Правовой режим земель промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Осуществление любой промышленной деятельности трудно представить без использования земли, которая является основой для размещения зданий, строений различного целевого предназначения.
Земля - как объект использования и охраны является состав¬ной частью окружающей среды, охраняемой действую¬щим законодательством, обладающей признаками есте¬ственного происхождения, находящейся в экологиче¬ской цепи природных систем, способной выполнить эко¬логические, экономические,
культурные, оздоровитель¬ные функции и обеспечивать качество среды обитания человека.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………. ……… 3 - 5
Глава 1. Порядок управления землями промышленности.
1.1. Земельные правоотношения в сфере государственного управления землями: понятие, виды, субъекты и содержание…………………... 6-10
1.2. Земли промышленности, как категория земель ……………………... 11-12
1.3. Порядок управления землями промышленности …………………..... 13-14
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование рационального использования земель промышленности.
2.1. Рациональное использование земель промышленности …………….15 - 18
2.2. Нормативно-правовое регулирование рационального использования земель промышленности.………………………………………………19 - 22
Глава 3. Порядок предоставления и изъятия земель промышленности…... 23-30
Заключение …………………………………………………………………… 31-32
Список используемых источников …………………………………………..33-34

Файлы: 1 файл

курсовой. земельное право.docx.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)


33

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ

 

На тему: «Правовой режим земель промышленности».

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение ………………………………………………………………. ………  3 - 5

 

Глава 1.  Порядок управления землями промышленности. 

 

1.1.           Земельные правоотношения в сфере государственного управления землями: понятие, виды, субъекты и содержание…………………...  6-10

1.2.    Земли промышленности, как категория земель ……………………...  11-12 

1.3.   Порядок управления землями промышленности ………………….....  13-14

 

Глава 2. Нормативно-правовое регулирование рационального использования земель промышленности.

 

2.1.           Рациональное использование земель промышленности …………….15 - 18

2.2.           Нормативно-правовое регулирование рационального использования земель промышленности.………………………………………………19 - 22

 

Глава 3.  Порядок предоставления и изъятия земель промышленности…... 23-30

 

Заключение …………………………………………………………………… 31-32

 

Список используемых источников …………………………………………..33-34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

       Осуществление любой промышленной деятельности трудно представить без  использования земли, которая является основой для размещения зданий, строений различного целевого предназначения. [9, с.348]

           Земля - как объект использования и охраны является состав­ной частью окружающей среды, охраняемой действую­щим законодательством, обладающей признаками есте­ственного происхождения, находящейся в экологиче­ской цепи природных систем, способной выполнить эко­логические, экономические,

культурные, оздоровитель­ные функции и обеспечивать качество среды обитания человека.

         Термин "земля" употребляется в различных значениях: поверхность, почва, грунт, местность, территория, объект собственности, пользования или аренды, составная часть окружающей среды. Кроме того, данный термин может означать земной шар, планету как космический объект и часть мирового пространства. В этом значении Земля может рассматриваться как объект международного косми­ческого права. Как основа жизни человека, важнейшее условие существования человеческой цивилизации земля выступает в качестве среды обитания человека, расти­тельного и животного мира. Будучи объектом природы, земля является компонентом окружающей среды. В этом качестве она представляет собой объект правового регу­лирования, объект использования и охраны. Земля рас­сматривается также как объект правового регулирования земельного права, когда под ней понимается располо­женная над недрами часть земной коры, именуемая по­чвенным слоем или территорией. [12 , с. 5]

     Как природный объект земля выполняет три основные функции:

1.      экологическую;

2.      экономическую;

3.      культурно-оздоровительную.

       Детальное рассмотрение вышеуказанных функций позволит боле полно раскрыть сущность термина «земля» в его значении и многообразии, что в дальнейшем поможет дать более точную и объективную оценку рассматриваемым вопросам в моей курсовой работе по теме: «Правовой режим земель промышленности». 

1. Экологическая функция земли заключается во взаимо­связи неорганической и органической материи, погло­щении углекислоты, переработке органической материи в неорганическую. Данная функция земли, как и любого другого природного объекта, является главной и опре­деляющей функцией объектов природы, выполнение ко­торой позволяет природному объекту находиться в есте­ственной взаимосвязи с природой. Разрыв такой связи влечет за собой переход природного объекта в разряд социальных предметов. Она выражает экологические ин­тересы человека, а, следовательно, и всего общества в чистой, здоровой, продуктивной и многообразной ок­ружающей среде. Данная функция в некоторой степени, как и последующие, находит свое отражение и закрепление в ст. 46 Конституции Республики Беларусь:

- Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

    Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. [1, ст.46]

2. Экономическая функция земли связана с процессом ис­пользования, потребления и преобразования природы че­ловеком. Земля рассматривается как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, как пространственный операционный базис строительства зданий и сооружений. Являясь составной окружающей частью

среды и выступая в качестве природного ресурса, земля служит источником экономического потребления человеком природы, источ­ником удовлетворения материальных потребностей и ин­тересов человека, который извлекает из нее полезные для себя вещества и использует ее полезные свойства. В частности, земля — основное средство производства в аграрном секторе экономики и лесном хозяйстве.

      Культурно-оздоровительная функция земли заключает­ся в возможности размещения на той или иной террито­рии культурных и оздоровительных учреждений. Являясь источником природных богатств, земля с ее недрами, ле­чебными источниками, минеральными водами играет большую роль в оздоровлении человека, организации его лечения и отдыха за счет использования ее лечебных свойств. Земля выступает как земельное пространство для организации природных комплексов, специально обособ­ленных с целью заповедной охраны, имеющих особое эко­логическое, научное, культурное, эстетическое и исто­рическое значение. [12, с. 5-6]

          Таким образом, земля — это охраняемый законом объект природы, представляющий собой определенную территорию со всеми ее естественными взаимосвязанными и взаимообус­ловленными компонентами, выполняющий экологические, эко­номические и культурно-оздоровительные функции.  Необходимо отметить, что земельные ресурсы включают все виды земель: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, курортов, заповедников, государственного лесного фонда.

            В свою очередь, считаю необходимым отметить, что земельный фонд Республики Беларусь остается неизменным и на начало 2009 года составляет 20,8 млн. га. В Европе по этому показателю Беларусь занимает 12 — 13 место, следовательно, большинство европейских государств обладают гораздо меньшими земельными ресурсами.  При  этом площадь сельскохозяйственных земель составила 9307,2 тыс. га (44,8%), лесные и прочие лесопокрытые земли - 8366,2 (40,3%), земли, находящиеся под болотами - 961,3 (4,6%), под во-
дой  - 477,1 (2,3%), земли населенных пунктов - 379,6 (1,8%), промышленности, транспорта и иного назначения - 848,4 (4,1%),

          За последние 20 лет в земельном фонде Республики Беларусь произошли значительные структурные измене­ния. Процессы перераспределения земельного фонда проходили сложным путем. Земельные преобразования обус­ловлены изменением системы сложившихся земельных от­ношений, связанных с введением различных форм соб­ственности и хозяйствования на земле.

   Итак, земля как объект использования и охраны, буду­чи составной частью окружающей среды, выступает в ка­честве природного объекта, природного ресурса и природ­ного комплекса. [12, с. 7-8]  

 

Глава 1.  Порядок управления землями промышленности.

1.1.         Земельные правоотношения в сфере государственного управления землями: понятие, виды, субъекты и содержание.

По общему правилу, под государственным управлением земельными

ресурсами понимается целенаправленная деятельность государственных органов по организации использования земель и их охране. [8, с. 98]

        До 1970-х гг. советское земельное законодательство и научная литература называли рассматриваемую категорию земель землями специального назначения, или «спецземлями». В дореволюционное время земельные отношения регу­лировались преимущественно гражданским правом в свя­зи с тем, что земля объявлялась недвижимостью, объек­том купли-продажи, дарения, залога, аренды, наследова­ния и других гражданско-правовых сделок.

        Принятыми, сразу после свершения Октябрьской соци­алистической революции 1917 г., на втором Всероссийском съезде Советов Декретом "О земле", последующими нор­мативно-правовыми актами Советского государства - част­ная собственность на землю была отменена, земля изъята из гражданского оборота и передана в исключительную собственность государства.

    Поскольку земельные отношения складывались на базе исключительной государственной собственности на землю, их содержание определялось как отношение между государ­ством, в лице его соответствующих органов, с одной сто­роны, и организациями, предприятиями, гражданами, ко­торым земля предоставлялась в пользование, — с другой.   В последующий период взгляд на земельные отношения несколько изменился: они стали рассматриваться как обще­ственные отношения, возникающие по поводу предостав­ления права использования, изъятия и охраны земель. В связи с переходом к экономическим реформам в государ­ствах — членах СНГ после распада СССР сопровождается денационализацией природных ресурсов. [12, с. 14]

      Устанавливается множественность форм собственности на природные ре­сурсы, в том числе на землю — право государственной и частной собственности.

В большинстве бывших советских республик земля включается в хозяйственный оборот, объявляется недвижимостью, предметом купли-продажи, аренды, залога, наследования. [10, с. 30]

           В данный период, земельные отношения следует рас­сматривать как общественные отношения, возникаю­щие по поводу использования и охраны земель. Земель­ные отношения, урегулированные нормами права, вы­ступают как земельные правоотношения. Являясь конечным результатом функционирования механизма земельного права, земельные правоотношения пред­ставляют собой правовую форму опосредования земель­но-правовыми нормами общественных отношений по по­воду земли.

     Земельные правоотношения, будучи едиными по своей юридической форме, подразделяются в зависимости от присущих им существенных признаков на определенные виды. В зависимости от содержания правоотношений, прав и обязанностей их участников земельные правоотношения классифицируются по основным институтам земельного права на 5 видов:

- правоотношения собственности на землю;

- правоотношения в сфере государственного управле­ния землями;

     - правоотношения в области землевладения и земле­пользования;

- правоотношения в области использования земель;

     - правоотношения в области охраны земельных прав. [12, с. 15]

      Наряду с отношениями по поводу использования и ох­раны земли как объекта жизнедеятельности человека зе­мельные правоотношения собственности на землю имеют определяющее значение и лежат в основе всех других зе­мельных правоотношений, имеющих производный и зави­симый от них характер. С отменой монополии государствен­ной собственности на землю и включением ее как недви­жимости в систему рыночных отношений отношения собственности на землю приобрели характер имуществен­ных отношений, регулируемых гражданским, земельным и иным специальным законодательством. В зависимости от форм земельной собственности правоотношения подразде­ляются на правоотношения частной и государственной соб­ственности, которые, в свою очередь, в соответствии с ка­тегориями субъектов права собственности могут подразде­ляться на подвиды. Так, правоотношения частной собственности на землю представлены правоотношениями собственности на землю физических и юридических лиц. [12, с. 16]

         Земельные правоотношения в сфере государственного уп­равления землями выступают по форме как администра­тивно-правовые. К земельным правоотношениям по госу­дарственному управлению соответственно направленнос­ти деятельности по управлению землями относятся:

- правоотношения по ведению государственного земельно­го кадастра,

- планированию,

- использования и охраны зе­мель,

    - предоставлению земельных участков,

    - землеустрой­ству,

    - осуществлению государственного контроля за исполь­зованием и охраной земель,     

    - ведению мониторинга земель,

    - а также разрешению земельных споров.

      Классификация право­отношений в области управления и использования земель может произ­водиться в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель, выделяемой в соответствии с основным целевым назначением.    По данному критерию, видами земельных правоотно­шений в сфере государственного управления являются правоотношения по ис­пользованию земель, в том числе земель  промышленности,  транспорта, связи, энерге­тики, обороны и иного назначения. [10 , с. 16 ]

       Данная классификация правоотноше­ний также применима  к составу земель каждой отдельной категорий.

          Итак, землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.

     Кроме того, правоотношения в области пользования классифицированы и по таким признакам, как субъект - это граж­дане и юридические лица, наделенные земельными пра­вами и несущие определенные обязанности, предусмот­ренные земельным законодательством, осуществляющие использование земельного уча­стка, соблюдающие условия предоставления земельного участка в зави­симости от сроков пользования и его целевого назначения.

      В зависимости от содержания прав и обязанностей уча­стников правоотношений охранительные земельные право­отношения имеют место в случаях нарушения земель­ного законодательства, невыполнения обязанностей по рациональному использованию и охране земель, влекущие применение мер правовой ответственности и возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства.        

    Земель­ные правоотношения, связанные с причинением право­мерного вреда землям и причинением убытков собственникам земли, землепользователям, землевладельцам и арен­даторам при отсутствии вреда причинителя составляют особую разновидность охранительных земельных правоот­ношений.

Информация о работе Правовой режим земель промышленности