Понятие правового режима земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 22:44, контрольная работа

Описание работы

Федеральный закон "О землеустройстве" от 18 июня 2001 г. относит к объектам землеустройства территории субъектов РФ, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков (ст. 1). На этих позициях находится и Федеральный закон "О государственном земельном кадастре" от 2 января 2000 г. (ст. 12). Это порождает проблему разграничения земельного участка и иных объектов, стоящих в данном ряду.

Содержание работы

1. Теоретический вопрос «Правовой режим земель»: понятие, особенности, значение…………………………………………………………………….…….3
1. Понятие правового режима земель
1.1 Понятие земельного участка и земли как природного объекта и природного ресурса………………………………………………………………3
1.2 Особенности понятия правового режима земель……………………...…..11
2. Понятие и виды категорий земель
2.1 Понятие категорий земель и виды категорий земель……………………..20
2.2 Особенности правового режима земель населенных пунктов…………....26
2. Задача…………………………………………………………………………..32
3. Тесты……………………………………………………………………...……33
4. Список используемой литературы…………………………………….……..35

Файлы: 1 файл

готов. Контр.Земельное право - копия.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

1. Теоретический вопрос «Правовой режим земель»: понятие, особенности, значение…………………………………………………………………….…….3

  1. Понятие правового режима земель

1.1 Понятие земельного участка  и земли как природного объекта  и природного ресурса………………………………………………………………3

1.2 Особенности понятия правового режима земель……………………...…..11

     2. Понятие и виды категорий земель

2.1 Понятие категорий земель  и виды категорий земель……………………..20

2.2 Особенности правового режима  земель населенных пунктов…………....26

2. Задача…………………………………………………………………………..32

3. Тесты……………………………………………………………………...……33

4. Список используемой литературы…………………………………….……..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретический вопрос:

«Правовой режим земель»: понятие, особенности, значение.

 

 Понятие правового режима  земель

 

1.1 Понятие земельного участка и земли как природного объекта и природного ресурса.

Понятие "земельный участок" используется различными отраслями права: гражданским, административным, налоговым, жилищным, земельным, водным и т.д. Для гражданского права оно вообще имеет особое значение, поскольку в ст. 130 Гражданского кодекса РФ земельный участок назван первым среди недвижимых вещей. Да и большинство остальных недвижимых объектов определяются посредством прочной связи с землей. Однако это понятие, от которого зависит правильное понимание и применение норм указанных отраслей, остается на сегодняшний день практически не исследованным. И в этих нормах, и в науке, и в практике оно употребляется в большинстве случаев как нечто само собой разумеющееся. К сожалению, действующее законодательство не дает единообразного определения земельного участка. Попытка обозначения его признаков встречается в актах гражданского и земельного законодательства, т.е. отраслей, содержащих нормы, специально посвященные правовому режиму земельных участков. Так Земельный кодекс РФ ст. 6 предлагает дефиницию: земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. В целом это определение созвучно положениям ст. 261 Гражданского кодекса РФ: территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. Однако в ст. 261 Г РФ, не содержащей четкого определения земельного участка, имеются и иные положения, которые могут быть использованы для такого определения. В соответствии с ними, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящееся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Указанные положения довольно дополняют весьма лаконичное и неполное определение, имеющееся в Земельном кодексе РФ.

Земельного участок- это поверхность земли; почвенный слой (ст. 6 ЗК РФ) и поверхностный почвенный слой (ст. 261 ГК РФ); границы (ст. 6 ЗК РФ) и территориальные границы (ст. 261 ГК РФ).

Норма ст. 16 ЗК РФ, согласно которой государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, едва ли не дословно воспроизводит положения ст. 214 ГК РФ, в которой, однако, употребляется не слово "земли", а слово "земля". На наш взгляд, понятие "земли", которое употребляет ЗК РФ, и понятие "земля", используемое ГК РФ, хотя бы в данном контексте можно рассматривать как тождественные. Земля наряду с земельными участками относится ст. 6 ЗК РФ к объектам земельных отношений и рассматривается как природный объект и природный ресурс. Характеристика названных понятий дана в Федеральном законе РФ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. В соответствии со ст. 1 названного Закона под природным объектом понимается естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природные ресурсы в соответствии с той же статьей понимаются как компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются, или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. К природным ресурсам, таким образом, относятся не все природные объекты, а лишь те, которые используются или могут быть использованы указанным в Законе образом и имеют потребительскую ценность. Понятие земли как природного объекта значимо исключительно с природоохранных позиций, но при определении земельного участка интереса не вызывает. Категория "земельный участок" возникает только в связи с наличным или предполагаемым использованием земли, что и означает рассмотрение ее в качестве природного ресурса.

Земля как природный ресурс и природный объект согласно ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" является объектом охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Отношения по охране земли имеют публично - правовой характер, поскольку направлены на защиту публичных интересов в области природопользования. Термину "земля", таким образом, законодательством придается публично-правовая окраска.

Федеральный закон "О землеустройстве" от 18 июня 2001 г. относит к объектам землеустройства территории субъектов РФ, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков (ст. 1). На этих позициях находится и Федеральный закон "О государственном земельном кадастре" от 2 января 2000 г. (ст. 12). Это порождает проблему разграничения земельного участка и иных объектов, стоящих в данном ряду.

Территориальное землеустройство включает в себя описание и установление границ его объектов (ст. 17, 19 Закона о землеустройстве). Эти границы фиксируются в землеустроительной документации, которая утверждается в порядке, определенном Положением о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 514. Причем, это относится к любому объекту землеустройства, а не только к земельному участку. Поэтому указаний ст. 6 ЗК РФ и ст. 261 ГК РФ на то, что земельный участок - это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены (определены) в порядке, предусмотренном земельным законодательства явно недостаточно для отграничения земель - участка от иных объектов землеустройства. Нельзя также при разграничении этих объектов земельного участка руководствоваться дополнительно лишь критерием, о котором упоминает ст. 261 ГК РФ: выдачей собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству документов на земельный участок. Такие документы могут быть фактически и не выданы. Это формальный момент, определяющий подтверждение права собственности, но не относящийся к характеристикам объекта этого права - земельного участка. Поэтому для разграничения земельного участка и иных объектов землеустройства необходимы дополнительные критерии.

Понятие территориальной зоны дано в Законе о государственном земельном кадастре как части территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы, которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, об охране окружающей природной среды и иным законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 1). Статья 85 ЗК РФ указывает, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные к жилым, общественно-деловым и иным территориальным зонам и т.д.

Земельный участок определяется в Законе как часть поверхности земли. Несомненно, что земля имеется здесь в виду как природный ресурс. Под поверхностью же понимается наружная часть чего-нибудь или общая часть двух смежных областей пространства. В нашем случае имеются в виду земное и воздушное пространства. И как наружная часть земли земельный участок может иметь лишь одну количественную физическую характеристику - площадь.

Определение земельного участка посредством указания на пространственный почвенный слой едва ли верно как по форме, так и по содержанию. Земельный участок – понятие не столько фактическое, сколько юридическое. Правовое содержание этого понятия не сводится только к тому, что властный орган должен установить границы и указать целевое назначение земельного участка. С правовых позиций земельный участок мыслится как объект идеальный и материальный одновременно. Материальность земельного участка состоит в том, что земная поверхность, составляющая его материальную суть, вполне реальна и воспринимаема нашими чувствами. Ее можно увидеть, потрогать и т.д. Абстрактность понятия "земельный участок" как раз и состоит в том, что с позиций права он рассматривается как некая идеальная поверхность (внешняя оболочка) земли как природного ресурса, важнейшего средства производства и вещественного фактора процесса труда, определяемая исключительно плоскостными границами. Поэтому для его индивидуализации определение глубинных границ безразлично. Глубина может характеризировать расположение объектов, созданных на земельном участке, место залегания посаженных семян, пород и т.д. Глубина разработки земельного участка его целевым назначением, а также строительными, сельскохозяйственными и иными нормами. Но глубина разработки не является глубиной самого земельного участка. Таким образом, специфика земельного участка как поверхности почвенного слоя состоит в том, что такая характеристика, как глубина характеризует не сам земельный участок, а находящий на нем продукты труда или даже естественный рельеф.

Поскольку земельный участок - понятие не только фактическое, но и юридическое, оно не должно и не может совпадать с натуралистическим, естественнонаучным определением его посредством слоя почвы. Земельный участок - правовая абстракция, за которой скрывается земная поверхность, а не слой плодородной земли (почвы). Это может быть и песок, и щебень, и монолитный камень. И тогда совершенно справедливыми выглядят имеющиеся в законодательстве указания на почву как на одну из возможных, но не единственную материальную составляющую земли и земельного участка (ст. 6 ЗК РФ, ст. 11 Закона о землеустройстве, преамбула Закона о недрах). Поверхность земли, отвечающая признакам земельного участка, не перестанет быть земельным участком лишь по той причине, что на ней отсутствует почва. Наличие или отсутствие почвы может повлиять лишь на содержание таких правовых характеристик земельного участка, как целевое назначение и разрешенное использование. Это, в свою очередь, может повлечь специфику земельно-правового режима участка, связанную с его использованием и выражающуюся в правах и обязанностях собственника, землевладельца или землепользователя, прежде всего, природоохранного свойства (например, возложение обязанности провести рекультивацию).

Критерием, в соответствии с которым земля как природный объект и природный ресурс делится на земли соответствующих категорий, является получившее закрепление в праве целевое назначение земли. Разрешенное же использование возникает как результат зонирования той пи иной категории земель. Таким образом, целевое назначение и разрешенное использование соотносятся как общее и частное. Не обращать внимания на эти категории, упоминаемые в весьма специальном Законе о государственном земельном кадастре, при определении земельного участка невозможно, как минимум, по двум обстоятельств вам. Во-первых, они учитываются на такой стадии территориального землеустройства, как определение вариантов использования земельного участка (ст. 16 Закона о землеустройстве). Возникновение же земельных участков и есть результат этого землеустройства. Во-вторых, Закон о государственном земельном кадастре говорит о разрешенном использовании не земель и не территориальных зон, а именно земельных участков. Это могло бы показаться случайностью, но о разрешенном использовании земельного участка говорят и ст. 40,42 ЗК РФ. Более того, в этих статьях и в ст. 45, 46, 95 ЗК РФ, а также в ст. 285, ГК РФ речь идет о целевом назначении земельного участка. В ст. же 42,45 и 46 ЗК РФ, так же, и в ст. 14 Закона о государственном земельном кадастре, говорится о принадлежности земельного участка к той или иной категории земель. Все это уже далеко не случайно и позволяет прийти к следующим выводам.

Таким образом, у земельного участка есть не только фактические характеристики (границы, площадь), но и юридические - целевое назначение и разрешенное использование. Эти юридические характеристики отличают земельный участи от земли - территории и земли-природного объекта и ресурса, но сближают его с понятиями "земли" и "территориальная зона".

Земельный участок - это поверхность земли, имеющая территориально-плоскостные границы, описанные и удостоверенные в порядке землеустройства, расположенная в границах соответствующей категории земель и территориальной зоны, и характеризующаяся определенным земельным законодательством целевым назначением и разрешенным использованием.

ГК РФ и ЗК РФ как об объектах права собственности говорят не только о земельных участках. Среди них упоминается и земля. Так, ст. 1 ЗК РФ к числу принципов земельного законодательства относит учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется, исходя из представлений о земле как о важнейшем природном объекте и ресурсе и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. Однако в ст. 6 ЗК РФ объекты земельных отношений уже не рассматриваются столь всеобъемлюще. Здесь происходит дифференциация "представлений о земле". Из перечисленных в этой статье объектов лишь земельные участки и их части могут рассматриваться как объекты права собственности и иных вещных прав. Но этим дело не заканчивается. Статья 16 ЗК РФ устанавливает так называемую презумпцию государственной собственности на землю, в соответствии с которой государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Но в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований находятся не земли, а земельные участки (ст. 15, 19 ЗК РФ). Да и в собственности РФ и ее субъектов тоже, как выясняется, находятся исключительно земельные участки (ст. 17, 18 ЗК РФ).

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", земля как природный ресурс не может быть ничем иным как природным объектом, который используется или может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источника энергии, продукта производства и предмета потребления и потребительскую ценность. Земля - это средство производства в сельском и лесном хозяйстве, основа осуществления хозяйственной и иной деятельности. Применить данное определение к земле можно, лишь абстрагируясь от указанных в нем способов использования природного ресурса. Но и здесь возникают проблемы. Если земля как природный ресурс уже используется на законных основаниях в хозяйственной или иной деятельности, то такое использование не может протекать иначе, как в виде использования земельного участка. Если же земля лишь может быть использована в хозяйственной или иной деятельности, то степень отдаленности такой перспективы может быть различной. В принципе может быть использована любая земля, даже та, отношения по поводу которой еще не затронуты регулированием иных природоресурсовых норм, кроме тех, которые в общем виде относят ее к природным ресурсам. Если же говорить о более близких перспективах, то они, как указано выше, предполагают подразделение земли на категории земель в соответствии с целевым назначением, а то и территориальное зонирование. И уж совсем реальна перспектива использования земли при возникновении земельного участка. Потребительская ценность земли в процессе приближения перспективы ее использования постоянно возрастает и меняется качественно: от абстрактной полезности к конкретным характеристикам в виде денежной цены.

Информация о работе Понятие правового режима земель