Правовой режим земель сельхозназначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 17:53, доклад

Описание работы

Землями сельхоз назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с территориальным планированием использования земель. Земли сельхоз назначения как объект правового режима имеют тройственную правовую характеристику: общий объект (часть земельного фонда), на который распространяется общий правовой режим использования земли; родовой объект (категория земель земельного фонда), на который распространяются правила особого правового режима, предназначенные для земель сельхоз назначения, а также непосредственный объект (как сельскохозяйственное угодье), на который распространяется действие норм земельного, финансового, и иных отраслей права. Перечень земель сельхоз назначения открытый и обозначен в ст. 77—82 ЗК РФ не является закрытым

Файлы: 1 файл

Правовой режим земель сельхозназначения.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

«Правовой режим земель сельхозназначения»

Землями сельхоз назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с территориальным планированием использования земель. Земли сельхоз назначения как объект правового режима имеют тройственную правовую характеристику: общий объект (часть земельного фонда), на который распространяется общий правовой режим использования земли; родовой объект (категория земель земельного фонда), на который распространяются правила особого правового режима, предназначенные для земель сельхоз назначения, а также непосредственный объект (как сельскохозяйственное угодье), на который распространяется действие норм земельного, финансового, и иных отраслей права. Перечень земель сельхоз назначения открытый и обозначен в ст. 77—82 ЗК РФ не является закрытым. Они включают в себя сельскохоз угодья, земли, занятые зданиями и сооружениями, необходимыми для ведения сельского хозяйства и др. К сельскохоз угодьям относят сенокосы, пашни, пастбища, залежи и иные угодья. Правовой режим земель сельхоз назначения это установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны. По виду объекта правового регулирования, выделяют три вида правового режима использования земель: общий, особенный и специальный. Общий правовой режим распространяется на все земли и его элементами является использование земель по их целевому назначению. Под целевым использованием земель сельскохоз назначения понимается основное предназначение земель данной категории. Кроме этого различают «конкретное целевое назначение» - вид использования земли, который исключает иные формы ее хозяйственной эксплуатации, нельзя возводить никаких строений или сооружений, так как пахотные земельные угодья предназначены исключительно для посева сельскохозяйственных культур и выращивания корнеплодов и овощей. Требование рационального использования земли неотделимо от ее охраны. Нерациональное использование земли, потребительское и бесхозяйственное отношение приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств. Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения поверхности земли, повышение плодородия почв и сохранение их природных качеств и свойств. Правовой режим земель сельхоз назначения это установленный порядок использования земель, закрепленный законодательством для наиболее ценной, категории земельного фонда РФ. Правовой режим земель устанавливается государством только на уровне общего и родового объекта. Неоднородность в правовом режиме (общий, особенный и специальный) обусловлена:

 › видами земель  сельхоз назначения, их экономическими и экологическими свойствами;

 › юридическим статусом  субъектов, осуществляющих использование земель;

 › иными объективными  обстоятельствами.

К элементам правового режима этих земель относятся:

1. Объект правового регулирования: общий (элемент земельного фонда), родовой (земля определена категорией  этого фонда) и конкретный (земельное угодье) Общий объект правового регулирования - земля как часть окружающей среды, обладающая бесценным биопотенциалом в виде плодородия почв. Родовой объект правового режима - категории земель. Земли сельхоз назначения представляют собой особую категорию земель, т.е. ту часть земельного фонда РФ, которая предназначена и используется по основному назначению. Конкретный объект правового регулирования - земельное угодье, представляющее собой земельный участок, используемый по непосредственному целевому назначению. Сельхоз угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.) в составе земель сельхоз назначения. Они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Для земель сельскохоз назначения характерен особый правовой режим, выражающийся в их использовании для сельскохозяйственных целей. Особый правовой режим вводится для истощенных и деградированных земельных угодий, для восстановления угодий и недопущения их разрушения в будущем. Правовой режим земель сельхоз назначения, выделенных физическим лицам, может быть изменен, чему способствуют действия собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, обладающих правом самостоятельного хозяйствования на земле.

2. Государственный орган, специально уполномоченный по  регулированию правового режима земель. Регулирование правового режима земель как общего объекта правового режима осуществляют государственные органы общей компетенции — Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, его территориальные органы и Министерство имущественных отношений РФ. Регулирование правового режима отдельных категорий земель и земельных угодий осуществляют органы управления специальной компетенции.

3. Круг субъектов по использованию земель данной категории. Не все физические и юридические лица могут обладать правом собственности на земельные участки различных категорий, а лишь те, которые в соответствии со своим правовым статусом могут осуществлять тот или иной вид эксплуатации земли. • граждане, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; • хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации; • некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации; • казачьи общества; • опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные хозяйства научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования сельхоз профиля и общеобразовательных учреждений; • общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни, традиционного хозяйствования и традиционных промыслов (ст. 78 ЗК РФ).

4. Права и обязанности  субъектов зависят от используемого  объекта (особенности земли), и от правового статуса субъектов. Содержание прав и обязанностей зависит и от иных обстоятельств (ст. 40—43 ЗК РФ).

5.. К правовому и правоприменительному  механизмам относятся: ♦ наличие правовых норм, исполнение которых предотвращает нарушение правового режима земель и обеспечивает приоритет земель сельхоз назначения перед другими землями; ♦ разработка таких правовых норм, применение которых позволило бы устранить условия, способствующие нарушению правового режима земель; ♦ санкции за нарушение правового режима земель; ♦ порядок, позволяющий устранить нарушения режима использования земель.

Все субъекты правоотношений по использованию земель сельхоз назначения можно подразделить: = на субъекты в широком смысле — обладающие титулом на право использования земель (собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы); = субъекты в узком смысле — осуществляющие непосредственную эксплуатацию сельскохозяйственных угодий на законных основаниях без наличия титула на право их использования (работники сельскохозяйственных предприятий, лица, работающие по договору и т.п.). (ст. 78 ЗК РФ). Все правомочия субъектов по использованию земель сельхозназначения выражаются в трех основных функциях: владение, пользование и распоряжение земельными участками. Правомочия субъектов конкретизируются в каждом конкретном случае использования земель.

2. Подразделение понятий земли на общий, родовой и конкретный объект имеет теоретическое и прикладное значение, поскольку правовой режим использования земли подразделяется на общий, особенный и специальный. Земля как общий объект Любой земельный участок имеет природные особенности, свойственные всем видам земель: 1. Это территория, на которой располагаются природные объекты (водоемы, растительность) и объекты имущественного характера (строения, сооружения, другое недвижимое и движимое имущество). В силу этого первой обязанностью собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов является осуществление рациональной организации территории своих участков. «Рациональная организация территории» предполагает наличие в этой обязанности следующих признаков: - рациональное размещение и совмещение природных и имущественных объектов на территории земельного участка; - устранение отрицательных последствий от размещенных соседствующих объектов. 2. Это неперемещаемый объект, что является особенностью его правового режима и отличает его от режима обычного имущества: • если право собственности, владения, аренды на обычный имущественный объект возникает путем передачи имущества, то аналогичные права в отношении земельного участка возникают после установления границ этого участка на местности и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды этим участком; • поскольку при участии земли в гражданском обороте перемещается не земля, а пограничные линии, распределяющие и перераспределяющие права собственности, землевладения, землепользования и аренды, то в ходе использования земель неизбежно возникают отношения соседства. Земельно-соседские правоотношения имеют, как правило, две стороны: право на требование соседа определенных ограничений принадлежащих ему правомочий и обязанность подчиниться законным требованиям соседа об ограничении собственных правомочий в отношении использования своего участка. 3. это часть окружающей природы, является элементом экосистемы, а поэтому находится в сфере эколого-правового режима регулирования. 4. это сложное природное образование с зональными и региональными особенностями, обладающее устойчивой природной неоднородностью, которая является необходимым, а не случайным явлением. 5. Любому земельному участку, как и всякому имуществу, присуща порча, как от естественных природных процессов, так и от деятельности людей. В отличие от обычного имущества, которое, в конечном счете, изнашивается, устаревает, заменяется более ценным, земля не может быть заменена какими-то другими объектами и не устаревает, она вечно значима для человеческого общества. Однако ее использование обязательно сопряжено с охраной, и функция охраны земли является неотъемлемой частью функций использования земель: ◊ охрана земель планируется в государственном масштабе и является неотъемлемой функцией государственного регулирования землепользования; ◊ охране земель придан статус системы правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, защиту от вредных воздействий, восстановление продуктивности земельных угодий; ◊ система охраны земель включает в себя комплекс правовых мероприятий, позволяющих государству осуществлять всестороннее правовое воздействие на негативные формы хозяйственной эксплуатации земель. Это: ◊ нормирование предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитарно-бактериальных и радиоактивных веществ в почве; ◊ запрещение осуществления воздействия на землю без положительного заключения специальных экспертиз, дающих оценку отрицательного влияния на состояние земель и эффективности предусмотренных защитных мероприятий при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений, сооружений и технологий; ◊ экономическое стимулирование охраны земель; ◊ запрещение финансирования проектно-изыскательных работ для объектов, деятельность которых наносит вред земле. Земля как родовой объект - характеризует в качестве категории земельного фонда. Согласно ЗК РФ на категории делится весь земельный фонд РФ, т.е. нет земель вне категории. Земли сельхоз назначения как категории земельного фонда нельзя отождествлять с землями сельхоз использования — земельными угодьями, которые могут находиться и в других земельных категориях. Сельскохозяйственное назначение охватывает как выращивание сельскохозяйственной продукции, так и весь связанный с этим цикл. Следовательно, все земли, обслуживающие этот цикл, подпадают под понятие «земли сельхоз назначения». Непосредственное сельскохозпроизводство (выращивание сельхозкультур, откорм скота) невозможно без соответствующей инфраструктуры (дорог, жилых зданий, мастерских, складов и т.п.). «Чисто» сельскохозяйственными землями (сельскохозяйственными угодьями) являются земельные участки, используемые под выращивание сельскохозяйственных культур. Эти угодья подразделяют на биоценозы (естественные угодья) — не подвергнутые окультуриванию пастбища, сенокосы, луга и т.п. и агроценозы (окультуренные человеческим трудом) — пашня, многолетние насаждения, окультуренные (мелиорированные) пастбища, сенокосы и другие сельхозугодья. Все виды названных угодий являются природной машиной, которая либо сама, без вмешательства человека (естественные пастбища, сенокосы) производит сельскохозяйственную продукцию (кормовые травы), либо человеческий труд на ней позволяет получить сельскохозяйственные продукты (зерно, плоды, корнеплоды и т.п.).

3. Государственное управление  землей сельхоз назначения осуществляется преимущественно экономико-правовыми, а не административно-командными методами. Государство осуществляет следующие функции правового управления режимом земель сельхоз назначения. 1. Функция ведения учета и наблюдения за состоянием категории земель сельхоз назначения, который ведется в форме: а) земельного кадастра, позволяющего получить систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, о качестве и ценности земель. Организация ведения земельного кадастра возложена на органы местного самоуправления, а обеспечение работ по ведению кадастровой работы — на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; б) мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда, который позволяет своевременно выявить изменения, возникшие в нем, дать оценку негативным процессам, обеспечить предупреждение и устранение их последствий; в) выявление сельскохозяйственных земель, используемых не по целевому назначению, либо используемых неэффективно, либо выбывших из оборота, либо переведенных в менее ценные угодья.

2. Функция планирования  использования земельного фонда. Федеральная служба земельного  кадастра России осуществляет  экспертизу программ, схем и проектов  в части развития землевладения, землепользования, землеустройства и рационального использования земель. Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ совместно с органами местного самоуправления разрабатывают и выполняют федеральные программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими мероприятиями.

3. Функция распределения  и перераспределения земель и  создания специального фонда  перераспределения земель (ст. 80 ЗК  РФ).

4. Функция управления  порядком хозяйственной эксплуатации земель сельхоз назначения, которая осуществляется путем: ≈ применения и совершенствования налогообложения лиц, использующих земли сельхоз назначения; ≈ установления повышенных цен за экологически чистую продукцию, выращиваемую на землях сельхоз назначения; ≈ частичной компенсации расходов землепользователей из средств бюджета за снижение дохода, возникшее в результате временной консервации земель не по вине лиц, использующих эти земли; ≈ осуществления государственной экспертизы при размещении объектов, могущих отрицательно влиять на состояние земель и окружающей природной среды; организации выявления мнения населения через формы непосредственной демократии; ≈ установления нормативов предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитно-бактериальных и радиоактивных веществ в почве.

5. Функция контроля, задачей  которого является обеспечение  соблюдения всеми гражданами, организациями, должностными лицами и государственными  органами требований земельного  законодательства в целях эффективного использования и охраны земель. Государственный контроль осуществляется органами местного самоуправления, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его органами на местах и другими государственными органами. Функции санитарного контроля за технологией использования сельскохозяйственных земель осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Непосредственные контрольные функции на местах осуществляют специалисты-землеустроители Росземкадастра.

6. Охранительная функция обеспечения правового режима использования сельхоз земель. Основная работа по реализации этих функций возложена на федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и органы, местного самоуправления (и их администрацию). Правовые методы и формы осуществления оборота земель сельхозназначения Правовые методы осуществления оборота земель сельхоз назначения можно подразделить на два основных вида: административно-правовые и гражданско-правовые. Административно-правовой метод применяется в случаях: а) использования сельхозугодий с нарушением законодательства; б) при применении санкций (конфискация) за противоправное поведение собственников сельскохозяйственных угодий, т.е. даже и при правильной эксплуатации этих угодий (деяние совершено за пределами сферы сельскохозяйственной деятельности); в) при обстоятельствах, обязывающих государство осуществлять это административно-правовое вмешательство; г) при временно-вынуждающих обстоятельствах (реквизиция земельного участка). Административно-правовые методы выражаются в том, что: ~ от имени российского государства соответствующие государственные органы вправе осуществлять перераспределение этих земель, если они используются с нарушениями закона; ~ органы государственной власти субъектов РФ осуществляют принудительное перераспределение сельскохозяйственных угодий между собственниками, если в результате оборота этих угодий возникнут обстоятельства, требующие государственного вмешательства; ~ принудительное вмешательство в оборот земель сельхоз назначения может иметь и временно-вынужденный характер и прекращается с устранением обстоятельств, которые вызвали потребность в этом вмешательстве; д) органы судебно-исполнительного производства (судебные приставы-исполнители) осуществляют конфискацию сельскохозугодий на основании судебного решения в порядке санкции за совершение преступления (ст. 50 ЗК РФ) в специальном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 10.01.2003).

Информация о работе Правовой режим земель сельхозназначения