Шпаргалка по "естествознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:50, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по "естествознанию"

Файлы: 1 файл

ксе.docx

— 221.87 Кб (Скачать файл)

 

6. ЛОГИКА КАК ПРОЦЕСС  МЫШЛЕНИЯ 

 

В процессе мышления большое  значение имеет оформленность его содержания, рациональный стиль. Логика обеспечивает познание мышления. Развивая мыслительные способности, логика дает навыки правильного рассуждения. Поэтому логику часто называют наукой о правильном мышлении.

 

Но мышление – сложный, многосторонний процесс. И логику в  нем интересует не все. Логика, в  отличие от других наук, изучающих  мышление, исследует процесс рационального  отражения объективной реальности в понятиях, суждениях, теориях, позволяющих  проникать в сущность, закономерные связи действительности.

 

Как известно, все материальные предметы, явления и процессы имеют  содержание и форму. Мысли не являются исключением из этого правила. Содержание мысли – это совокупность всех ее компонентов, свойств, состояний, характеристик, структурных связей, законов, представляющих собой результат отражения материального  мира. Содержание мыслей человека бесконечно разнообразно. Но в различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Оно  характеризуется не конкретным содержанием  этих мыслей, а типичностью, схемой, способом построения. При этом все  содержательное многообразие укладывается в сравнительно небольшое число  мыслительных форм. Дело в том, что  логический строй мышления человека обладает важным свойством – имеет  общепринятую форму.

 

Знания о форме достаточно многообразны. Общепризнанным является то, что форма отражает способ связи  содержательных частей. Многообразно понимается и логическая форма. Наши мысли слагаются из некоторых  содержательных частей. Способ их связи  и представляет форму мысли.

 

Так, различные предметы отражаются в абстрактном мышлении одинаково  – как определенная связь их существенных признаков, т. е. в форме понятия. В форме суждения отражаются отношения  между предметами и их свойствами. Изменения свойств предметов  и отношений между ними отражается в форме умозаключений. Следовательно, каждая из основных форм абстрактного мышления имеет нечто общее, что  не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов  мысли – признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное  этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах, каждая из которых  при этом имеет свою специфическую  структуру.

 

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистого, лишенного формы содержания, нет  чистых, бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа обычно исследователи могут  отвлекаться от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно  к их конкретному содержанию и  составляет важнейшую задачу науки  логики. Отсюда и ее название – формальная логика.

 

Формальная логика отвлекается  от конкретного содержания мыслей, но не от содержания вообще. Она учитывает  истинность или ложность суждений. Однако центр тяжести она переносит  на правильность мышления. Правильное (логичное) мышление имеет следующие  существенные признаки: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

 

7. МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУКИ.  ТЕОРИЯ ФРАКТАЛОВ 

 

После триумфа классической механики И. Ньютона количественные методы стали применяться и в  других науках. Так, Лавуазье, систематически используя весы в своих опытах, заложил основы количественного  химического анализа. Разработка И. Ньютоном и Г.В. Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления, развитие статистических методов анализа, связанных с познанием вероятностного характера протекания природных процессов, способствовали проникновению математических методов анализа и описания действительности в другие естественные науки.

 

Дифференциальное и интегральное исчисление хорошо подходит для описания изменения скоростей движений, а  вероятностные методы – для необратимости  и создания нового. Все можно описать  количественно, и тем не менее  остается проблемой отношение математики к реальности. По мнению одних методологов, чистая математика и логика используют доказательства, но не дают никакой  информации о мире, а только разрабатывают  средства его описания. Но еще Аристотель писал, что число есть промежуточное  между частным предметом и  идеей, а Г. Галилей полагал, что  книга природы написана языком математики.

 

Евкклид в своей геометрии свел природу к чистым и симметричным объектам: точка, одномерная линия, двумерная плоскость, трехмерное тело. Среди тел имеется ряд чисто симметричных форм, таких как конусы, цилиндры, блоки. Ни один из этих объектов не имеет в себе отверстий и внешних неровностей. У каждого правильная гладкая форма. Для греков симметрия и сплошность были признаками совершенства. Только совершенство предполагалось в природе.

 

В реальности природа отвергает  симметрию так же, как она не любит равновесия, – это в некотором  смысле эквивалентные состояния. Природные  объекты огрубленных форм не являются разновидностями чистых евклидовых структур. В результате создание компьютерных изображений гор при помощи евклидовой геометрии представляет собой устрашающую  задачу, которая требует множество  строк программного кода и большого количества обращений к датчику  случайных чисел. С помощью же фрактальной геометрии гора может  быть создана на экране дисплея посредством  всего лишь нескольких повторно применяемых  правил.

 

Бенуа Мандельбротможет быть назван Евклидом фрактальной геометрии. Он собрал наблюдения математиков, которые изучали «монстров», т. е. объекты, не определимые на путях евклидовой геометрии. В итоге обобщения этих математических работ и своего собственного озарения он создал геометрию природы, которая преуспела в описаниях асимметричности и невнятных форм. Б. Мандельброт сказал: «Горы не являются конусами, и облака – не сферы».

 

Так что же такое фрактал? Это объект, в котором части  некоторым образом подобны целому, т. е. отдельные составные части  самоподобны. Один из самых наглядных естественных фракталов – это дерево. Древесные ветви следуют так называемому скейлин-гу, т. е. каждое ответвление со своими собственными ветвями подобно всему дереву целиком в качественном смысле.

 

Не имея непосредственного  отношения к реальности, математика не только описывает эту реальность, но и позволяет делать новые интересные и неожиданные выводы о реальности из теории, которая представлена в  математической форме.

 

8. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ  ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 

 

В истории науки существует множество различных парадигм. В  современном понимании парадигма (от греч. paradeigma – «пример, образец») – это определенные правила описания, объяснения и понимания мира.

 

Понятие «парадигма» введено  Г. Бергманом и широко использовано Т. Куном для обозначения ведущих  представлений и методов получения  новых знаний. Оно часто заменяется понятием «картина мира».

 

Определенная система  убеждений существует в любой  исследовательской области. Приверженность к парадигмам отличает любое серьезное  исследование. Без некоторого набора априорных убеждений, фундаментальных  выводов и установок научная  деятельность вообще невозможна.

 

Парадигмы несут не только познавательный, но и нормативный  смысл: они устанавливают допустимые методы и набор стандартных решений. Но в науке возможно коренное переопределение  парадигм.

 

Одной из наиболее авторитетных парадигм является объяснение мира исходя из принципа атомизма, или элементарности. Суть данного принципа состоит в  утверждении того, что целое понимается как сумма частей, элементов.

 

Такое понимание обнаруживается во многих науках. На основе парадигмы  атомизма основана классическая механика, учение об электричестве и магнетизме, кинетическая теория газов, неорганическая химия, клеточная теория живых организмов. Принцип элементарности реализуется  и в социальных теориях (например, в понимании общества как совокупности индивидов).

 

Иную картину мира дает парадигма целостности. Она исходит  из того, что не существует простых  элементов, определяющих свойства и  структуру целого мира. Первичным  по отношению к частям может быть целое. Любая вещь обретает определенные свойства благодаря нахождению в  системе определенных отношений. Такое  понимание целого и части составляет суть системного подхода в науке. Системный подход стал одним из основных в математике, других естественно-научных  предметах. Он широко применяется и  в гуманитарных науках.

 

 

Парадигма целостности подразумевает, что всякое единичное существование  является относительным, т. е. оно определяется отношением к «другому». Принцип  относительности наибольшее развитие получил в теории А. Эйнштейна, в  которой пересмотру были подвергнуты  фундаментальные представления  о пространстве, времени, движении.

 

Понимание относительности  физической реальности углубила квантовая  физика. В ее рамках изменились представления  о самих физических объектах, которые  обладают двойственной природой, таких  как частицы и волны.

 

Ограниченные возможности  измерения выражают вероятностную  природу поведения и состояния  объектов. Идея относительности наиболее полно отразилась в принципе симметрии, хотя природа знает и явления  асимметрии.

 

На современном этапе  все большую популярность приобретает  синергетическая парадигма. Синергетика (от греч. synergetike – «сотрудничество, совместное действие») изучает общие принципы и закономерности, лежащие в основе процессов самоорганизации в системах различной природы. Синергетические системы характеризуются открытостью, неустойчивостью. Синергетика претендует на создание новой парадигмы в науке, разрабатывая новую картину мира, новые методы познания и практического отношения к действительности.

 

9. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ 

 

Каждый новый цикл научного познания начинается с обнаружения  трудности. Трудность, сформулированная в виде вопроса, представляет собой  проблему. В качестве одного из вариантов  решения проблемы возникает гипотеза. Обоснованная гипотеза превращается в  научную теорию или новую часть  уже существовавшей ранее теории. Различаются гипотеза и теория тем, что гипотеза носит вероятностный  характер, теория является знанием  достоверного.

 

Сам термин «теория» в литературе употребляется в двух смыслах. В  широком смысле под теорией имеют  в виду совокупность идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления, в более узком и специальном  смысле теория есть высшая, самая развитая форма организации научного знания. В этом смысле она и анализируется  ниже.

 

От гипотезы теория отличается своей достоверностью, от других видов  достоверного знания (например, от научных  фактов) теория отличается своей строго логической организацией и своим  объективным содержанием – отражением сущности явлений, общих законов  их функционирования и развития. Поэтому  только теория дает возможность понять объект познания в его внутренней связи и целостности, как систему. Благодаря этому теория выполняет  не только функцию объяснения, но и  не менее важную функцию научного предвидения.

 

К основным элементам теории, ее структурным звеньям обычно относят  прежде всего совокупность основных понятий, категорий, отражающих объект исследования. При помощи этих понятий  в теории выражается определенная совокупность основных утверждений, в которых  фиксируются законы взаимодействия элементов, сторон и связей объекта. Среди этих утверждений выделяются наиболее общие, фундаментальные, которые  при логическом построении данной теории рассматриваются в качестве исходных (принципы, постулаты, аксиомы). Остальные  утверждения теории выводятся или  доказываются исходя из этих основных и первичных посылок.

 

Понятия и утверждения, образующие содержание теории, расположены не в произвольном порядке, а представляют собой логически стройную, последовательную систему, в результате чего из одних  утверждений с помощью законов  и правил логики можно получить другие утверждения. Логичность сформировавшейся теории в целом, конечно, не отменяет наличия в ней диалектических противоречий, связанных с отсутствием  фактического материала и даже некоторых  утверждений, которые не полностью  укладываются в логическую схему  теории. Это несоответствие как раз  и порождает импульс к ее дальнейшему  развитию.

 

Проблема соотношения  старой и новой теории довольно успешно  разрешается «принципом соответствия». Этот принцип гласит, что старая теория при возникновении и утверждении  новой не отбрасывается начисто, а сохраняется в ней в статусе  частного случая.

 

При обнаружении проблемы, формулировании гипотезы, обосновании  теории большое значение имеет способность  к творческому воображению. Многие происходящие процессы нельзя воспринять как целое, но их можно вообразить, мысленно схватить. Именно фантазия, воображение, если они опираются на данные о  реальных процессах, позволяют человеку заглянуть дальше и глубже, проникнуть в сущность и понять ее.

 

10. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ  НАУКИ 

 

Гносеология (теория познания) – это раздел философии, в котором  изучаются закономерности и возможности  познания, отношения знания к объективной  реальности. Наука в ее современном  понимании является принципиально  новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской  цивилизации в XVI–XVII вв.

 

Немецкий философ К. Ясперс говорит о двух этапах становления  науки:

 

– этап 1 – «становление логически  и методически осознанной науки  – греческой науки и параллельно  зачатки научного познания мира в  Китае и Индии»;

 

– этап 2 – «возникновение современной науки, вырастающей  с конца Средневековья, решительно утверждающейся с XVII в. и развертывающейся во всей своей широте с XIX в.».

Информация о работе Шпаргалка по "естествознанию"