Шпаргалко по "Концепциям современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 12:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 31 вопрос по дисциплине "Концепции современного естествознания".

Файлы: 1 файл

шпоры ксе.docx

— 354.06 Кб (Скачать файл)

1)Понятие культуры/ Естественнонаучная и гуманитарная культура

,культура — это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать. С помощью понятия культура обычно подчеркивают чисто социальный, надприродный характер человеческого бытия. Культура — это все то, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на его основе. Двойственность мира культуры (т.е. материальные и духовные ценности) и явилась в итоге основанием для возникновения двух ее типов, которые называют естественнонаучным типом и гуманитарным

Предметная область естественнонаучного типа культуры — чисто природные свойства, связи и отношения вещей, «работающие» в мире человеческой культуры в виде естественных наук (физика, химия, биология, геология и др.), технических изобретений и приспособлений, производственных технологий и т. д.

Гуманитарная  культура охватывает область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей как существ, во-первых, социальных (общественных), а во-вторых, духовных, наделенных разумом. В гуманитарную культуру входят «человековедческие» науки (философия, социология, история и др.), а также религия, мораль, право и т. д.

Причины спора  двух культур 

Разделение общей культуры на гуманитарную и естественнонаучную части представляет сегодня достаточно серьезную опасность. Создается впечатление, что в гуманитарной области вообще невозможно что либо доказать рациональными аргументами, т.е. признание каких-либо достижений в гуманитарной области — вопрос вкуса и веры

Однако главная  проблема различия двух наук и культур  не в том, кто главнее или нужнее, а в том, почему стандарты научности  естествознания слабо применимы  в гуманитарных областях и, значит, куда направлять усилия: продолжать до сих пор не очень удачные попытки  внедрения естественнонаучных образцов и методов в гуманитарные науки  или сосредоточиться на выявлении  специфики последней и разрабатывать  для нее особые требования и стандарты научности.

Вопрос этот не имеет сегодня окончательного решения, поиск ведется по обоим направлениям.

2) Понятие науки

основные определяющие науку признаки (7):

 — существование достаточно  большого объема опытных данных,

 — построение модели, систематизирующей опытные данные,

 — возможность на  основе модели предсказать новые  факты, лежащие вне первоначального  опыта.

наука — систематизированное знание о закономерностях изучаемых объектов и явлений(7).

Два ключевых слова выделены в определении:

1. Научные знания об  изучаемых явлениях являются  не разрозненными, а систематизированными, обусловленными, с одной стороны,  общественными потребностями, с  другой — внутренней логикой  самого научного развития.

2. Главной целью любой  науки является установление  научных законов: объективных,  необходимых, устойчивых и существенных  связей между изучаемыми явлениями.

У каждой науки есть свой предмет исследования — область  окружающего мира, включая и самого человека и общество в целом, которая  глубоко и последовательно изучается  в рамках данной науки. Все науки  можно разделить на 3 группы:

1. Науки о природе —  естественные науки (например, науки  о космосе, физические, химические, биологические науки, науки о  Земле).

2. Науки об общественных процессах (филологические, военные, исторические, педагогические, экономические, социологические науки, правоведение, науки об управлении).

3. Науки о мышлении, о  самой способности познания, о  разуме (гносеология, логика, философия,  эвристика).

. Достоверность  научных знаний

. В своей деятельности  наука исходит из научных фактов, т. е. достоверных знаний об изучаемых объектах, введенных в научный оборот. Все первичные научные факты получают из научных опытов, их описывают, регистрируют, делают доступными для всех специалистов, обеспечивают возможность проверки и воспроизведения. Разрозненные факты проходят долгий путь, прежде чем превратиться в законы науки. Сначала факты проходят стадию превращения в эмпирические, т.е. опытные обобщения. Затем входят в состав таких научных результатов, как постулаты (принимаемые без доказательства истины), аксиомы (не требующие доказательства утверждения), теоремы (положения, предусматривающие необходимость их доказывания), принципы (базовые положения науки), концепции (руководящие идеи, научные взгляды и представления, дающие понимание широкого круга изучаемых явлений). Только после этого возможно выведение научных законов, т. е. результатов, которые выявляют объективные, необходимые, существенные и устойчивые связи между изучаемыми явлениями.

Для проверки качества научной продукции проводится ее контроль:

 — экспертиза,

 — рецензирование,

 — оппонирование

Каждый из этих методов  направлен на определение достоверности  научных результатов

3) Понятие научного  метода. Система научных методов

Наука, оперируя научными фактами, получает научные результаты. Это  возможно не иначе как через научный  метод. В переводе с греческого «методос» — путь к чему-либо. В науке это путь от научных фактов к достижениям науки через научные методы.

Научные методы можно разделить  на две большие группы: эмпирические и теоретические


 

 

 


Наблюдение — опыт, проводимый без вмешательства исследователя в естественное протекание изучаемого процесса

Эксперимент — опыт, проводимый с вмешательством исследователя в естественное протекание изучаемого процесса, т. е. объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заранее определенные условия

Индукция (в переводе с греч. — наведение) — метод умозаключения, при котором знание переносится с частного случая (объекта, процесса) на общий.

Дедукция (в переводе с греч. — выведение) — метод умозаключения, обратный по отношению к индукции.

4) . Естествознание  в эпоху античности (VI в. до н. э – V в. н.э.). Зарождение основных физических концепций.

Античные мыслители занимались изучением природы, движимые интересом  к окружающему миру, а не ради достижения прагматических целей. естествознание — наука о природе, которая функционировала исключительно в форме «натурфилософии» (от греч. «любомудрости природы»).

Назовем имена натурфилософов ранних этапов античного периода: Фалес Милетский, Анаксимен Милетский, Гераклит Эфесский, Ксенофан Элейский, Эмпедокл из Акраганта, Анаксимандр Милетский, Анаксагор из Клазомеи, Левкипп, Демокрит

. Во-первых, в античной  науке возникла и укрепилась идея о материальной первооснове всех вещей (у разных мыслителей эта первооснова была разной, например, у Фалеса — вода, у Гераклита — огонь, у Анаксимена — воздух, у Ксенофана — земля, у Эмпедокла, Левкиппа — все четыре стихии). Во-вторых, важную роль играла идея вечного движения, всеобщей изменчивости вещей (Гераклит).

Самое главное: в древнегреческой  науке сложились две основные физические концепции (11):

 — концепция  непрерывности материи,

 — атомистическая  концепция.

Континуальная концепция (концепция непрерывности материи) отрицала пустоту в природе, рассматривая материальный мир в виде непрерывно заполняющей все пространство субстанции, в которой совершаются движения. Предполагалось, что эта материальная субстанция беспредельно делима.  Прародители этой концепции — Фалес и Анаксимандр.

Философ считал началом всего  существующего апейрон — «беспредельное», некая праматериальная (предсуществующая материи) сущность.

Современная наука  придерживается концепции праматериального происхождения мира, а также — эволюционной концепции живого. По большому счету, современное естествознание не отвергает ни одного из выводов Анаксимандра, только уточняет их.

В отличие от Фалеса, полагавшего  началом всего воду, или Анаксимандра, который ввел апейрон, Анаксагор считал началом Вселенной некую первичную смесь «семян» всех веществ, которая, заполняя все бесконечное пространство, мирно покоится. Но вот в какой-то ее части образовался стремительный вихрь. Причиной его появления философ называл нус (разум) — не самостоятельное божество, а некое организующее начало, которое содержит «полное знание обо всем и имеет величайшую силу».

Анаксагор сказал: «Мир состоит  из апейрона апейронов». Это утверждение полностью соответствует современной концепции физики о бесконечной простираемости материи вглубь, с максимальным усложнением ее строения.

оказалась в состоянии только в конце XIX века.

Атомистическая  концепция (прародители — Левкипп и Демокрит), напротив, не допускала беспредельной делимости материи: она исходила из положения, что материя состоит из очень малых, невидимых глазу неделимых частичек — атомов (термин «атом» означает «нерассекаемый»). Приверженцы этого учения, т. е. атомисты, полагали, что мир — это, в конечном счете, пустота, в которой движутся атомы или их скопления

. Демокрит — основоположник этой теории — и все ее сторонники считали, что кроме вещества существует небытие — бесконечная пустота, в которой движутся бесчисленные неделимые частицы — атомы различных контуров, которые и обусловливают различные соединения, вследствие чего мир такой многообразный. Они сталкиваются, соединяются в разных сочетаниях, образуют разнообразные вещества и вещи. Так рождаются и миры, которых в необъятной Вселенной должно быть бесконечное множество

Очень важно то, что пустота у Демокрита — это такая же материя, как и атомы, только предельно разреженная. Это полностью укладывается в новейшую научную гипотезу о физическом вакууме.

Эллинизм — период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н. э. (подчинения Египта Риму). Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур (17).

 

Необходимо отметить, что континуальная концепция получила полное оформление в трудах Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) — одного из самых выдающихся умов античной эпохи (11).

По Аристотелю, космос ограничен, имеет форму сферы, в центре которой находится земной шар. За пределами сферы нет ничего — ни пространства, ни времени, в пределах же сферы нет пустоты — все заполняет «первичная материя».

5) . Естествознание в эпоху Средневековья (V–XV вв. н. э.)

Наука попадает в подчинение к религиозному компоненту культуры

мировоззрению античных ученых и имело печальные последствия  для науки. В научном плане  эпоха Средневековья получила название «Сон разума». На тысячу лет (сер.V – сер. XV в.) развитие естествознания практически остановилось. Но этот период в научном и культурном плане не был однородным. В нем четко различаются два периода:

1-й период — с V по XIII в.,

2-й период — с XIII по XV в.

В эпоху Средневековья  утвердилась алхимия — часть естествознания, которая, развиваясь весьма успешно, во многом предопределила будущие успехи химии. Средневековые алхимики ставили перед собой две главные цели: найти «философский камень», превращающий дешевые металлы в золото, и создать «эликсир бессмертия» — средство, делающее людей бессмертными или хотя бы многократно продлевающее их жизнь.

В плане методологии алхимики тоже достигли немалого — ввели  в научный оборот опыт эксперимента, хотя он и был пока в зачаточном состоянии.

Яркий представитель алхимии  — Роджер Бэкон (1214–1292). Английский монах и естествоиспытатель, он открыто выступал против церковной схоластики (схоластика — в переносном смысле — оторванное от жизни, бесплодное умствование), провозглашал необходимость опыта в решении естественнонаучных проблем. Он нацеливал естествоиспытателей на осмысление подготовки опытов и анализ результатов, на преодоление «слепого подхода». Бэкон вновь утвердил важную роль математики в науке, он занимался химией (первым в Европе описал свойства пороха), физикой, астрономией.

 

 

наука в  период Средневековья не переставала работать, были спасены достижения натурфилософов древности, а в заключительный период Средневековья — спасенные знания были вызваны к новой жизни  и развиты. Это подготовило почву  для их буйного расцвета в эпоху  Возрождения, которая пришла на смену  средним векам. Центр научной  мысли в эпоху Средневековья  переместился из Европы на Восток, в  Арабский Халифат и оставшиеся после  его распада княжества.

Естествознание  в эпоху Возрождения (сер. XV – сер. XVII в.). от старой науки к науке современной

В эпоху Возрождения произошел  взрыв научной мысли, который  был обусловлен:

 — новой идеологией  — уважением к личности человека  и верой в его разум,

 — материально-техническими  достижениями периода Средневековья.

Достижения естествознания эпохи Возрождения в области  астрономии — самые впечатляющие, так как после длительных церковных  запретов ученые робко, с оглядкой, но стали интересоваться небом.

Информация о работе Шпаргалко по "Концепциям современного естествознания"