Правовой режим земель сельхозназначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 17:53, доклад

Описание работы

Землями сельхоз назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с территориальным планированием использования земель. Земли сельхоз назначения как объект правового режима имеют тройственную правовую характеристику: общий объект (часть земельного фонда), на который распространяется общий правовой режим использования земли; родовой объект (категория земель земельного фонда), на который распространяются правила особого правового режима, предназначенные для земель сельхоз назначения, а также непосредственный объект (как сельскохозяйственное угодье), на который распространяется действие норм земельного, финансового, и иных отраслей права. Перечень земель сельхоз назначения открытый и обозначен в ст. 77—82 ЗК РФ не является закрытым

Файлы: 1 файл

Правовой режим земель сельхозназначения.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

 Гражданско-правовой  метод применяется в регулировании оборота земель сельхоз назначения путем регулирования двусторонних сделок: а) купли-продажи сельхозугодий, при которой участок переходит к другому собственнику за деньги, передаваемые в ходе совершения этого договора; • в общем порядке (ст. 454—491, 549—558 ГК РФ); • в специальном порядке (приватизация, продажа с публичных торгов и т.д.). б) мены (ст. 567—571 ГК РФ), при которой либо происходит обмен угодьями, либо обмен угодий на определенные объекты недвижимости; в) ренты (ст. 583—605 ГК РФ), отличающейся от договора купли-продажи в основном рассроченными формами расчета за приобретенный земельный участок. Платежи по договору ренты бывают двух основных видов: ◊ бессрочная рента — при продаже земельного участка по договору постоянной ренты (ст. 589—595 ГК РФ). Приобретать земельные участки по такой форме ренты недопустимо у собственников — коммерческих организаций и допустимо лишь у граждан либо у таких некоммерческих организаций, которым закон не запрещает совершать подобные сделки и их совершение соответствует целям уставной деятельности этих организаций (п. 1 ст. 589 ГК РФ). Договор бессрочной (постоянной) ренты, таким образом, представляет собой возможность покупки земельного участка с рассрочкой платежа за него на неопределенное и длительное время; ◊ пожизненная рента (ст. 596—605 ГК РФ) применима лишь к случаям приобретения земельных участков у граждан (п. 1 ст. 596 ГК РФ) и определяется в договоре как денежная сумма, периодически выплачиваемая получателю ренты (бывшему собственнику участка) в течение его жизни (п. 1 ст. 597 ГК РФ). г) дарения (ст. 572—582 ГК РФ) и наследства, являющихся односторонними сделками, но отличающимися различной правовой природой. д) приобретение сельскохозяйственных угодий по наследству (ч. 3 ГК РФ): ~ осуществляется в форме односторонней сделки — завещания наследодателя (ст. 1118—1140 ГК РФ) или по основаниям, указанным в законе (ст. 1141 —1151 ГК РФ); ~ эта форма оборота одно из конституционных прав (п. 4 ст. 35 ГК РФ); ~ переход с/х угодья по наследству может осуществляться из частной формы собственности в частную и из частной формы собственности в публичную, но не наоборот; ~ переход наследственных прав на с/х угодье осуществляется в особом наследственно-процессуальном порядке, предусмотренном законом; е) аренды (ст. 606—625 ГК РФ), представляющей собой форму регулирования оборота земель сельхоз назначения, при которой включаемые в сферу частного капитала земельные участки не теряют титула публичной собственности. Правовые ограничения в обороте земель сельхозназначения Согласно п. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землями сельхоз назначения осуществляются свободно, если это не входит в противоречие с публичными интересами. Противоречие частных интересов публичным обусловлено тем, что земля представляет собой основу жизни и деятельности проживающих на ней народов (п. 1 ст. 9 Конституции РФ), а значит, и правовое регулирование оборота земель сельхоз назначения должно осуществляться с учетом интересов настоящего и всех будущих поколений. Правовые ограничения в обороте земель сельхозназначения обусловлены: а) особой значимостью земель сельхозназначения, в связи с чем оборот допускается при условии обеспечения целевого, рационального и эффективного использования этих земель; б) недопустимостью оборота иных сельскохозяйственных земель, внешне сходных с землями сельхоз назначения; в) недопустимостью возникновения в результате этого оборота латифундизма и минифундизма, т.е. концентрации земель сельхоз назначения в частной собственности отдельных лиц и чрезмерного дробления земельных участков в качестве объектов собственности; г) недопустимостью нарушения прав третьих лиц при осуществлении оборота земель сельхоз назначения и обязанности лиц, осуществляющих оборот этих земель, компенсировать потерпевшим стоимость понесенных ими убытков; д) потребностью в обеспечении приоритета публичных интересов: — российских граждан и юридических лиц перед иностранными; — приоритетного права в покупке земель сельхоз назначения субъектами РФ и органами местного самоуправления; — исключения из оборота тех видов земель сельхозназначения, которые имеют особую публичную значимость; е) потребностью привлечения к эксплуатации земель сельхозназначения наиболее эффективных хозяйствующих субъектов; ж) обеспечением равного доступа хозяйствующих субъектов к землям сельхозназначения и исключения монополизма; з) обеспечением эффективного государственного контроля за оборотом земель сельхозназначения, включающего в себя: - федеральный контроль за осуществлением оборота этих земель региональными (субъектами РФ) и муниципальными органами; - государственный учет земель, соблюдение ценовой дисциплины при их обороте и т.д.       

Правовая охрана земель сельхоз назначения - система правовых и иных мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий и ухудшения качественного состояния (ст. 12, 13 ЗК РФ). Целями охраны земель являются: = предотвращение деградации, загрязнения и захламления, нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности; = обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиям в результате хозяйственной деятельности. Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и др. мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельхоз оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Виды ответственности в земельном праве Административная ответственность. В статьях ЗК РФ и КоАП РФ установлено, что данный вид ответственности наступает за совершение таких правонарушений, как самовольное занятие земельных участков, загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами и отходами, порча и уничтожение плодородного слоя земли, искажение сведений о состоянии и использовании земель, порча сельскохозяйственных и иных земель, захламление земель и иные виды.

В ЗК РФ указано, что уголовная ответственность устанавливается УК РФ. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, охраняемым законом, правам и интересам собственников, землепользователей и арендаторов земли независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Она наступает при соблюдении нескольких условий: ♦ ущерб должен причиняться противоправным поведением виновного; ♦ при возникновении имущественного вреда; ♦ если имеется вина причинителя. Дисциплинарная ответственность регулируется трудовым законодательством.

 


Информация о работе Правовой режим земель сельхозназначения