Шпаргалка по "естествознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:50, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по "естествознанию"

Файлы: 1 файл

ксе.docx

— 221.87 Кб (Скачать файл)

 

Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором, позднее развитая Платоном. Отношения действительности Пифагор  выразил в числах, представляемых им в качестве первоосновы мира.

 

Историки науки считают, что основная заслуга Пифагора и  его последователей заключается  в том, что они превратили геометрию  в теоретическую дедуктивную  науку, заложили основы арифметики и  математического естествознания, дали стимул к поиску количественных отношений  в природе и выражению их языком математических формул.

 

Дальнейшее формирование пифагорейской программы продолжили софисты и элеаты, разработавшие  теорию доказательств. Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который  представил мир идей как иерархически упорядоченную структуру. Платон основал  первую научную школу – Академию.

 

Второй научной программой античности, выступающей в качестве универсальной концепции природного мира, стал атомизм. Основоположниками  его считаются Левкипп и его ученик Демокрит, хотя зачатки данного подхода можно обнаружить уже у Анаксиме-на, Эмпедокла, Анаксагора.

 

Учение атомизма исходило из того, что неделимые атомы являлись началом всего сущего. Движение атомов выступало причиной изменений в  природе.

 

Программа ААристотеля стала третьей научной программой античности. В ней наряду со стремлением к целостному философскому осмыслению действительности отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в самостоятельные науки со своим предметом и методом.

 

Аристотель в отличие  от других античных мыслителей не отделял  вещи и идеи. Заслугой Аристотеля является и создание понятийно-категориального  аппарата науки, классификации научных  знаний.

 

Данные программы заложили основы науки, правда, научное знание пока было абстрактно-объяснительным, лишенным созидательного компонента, но зачатки науки как особого  типа отношения к реальности появились  в культуре античности.

 

15. НАУКА, ВЕРА, ЗНАНИЕ В  УСЛОВИЯХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 

 

В отличие от античности средневековая  наука не предложила новых фундаментальных  программ, но она не ограничилась только пассивным усвоением достижений античной науки.

 

В средневековую эпоху  основным доминирующим мировоззрением было теологическое мировоззрение. Наука становилась средством  решения чисто практических задач.

 

Наиболее представительными  текстами, освященными божественным авторитетом, были тексты Священного Писания, истолкование текстов выступало  основным в научной деятельности. Но христианское мировоззрение тем  не менее посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к  ней античности и перейти к  экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира.

 

В недрах средневековой культуры развивались такие специфические  области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия. Эти  дисциплины представляли собой промежуточное  звено между ремеслом и натурфилософией  и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей  экспериментальной, опытной науки.

 

Ситуация изменилась в XII в., когда в христианской культуре стало использоваться наследие Аристотеля. Развести теологию и науку позволила  концепция «двойственной истины», т. е. признание наряду с верой, основанной на откровении, и права на существование  «естественного разума».

 

Развитие астрономии, математики, физики требовало точных измерений  – именно в лоне данных наук появляется экспериментирование. Рационализировалось  и теологическое знание, пытавшееся в отличие от раннесредневековых представлений о Боге как непознаваемом  феномене логически доказать существование  Бога, понять совершенную красоту  его творений.

 

В развитии рациональности большое  значение имели университеты, прививавшие  логико-дискурсивное мышление и искусство  аргументации. Без этого было бы невозможно дальнейшее развитие интеллектуальных средств научного познания.

 

Идеи всестороннего обоснования  знания развивали Ф. Бэкон и У. Оккам.

 

Ф. Бэкон выступил с идеей  математического естествознания, считая, что изучать и проверять все  науки следует с помощью математики. В представлении Ф. Бэкона математика – «врата и ключ всех наук» –  объединяет в себе комплекс теоретических  и практических дисциплин.

 

У. Оккам выдвинул идею радикального эмпиризма. Он впервые сформулировал  принцип простоты научного знания, вошедший в методологию науки  под названием «бритвы Оккама», острие которой было направлено против схоластики и расчищало поле деятельности для естествоиспытателей.

 

Постепенно изменялось соотношение  веры и разума, в эпоху Возрождения  разум был поставлен выше откровения.

 

Период Возрождения охватывал  два с половиной столетия (ХIV-ХVI вв.). В Европе в этот период складывались новые организационные и материальные возможности для научного развития, разработки новых принципов познания действительности. Началась кардинальная ломка канонов схоластического, догматического мышления.

 

Новые тенденции научной  мысли нашли яркое выражение  в творчестве величайших мыслителей – Н. Кузанского, Леонардо да Винчи, Н. Коперника, Д. Бруно.

 

Но научная мысль Возрождения  не смогла до конца освободиться от теологических элементов.

 

16. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ  И НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА В  НОВОЕ ВРЕМЯ 

 

На смену Средневековью  пришло Новое время, которое датируется ХVII-ХVIII вв.

 

В социальной области в  этот период происходили ранние буржуазные революции, положившие начало формированию капиталистического способа производства, который обусловил потребность  в новой науке, развитии опытного знания как главного средства решения  практически важных для производства того времени технологических задач.

 

Революционную роль в развитии опытного естествознания сыграла созданная  польским астрономом Н. Коперником гелиоцентрическая  модель мира. Учение Н. Коперника привело  к радикальному пересмотру представлений  о мире. Гелиоцентризм (от греч. gelios – «солнце») давал совершенно иную схему движения небесных тел. Горячим сторонником этого учения стал И. Кеплер, который впервые заинтересовался идеей числовых соотношений между планетами.

 

Но основы нового типа мировоззрения, новой науки были заложены Г. Гал1илеем. Большое значение он придавал математике, считал, что только она способна научить человека искусству доказательства. Г. Галилей в науке преуспел во многом: действенно поддержал коперниковскую теорию, постулировал полную подчиненность природы законам математики, ввел идею о силе как действующем механическом факторе, изложил основы современной механики и экспериментальной физики, обосновал принципы современного научного метода. Поэтому не случайно именно эта фигура отмечает рождение научного естествознания.

 

Обоснование механического  понимания природы философскими аргументами осуществил Р. Декарт.

 

Завершил разработку механистической  картины мира И. Ньютон. Опираясь на работы И. Кеплера, Г. Галилея, Р. Декарта, он сформулировал основные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения, принципы дифференциального  исчисления, выдвинул основные положения  теории света.

 

Этап формирования классической науки характеризуется целым  рядом специфических особенностей.

 

1. Стремление к завершенной  системе знаний, фиксирующей истину  в окончательном виде. Это связано  с ориентацией на классическую  механику, представлявшую мир в  виде гигантского механизма, четко  функционирующего на основе вечных  и неизменных законов механики. Поэтому механика рассматривалась  как универсальный метод познания  окружающих явлений и как эталон  всякой науки вообще.

 

2. Рассмотрение природы  как неизменного целого. Данный  методологический подход породил  такие специфические для классической  науки установки, как статизм, антиэволюционизм. Истолкование явлений реальности было в полной мере метафизическим, лишенным представлений об их изменчивости, развитии.

 

3. Сведение Жизни и вечно  живого на положение ничтожной  подробности Космоса, отказ от  признания их качественной специфики.  Организм понимался как механизм. Бренность и ничтожность жизни  как случайность в Космосе,  казалось, все более подтверждались  успехами точного знания.

 

4. Наука вытеснила религию  в качестве интеллектуального  авторитета. Человеческий разум  и практическое преобразование  природы вытеснили теологическую  доктрину. Вера и разум были  разведены в разные стороны.  Религия и философия были вынуждены  сообразовывать свои позиции  с наукой.

 

17. РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ  КОНЦА ХIХ-НАЧАЛА ХХ ВВ. СТАНОВЛЕНИЕ  ИДЕЙ И МЕТОДОВ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ  НАУКИ 

 

Эпоху конца ХIХ-начала ХХ в. открывает глобальная научная  революция, связанная со становлением новой неклассической науки.

 

В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция перемен  в различных отраслях знания. Толчком  к данным переменам был целый  ряд ошеломляющих открытий в физике, разрушивших всю прежнюю картину  мира. Сюда относятся открытие делимости  атома, электромагнитных волн, радиоактивности, светового давления, введение идеи кванта, создание теории относительности, описание процесса радиоактивного распада. Под воздействием данных открытий разрушались  прежние представления о материи  и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Это привело к кризису  физики и всего естествознания, являвшегося  симптомом более глубокого кризиса  метафизических оснований классической науки.

 

Второй этап революции  начался в середине 20-х гг. ХХ в. и был связан с созданием квантовой  механики и сочетанием ее с теорией  относительности в новой квантово-релятивистской физической картине мира.

 

Началом третьего этапа революции  было овладение атомной энергией и последующие исследования, с  которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Также в  этот период наряду с физикой стали  лидировать химия, биология и цикл наук о Земле. Следует также отметить, что с середины ХХ в. наука окончательно слилась с техникой, приведя к  современной научно-технической  революции.

 

В процессе всех этих революционных  преобразований формировались идеалы и нормы новой неклассической науки.

 

Они характеризовались отказом  от прямолинейности рассуждений, пониманием относительной истинности теорий и  картины природы. Осмысливались  взаимодействия между основополагающими  постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается  объект.

 

Изменяются идеалы и обоснования  знания. Вводится при изложении теорий новая система понятий. Новые  познавательные идеалы и нормы обеспечивали расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных  самоорганизующихся систем.

 

В новой картине мира природа  и общество представлялись сложными динамическими системами. Этому  способствовало открытие специфики  законов микро-, макро– и мегамиров, интенсивное исследование механизмов наследственности с изучением уровней организации жизни, обнаружение кибернетикой общих законов управления и обратной связи. Сформировалось новое отношение к феномену жизни. Жизнь перестала казаться случайным явлением во Вселенной, а стала рассматриваться как закономерный результат саморазвития материи, также закономерно приведший к возникновению разума.

 

Картины реальности, вырабатываемые в отдельных науках, на этом этапе  еще сохраняли свою самостоятельность, но каждая из них участвовала в  формировании представлений, включаемых в общенаучную картину мира.

 

Радикально видоизменялись философские основания науки.

 

Развитие новых представлений  в физике, биологии, кибернетике  видоизменяло смыслы категорий части  и целого, причинности, случайности  и необходимости, объекта, процесса, состояния и т. д.

 

18. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  СДВИГИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ КОНЦА  ХХ В 

 

Использование научных открытий для создания новых видов оружия и особенно создание атомной бомбы  заставило человечество пересмотреть свою прежнюю безоговорочную веру в  науку. Современная наука стала  оцениваться критически. Многие деятели  культуры считали, что техника дегуманизи-рует человека, окружая его искусственными предметами; она отнимает его у живой природы, ввергая в унифицированный мир, где цель поглощают средства, где промышленное производство превращает человека в придаток машины, где решение всех проблем видится в дальнейших технических достижениях. Под воздействием нескончаемых технических новшеств современная жизнь меняется с неслыханной быстротой.

 

К этой гуманистической критике  вскоре присоединились более тревожные  факты неблагоприятных научных  достижений. Опасное загрязнение  воды, воздуха, почвы планеты, вредоносное  воздействие на жизнь животных и  растений, нарушения в экосистеме всей планеты – эти серьезные  проблемы заявляли о себе все настойчивей.

 

Эти факты, которые отчетливо  проявляются в современной науке, говорят о ее кризисе, разрешить  который сможет только новая глобальная мировоззренческая революция.

 

К концу ХХ в. мир потерял  веру в науку, она безвозвратно утратила свой прежний облик, оставила и свои прежние заявления об абсолютной непогрешимости своего знания. Поиск  путей выхода из глобального кризиса  еще только идет, черты будущего постмодернистского мировоззрения, как  и новой постнеклассической науки, еще только намечаются.

Информация о работе Шпаргалка по "естествознанию"