставки  груза.

При  получении  товаров  от  поставщиков  возникают  транспортные  расходы  и  проблема  их  оплаты. Здесь  возможны  три варианта:

  • всё  оплачивает  поставщик;
  • всё  оплачивает  покупатель;
  • часть  расходов  оплачивает  поставщик; часть – покупатель.

Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки и  на определенных в договоре условиях. В случаях, когда в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику. Договором может быть предусмотрено получение товаров покупателем в месте нахождения поставщика (выборка товаров).

В  основном  в  МУФП  «ЦГА»  поставщики  осуществляют  доставку  товаров  своим  транспортом, а  расходы  по  доставке  товара  включают  в  цену  доставляемого  товара.

Для МУФП «ЦГА» товарно-транспортные накладные и счета на транспортные расходы обычно выписывают иногородние  организации, когда доставка осуществляется поездом или самолетом. К накладным  и счетам прикладываются документы, подтверждающие доставку товара.

Например, был выставлен  счет-фактура за транспортные расходы  от компании ОАО «Развитие» г. Москва на сумму 940 руб. Доставка осуществлена самолетом. Делается бухгалтерская  запись:

Д 44/0.1    К 60   940 руб.

В МУФП «ЦГА» НДС по транспортным расходам не выделялся. Хотя в 2002 г., когда предприятие было на общей системе налогообложения, НДС должен был быть отражен отдельно:

Д 44/0.1   К 60   783,33  транспортные расходы без учета НДС;

Д 19/6     К 60    156,67  НДС.

На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуют соответствующие материальные счета (10,41) или счета по учету соответствующих расходов (20,44,97, др.).

В  соответствии  с  Постановлением  №  914  от  29  июля  1996  г. [11]  все хозяйственные операции  должны  оформляться счетами-фактурами  [Приложение 6], которые должны  иметь обязательные  реквизиты: порядковый  номер и дата  составления счёта-фактуры; наименование  и идентификационный номер поставщика  товара; наименование  получателя  товара; наименование  товара; стоимость  (цена)  товара; сумма  налога  на  добавленную  стоимость  (НДС)  и  печать  организации.   Постановлением  определён  круг  лиц, имеющих  право  подписи  счёта-фактуры, к  числу  которых  относятся  руководитель  и  главный  бухгалтер  организации (или  иное  ответственное  лицо), лицо, ответственное  за  отпуск  товаров. Допускаемое  изменение  внешней  формы  счёта-фактуры  не  должно  нарушать  последовательности  расположения  и  количества  реквизитов, утверждённых  Постановлением, счета-фактуры, не  соответствующие  установленным  нормам  их  заполнения, не  могут  являться  основанием  для  зачёта  (возмещения)  покупателю  НДС  [11, п.8]. Оформление  счёта-фактуры с нарушением  требований  расценивается как отсутствие  НДС, оплаченного поставщику. Предприятия обязательно должны  вести журналы учёта счетов-фактур, книгу продаж  и книгу покупок по  установленным формам  для учёта НДС.

Сумма  НДС  включается  поставщиками  и  подрядчиками  в  счета  на  оплату  и  отражается  у  покупателя  по  дебету  счёта  19  «Налог  на  добавленную  стоимость  по  приобретённым  ценностям»  и  кредиту  счёта  60 «Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками».

Например, был  выставлен  на  оплату  счёт  за  товар  от  компании  ЗАО  ЦВ  «Протек-25»  на  сумму  624-45  руб., в  т.ч.  НДС  104-07  руб.

В связи с тем, что  в 2002 г. НДС не выделялся в связи  с переходом на ЕНВД, то была сделана  запись по приходу товаров:

Д 41/2    К60  624,45  стоимость товара с учетом НДС.

До 2002 г. предприятие являлось плательщиком НДС, поэтому он отражался  отдельно. В этом случае была запись:

Д 41/2    К 60   520,38      сумма без НДС;

Д 19/6    К 60   104,07      НДС.

Если поставщики оказывают  услуги (коммунальные, связи, другие), то расчет с поставщиками осуществляется с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».  Составляется запись:

Д 44/0.4, 44/0.9, 97, другие    К 76.

Если     услуги      предоставляются     для    производственно     отдела,

изготавливающего лекарственные  средства, то проводки отражают в виде:

Д 20/0.4, 20/0.9, другие    К 76.

Хотя в Плане счетов [15] не предусмотрено ведение расчетов с поставщиками на счете 76, они должны отражаться на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Информация о работе Аптечный бизнес