Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:35, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, оказывают значительное влияние на финансовый результат предприятия (прибыль или убыток). При расчетах с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность. Дебиторская задолженность является одним из основных источников формирования финансовых потоков платежей. Кредиторская задолженность как долговое обязательство организации всегда содержит суммы потенциальных выплат, нуждающихся в бухгалтерском наблюдении и контроле. От состояния расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ЗАДАЧИ ИХ УЧЕТА…………………………………………….6
Теоретические основы расчетов и задачи учета расчетных операций…………………………………………………………………………...6
Нормативно-правовая база расчетных операций………………...14
Актуальные проблемы расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками……………………………………………………21
КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………………29
УЧЕТ И АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ, ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ………………..37
Договорная политика организации – важнейший инструмент расчетных взаимоотношений…………………………………………………...37
Состояние учета расчетов с поставщиками и подрядчиками…...51
Состояние учета расчетов с покупателями и заказчиками………66
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками………………………………………………………………………75
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, УЧЕТА И АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ, ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ………………………………………………………………88
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………....96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...102

Файлы: 1 файл

диплом Гноевая сч 60,62.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

Учитывая результаты тестирования системы внутреннего контроля, разрабатывается программы проверки, где необходимо:

  • дать правовую оценку заключенным договорам на поставку продукции и оказание услуг;
  • принять участие в инвентаризации расчётных операций;
  • проверить первичные документы по данным видам расчётов;

По результатам  тестирования системы внутреннего  контроля в ООО ООО «ОстрогожскАгроКомплекс» была разработана программа аудита, представленная в таблице.

Процедура 1. «Аудит соответствия остатков аналитического и синтетического учета и показателей отчетности». В ходе данной процедуры сверяют остатки на конец проверяемого периода по счетам 60, 62 по регистрам аналитического учета расчетов, Главной книги и бухгалтерскому балансу. Цель данной процедуры - получить доказательства того, что данные, учета и отчетности не имеют расхождений.

В ходе аудита в  ООО «ОстрогожскАгроКомплекс», выявлено следующее: по балансовым счетам 60, 62 обороты и сальдо аналитического учета соответствуют оборотам и сальдо Главной книги. Данные, отраженные в бухгалтерском балансе в части дебиторской и кредиторской задолженности соответствуют данным Главной книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7. Программа проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками в ООО НПКФ «Агротех — Гарант Березовский»

Перечень аудиторских процедур

Источники

информации

Приемы

проверки

Характер

проверки

1. Аудит соответствия  данных бухгалтерского баланса,  Главной книги, регистров синтетического  и аналитического учета по  счетам 60 и 62

регистры бухгалтерского учета и отчетности

прослеживание, подтверждение

сплошная

проверка

2. Наличие и  правильность оформления хозяйственных  договоров, соблюдения договорной  дисциплины. 

договора, письма, счета-фактуры, накладные

прослеживание, подтверждение

сплошная

проверка

3. Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями

инвентаризационные  описи

прослеживание, подтверждение

сплошная

проверка

4. Проверка документального  подтверждения расчетных операций

договора, счета-фактуры, акты,

накладные

прослеживание, подтверждение

выборочная

проверка

5. Проверка правильности  начисления НДС при расчетах  с поставщиками и покупателями

счета-фактуры, инструкции по НДС

пересчет

выборочная

проверка

6. Проверка реальности  дебиторской и кредиторской задолженности

регистры бухгалтерского учета

сканирование, подтверждение

выборочная

проверка

7. Проверка полноты  оприходования ТМЦ материально-ответственными  лицами. Проверка правильности списания  материальных ценностей с материально-ответственных  лиц

счета-фактуры, накладные, приходные акты, расходные  акты

сопоставление

выборочная

проверка

8. Проверка правильности  записей на счетах синтетического  учета расчетов с поставщиками  и покупателями

регистры бухгалтерского учета

прослеживание, подтверждение

сплошная

проверка

9. Соответствие  занесения данных счетов поставщиков и покупателей в учетные регистры

счета-фактуры, регистры бухучета

сканирование, прослеживание

выборочная

проверка

10. Проверка  полноты и правильности раскрытия  информации о дебиторской и  кредиторской задолженности в  бухгалтерской отчетности

регистры бухгалтерского учета

прослеживание, подтверждение

сплошная

проверка

11. Проверка  правильности составленных корреспонденций

регистры бухгалтерского учета, счета платежные поручения

сканирование, прослеживание

выборочная

проверка




 

 

 

 

 

Таблица 8. Рабочий документ аудитора «Проверка договоров с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками и соблюдения договорной дисциплины»

Направление аудита

Выводы

1. Наличие всех договоров с поставщиками и подрядчиками

При проверке выборочно сопоставлены отраженные в бухгалтерском учете расчеты с поставщиками и покупателями с наличием договоров с данным поставщиком или покупателем.

Установлено, что  договора имеются со всеми покупателями и поставщиками

2. Контроль договоров  в части обязательных реквизитов (номер договора, дата оформления, обязательные реквизиты, подписи и печати сторон)

Установлено, что  в целом порядок оформления договоров  соответствует требованиям ГК РФ.

В договоре поставки от 22.04.10г. отсутствует номер договора.

В договоре подряда от 30.07.2010г. отсутствует номер договора.

В договоре №2957 от 20.09.10г. отсутствует расшифровка  подписи, наименование лица, действующего от имени организации и на основании какого документа: устава или доверенности.

3. Анализ содержания  каждого договора

Договора по содержанию соответствуют требованиям  ГК РФ. Определены условия поставки продукции, порядок расчетов и переход  права собственности, а также права, обязанности сторон по выполнению условий договора.

При проверке договорной дисциплины установлено, что не всегда своевременно были исполнены обязательства в соответствии с условиями договора

В договоре от 29.07.2010 года отсутствуют штрафные санкции  за просрочку платежа

 

 условиями  договора.

4. Проверка приложений  к договорам

К договорам нет приложений, все вопросы оговорены в самом договоре, либо при оформлении заказа предоставляется прайс-лист.

В договоре подряда  от  30.07.2010г. отсутствуют все приложения: перечень материалов, смета работ.


Процедура 2 «Наличие и правильность оформления хозяйственных договоров, соблюдение договорной дисциплины». Результаты проверки договоров, соблюдения договорной дисциплины в ООО НПКФ «Агротех - Гарант Березовский», оформлены в рабочем документе.

Процедура 3 «Инвентаризация  расчетов с поставщиками и подрядчиками. Покупателями и заказчиками». При этом устанавливается наличие проведенных в течение отчетного года инвентаризаций с поставщиками и покупателями. Проверяется соответствие сроков и порядка проведения инвентаризации на основании Методических указаний по инвентаризации и финансовых обязательств.

В соответствии с учетной политикой предприятия  инвентаризация имущества и обязательств проводится перед составлением годового баланса. Инвентаризация расчетов с  поставщиками и покупателями на предприятии  в 2010 году проводилась на основании приказа № 127-пр от 29.09.10 по состоянию на 01.01.2011 г. Инвентаризация расчетов оформлена актом ИНВ- 17.

Процедура 4 «Проверка  документального оформления расчетных  операций». В ходе аудита подтверждается наличие первичных документов на поступление и реализацию продукции, работ, услуг: счетов-фактур, товарных накладных, актов выполненных работ (услуг). Проверка осуществляется по форме (соответствие типовой форме, наличие обязательных реквизитов) и по существу (законность, целесообразность хозяйственной операции, выделение суммы НДС, ценообразование). Одновременно устанавливается соответствие записей в счетах-фактурах с записями в накладных. Кроме того, по выполненным работам должна быть в наличии сметная документация, акты приема-передачи выполненных работ.

На предприятии  имеются все первичные документы  по приобретению товарно-материальных ценностей (работ, услуг), по выполненным  работам имеются акты приема-передачи выполненных работ, сметная документация. По реализации продукции (работ, услуг) также в наличии вся необходимая первичная документация. Все указанные документы оформлены в соответствии с требованиями Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Процедура 5 «Проверка  правильности исчисления НДС». В целях  налогообложения налогом на добавленную стоимость осуществляется проверка правильности начисления НДС при расчетах с поставщиками и покупателями. Проверяются счета-фактуры, полученные от поставщиков и выставленные покупателям, книги регистрации полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок, книги продаж.

При проверке счетов-фактур полученных от поставщиков и предъявленных  покупателям сумма НДС исчислена  правильно, выделена отдельной строкой. Счета-фактуры оформлены без нарушений. Все счета- фактуры, поступившие и выставленные, зарегистрированы в журналах учета. При расчете с бюджетом по НДС ведется книга покупок и книга продаж. Данные книги соответствуют типовой форме, заполнены правильно.

Процедура 6 «Проверка  реальности дебиторской и кредиторской задолженности». В ходе аудита проверяют документальную подтвержденность сальдо по счетам 60, 62. С этой целью устанавливают наличие договоров с поставщиками и покупателями, проверяется правильность их оформления, соответствие сумм задолженности дебиторов и кредиторов в учетных регистрах данным расчетно-платежных документов, договоров.

В ООО «ОстрогожскАгроКомплекс» задолженность по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по состоянию на 01.01.11 г. составила: кредиторская - 2368 тыс. руб.; задолженность по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» по состоянию на 01.01.11 дебиторская - 9132 тыс. руб. Реальность дебиторской и кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками проверена выборочно по суммам, составляющим 10% и более от всей задолженности. В ходе проверки реальности дебиторской и кредиторской задолженности установлено, что вся задолженность является реальной, подтверждена данными договоров поставки, первичных документами - товарными накладными, счетами-фактурами, платежными поручениями.

Процедура 7 «Проверка полноты оприходования поступивших ТМЦ от поставщиков и списания продукции при ее реализации покупателям». В ходе проверки установлено, что на предприятии имеется вся первичная документация по поступившим ценностям от поставщиков и отгруженной продукции покупателям за отчетный период. Неотфактурованных поставок в отчетном периоде не выявлено. При этом проводилась сверка данных первичных документов с договорами. Затем было проверено наличие счетов- фактур от поставщиков и счетов-фактур, выданных покупателям по каждой конкретной сделке по журналу регистрации счетов-фактур. После этого полученные данные были сверены с данными складского учета. В ходе проверки нарушений не выявлено.

Процедура 8 «Проверка  правильности записей на счетах синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками». Данная проверка показала, что записи на синтетических счетах в целом отражаются правильно.

Процедура 9 «Соответствие  занесения данных счетов поставщиков  и покупателей в учетные регистры». Проверка проведена выборочно, путем сопоставления данных первичных документов с данными учетных регистров. Данные первичных документов отражены в учетных регистрах правильно, в полном объеме, ошибок и искажений не выявлено.

Процедура 10 «Проверка полноты и правильности раскрытия информации о дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности». Данные, отраженные в форме 1 «Бухгалтерский баланс» и форме 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» соответствуют данным учета по счетам 60 и 62.

Процедура 11 «Проверка  правильности составленных корреспонденций». Проверка показала, что корреспонденция  счетов составлена верно, в соответствии с инструкцией по применению Плана  счетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ, ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

Таким образом., изучив и проанализировав договорную политику и состояние учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками на примере ООО  «Острогожск-АгроКомплекс» мы считаем возможным, в связи с отмеченными недостатками внести отдельные предложения, направленные на совершенствование организации и учета этих расчетов.

Так, например, рассматривая некоторые договора, заключенные  организацией с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками мы отмечали отдельные их недостатки, заключающиеся в том, что в договорах поставки, например, не прописаны некоторые штрафные санкции обеих сторон, в случае нарушения поставки товаров по количеству и их соответствие качеству, установленных в ТУ и ГОСТах, а также ответственность  другой стороны, в случае нарушения сроков оплаты.

В одном из договоров  купли-продажи предусмотрены односторонние  меры ответственности за нарушение  условий договора только со стороны  Покупателя, а Поставщик не несет никакой ответственности.

Поэтому мы считаем, что с этих позиций следует  пересмотреть договор и разработать  новый проект договора, устраивающий обе стороны.

В одном из договоров  поставки в разделе «Ответственность сторон», что стороны несут ответственность друг перед другом, но не указано, за что и в каком размере в случае нарушения условий поставки или оплаты той или иной стороной.

Мы считаем, что это существенный недостаток заключенного договора и в этом плане  его следует доработать и конкретизировать размеры ответственности, что весьма важно, если возникнут спорные разногласия и дело дойдет до суда или арбитража.

В договоре на закупку  молока в обтекаемой форме указано, что по всем не оговоренным вопросам стороны должны руководствоваться действующим законодательством.

Мы считаем  это существенным недостатком, так  как это скоропортящаяся продукция  и по ней имеется много условий  при определении его качества.

Поэтому мы считаем, что необходимо конкретизировать условия  поставки и меры ответственности, а также штрафные санкции в случае нарушения как поставок, так и своевременности оплаты.

В итоге мы считаем, что все эти предложения будут  способствовать более правильному  юридическому оформлению заключаемых  договоров и снятию различных  спорных вопросов в случае нарушения условий договорных отношений.

Изучая состояние  расчетов по счетам 60 и 62 мы, прежде всего, отметили, что учет на данном предприятии  ведется вручную по устаревшей мемориально-ордерной форме. При этом применяются своеобразные, разработанные только на данном предприятии названия субсчетов к отдельным синтетическим счетам, своеобразное название статей (мемориальных ордеров), в которых группируются данные первичных документов.  Составляются  не корректные проводки, в частности, при приобретении основных средств, записи не отражаются через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», что может привести к неправильной оценке приобретаемых объектов и некоторым другим последствиям,  связанным с правильным начислением налогов.

Информация о работе Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками