Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Концепции современного естествознания"

Файлы: 1 файл

Методология.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                   1

Вопрос 1

В настоящее время существует несколько понятий что такое методология:

Методология – учение о  структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология – система  принципов и способов организации  и построения теоретической и  практической деятельности, а также  учение об этой системе.

Она изучает структуру  научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Как правило, методологические проблемы науки не являются собственно внутринаучными проблемами - они имеют значительное философское содержание, поскольку их способ постановки, а зачастую и решение зависят от принятых исследователем философских допущений относительно природы мира, познания и специфики научной деятельности. К числу основных проблем методологии обычно относят проблему возникновения научного знания, соотношения и взаимосвязи научных и вне научных форм познания, проблема строения научного знания и основных функций науки, проблема развития науки.

Понятие «методология» имеет  два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых  в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

 

Методология включает три уровня знаний:

1) Философско-гносеологический, объединяющий логику, теорию познания (гносеологию) и общую методологию  научного исследования.

                                                                                                                                   2

2)  Теоретический уровень,  представляющий теоретический подход  к изучению явлений, который  опирается на данные конкретного  научного анализа.

3) Эмпирический уровень,  где изучаются методы и технические  приемы исследования (называемые  обычно методикой исследования). Эта структура методологии отражает  взаимосвязь теории, концепции и  исследовательской практики, и призвана  объяснять все три уровня для рационализации и упорядочивания социального познания.

 

Методология:

  • учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат;
  • исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания;
  • выявляет законы функционирования и изменения знания;
  • изучает объяснительные схемы науки и т.п.

Главная цель методологии  – изучение тех методов, средств  и приемов, с помощью которых  приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но, кроме  этой основной задачи, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания.

 

 

 

 

                                                                                                                                   3

Вопрос 2

Понятие метод (от греческого слова «методос» —  путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического  и теоретического освоения действительности.

Основная функция  метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности.

Учение о методе начало развиваться в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к  надежному, истинному знанию. Философ  XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте

Методы научного познания принято подразделять по степени  их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.

Всеобщих методов в  истории познания известно два:

  • диалектический
  • метафизический.

Это общефилософские  методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

Нередко философские системы (соответственно и их методы) сочетались и “переплетались” между собой в разных “пропорциях”. Так, диалектический метод у Гегеля был соединен с идеализмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) – с материализмом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой и т. д.

                                                                                                                                

                                                                                                                                   4

Метод, как правило, применяется не изолированно, сам по себе, а в сочетании, взаимодействии с другими.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный  спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным  критериям. Прежде всего, следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы материальной (практической) деятельности. В настоящее время стало очевидным, что

система методов, методология  не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер деятельности человека.

Существует несколько  оснований деления методов на группы:

В зависимости от роли и  места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п.

Содержание изучаемых  наукой объектов служит критерием для  различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т. п.

Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.

Характерные признаки научного метода:

  • объективность,

                                                                                                                         5

  • воспроизводимость,
  • эвристичность,
  • необходимость,
  • конкретность и др.

 

Так, например, рассуждая  о методе, крупный британский философ  и математик XX в. А. Уайтхед считал, что любой метод задает “способ действий” с данными, с фактами, значимость которых определяется теорией, которая и “навязывает” конкретный метод, применимый только к теориям соответствующего вида.

Методы научного познания:

Общенаучные методы

Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.

Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения : «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».

Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования. Пример такой идеализации в механике - материальная

                                                                                                                                   6

точка, т.е. точка, обладающая массой, но лишенная всяких размеров. Таким  же абстрактным (идеальным) объектом является абсолютно твердое тело.

Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. Это рискованный, но творческий метод. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение. По словам известного французского физика Луи де Бройля, научная индукция является истинным источником действительно научного прогресса.

Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то метом дедукции всегда будет получен истинный вывод. Особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Математики оперируют математическими абстракциями и строят свои рассуждения на общих положениях. Эти общие положения применяются к решению частных, конкретных задач.

В истории естествознания были попытки абсолютизировать значение в науке индуктивного метода (Ф. Бэкон) или дедуктивного метода (Р. Декарт), придать им универсальное значение. Однако эти методы не могут применяться как обособленные, изолированные друг от друга. каждый из них используется на определенном этапе процесса познания.

                                                                                                                                   7

Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым позволяет понять более сложное. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч.Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Модели могут быть реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий. фотографии, протезы, куклы и т.п. и идеальными (абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики. В этом случае мы имеем математическую модель. Обычно это система уравнений, описывающая взаимосвязи в изучаемой системе.

Исторический  метод подразумевает воспроизведение  истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей. Логический метод - это, по сути, логическое воспроизведение  истории изучаемого объекта. При  этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного, т.е. это как бы тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы.

Классификация - распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.

Одной из первых классификаций в естествознании явилась классификация растительного и животного мира выдающегося шведского натуралиста Карла

                                                                                                                                   8

Линнея (1707-1778). Для представителей живой природы он установил определенную градацию: класс, отряд, род, вид, вариация.

 

Вопрос 3. Проанализируйте основные методы эмпирического и теоретического познания

Методы эмпирического и теоретического познания

Эмпирическое  познание– это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:

1. ощущение –  отражение в сознании человека  отдельных сторон, свойств   предметов,  непосредственное воздействие их  на органы чувств;

2.  восприятие -  целостный  образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;

3.  представление  – обобщенный чувственно-наглядный  образ предмета, воздействовавшего   на органы чувств в прошлом,  но не воспринимаемого в данный  момент.

Научными методами эмпирического исследования являются наблюдения, описания, измерения, эксперименты.

Наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений. Научные наблюдения проводятся для сбора фактов, укрепляющих или опровергающих ту или иную гипотезу и являющихся основой для определенных теоретических обобщений.

Описание -  фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.

                                                                                                                                   9

Эксперимент - способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером. Это наблюдение в специальных контролируемых условиях. Эксперимент позволяет, во-первых, изолировать исследуемый объект от влияния побочных несущественных для него явлений. Во-вторых, в ходе эксперимента многократно воспроизводится ход процесса. В третьих, эксперимент позволяет планомерно изменять само протекание изучаемого процесса и состояния объекта изучения.

Измерение - это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения. Число, выражающее отношение измеряемой величины к эталону, называется числовым значением этой величины.

Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"