Правовой режим земель промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Осуществление любой промышленной деятельности трудно представить без использования земли, которая является основой для размещения зданий, строений различного целевого предназначения.
Земля - как объект использования и охраны является состав¬ной частью окружающей среды, охраняемой действую¬щим законодательством, обладающей признаками есте¬ственного происхождения, находящейся в экологиче¬ской цепи природных систем, способной выполнить эко¬логические, экономические,
культурные, оздоровитель¬ные функции и обеспечивать качество среды обитания человека.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………. ……… 3 - 5
Глава 1. Порядок управления землями промышленности.
1.1. Земельные правоотношения в сфере государственного управления землями: понятие, виды, субъекты и содержание…………………... 6-10
1.2. Земли промышленности, как категория земель ……………………... 11-12
1.3. Порядок управления землями промышленности …………………..... 13-14
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование рационального использования земель промышленности.
2.1. Рациональное использование земель промышленности …………….15 - 18
2.2. Нормативно-правовое регулирование рационального использования земель промышленности.………………………………………………19 - 22
Глава 3. Порядок предоставления и изъятия земель промышленности…... 23-30
Заключение …………………………………………………………………… 31-32
Список используемых источников …………………………………………..33-34

Файлы: 1 файл

курсовой. земельное право.docx.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

       Рассматривая вопрос рационального использования земель промышленности,  нельзя оставить без внимания тему уделяемую мерам охраны  окружающей  природной  среды, так как, охрана окружающей среды является неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого экономического и социального развития общества.   Требование рационального использования земли неотделимо от её охраны. [12, с. 94]

      При этом стоит отметить, что  нерациональное использование земли приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению её природных свойств. Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения поверхности земли, повышение плодородия почв и сохранение их природных качеств и свойств.  

       Охрана земель только тогда может быть эффективной, когда обеспечивается рациональное землевладение и землепользование.

     Таким образом, под охраной земель понимается система правовых, орга­низационных, экономических и других мероприятий, на­правленных на рациональное использование земель, на защиту их от вредных антропогенных воздействий, что положительно повлияет на воспроизводство и повышение плодородия почв и продуктивности земель.[12, с. 95]

          При  выполнении   строительных   работ   и   эксплуатации   предприятий   на землепользователей  возлагается  обязанность  принимать   меры   по   охране окружающей среды, рациональному  использованию  природных  ресурсов,  благоустройству территорий и оздоровлению окружающей среды.

           Как правило, в  большинстве  случаев,  проекты пользования землями промышленности проходят процедуру оценки воздействия  на окружающую среду и экологической экспертизы.

          Так, мероприятия по охране земель должны включаться:

- в проектную документацию на размещение, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и снос объектов промышленности, транспорта, связи, обороны, коммунального, лесного, водного и сельского хозяйства, а также иных объектов, оказывающих воздействие на землю. [2,  абзац 2 ч. 2 ст. 89]

            Юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них, осуществляют мероприятия по охране земель в соответствии с утвержденными ими планами, согласованными с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Планы по охране земель должны содержать сведения о гарантированных объемах и источниках финансирования мероприятий по охране земель. [2, ч. 3 ст. 89]

          Интенсивный характер землепользования и особая роль земли как компонента природной среды требуют осуществления постоянного контроля за ее состоянием и на современном этапе. В условиях рыночной экономики государственный контроль за охраной и использованием земель является одной из важнейших функций органов государственного управления и представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, направленную на выявление, предотвращение, устранение нарушений земельного законодательства, носящую всеобщий и постоянный характер. В нашем государстве осуществление такого контроля урегулировано, прежде всего,  Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, а также Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Охватывая все категории земель земельного фонда, они распространяются на всех землевладельцев, землепользователей и собственников земель. [9, с. 350]

         Таким образом, рассматривая данный вопрос, считаю необходимым подчеркнуть, что охрана земель промышленности  включает систему мероприятий, направленных на предотвращение деградации земель, а так же на восстановление земель соблюдением основного целевого назначения земель, установленных законодательством об охране и использовании земель, соблюдая установленный  порядок, условия и ограничения использования земель для конкретно предусмотренных  целей. Особенности охраны земель определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

[10, с.15] 

 

 

2.2.           Нормативно-правовое регулирование рационального использования земель промышленности.

      

      В соответствии со статьей 2 Кодекса Республики Бела­русь о земле, земельные отношения в нашем государстве регулируются Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Кодексом о земле, а также при­нимаемыми в соответствии с ними другими актами законо­дательства. [2, ч.1 ст. 2]

          Одним из важнейших источников земельного права в иерархии подзаконных актов являются постановления Правительства – Совета Министров Республики Беларусь, который в соответствии со ст. 106  Конституции Республики Беларусь осуществляет исполнительную власть и является центральным органом государственного управления. Нормативные правовые акты Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, нормативных актов Президента и имеют в соответствии со ст.108 Конституции Республики Беларусь обязательную силу на всей территории страны. [12, с. 11] 

           В соответствии со ст. 3  Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» от 7 июля 1998 г. № 424-З (с изменениями и дополнениями) Правительство в пределах Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь осуществляет контроль за их исполнением, подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями.  [4, ст. 3]

        Тем самым,  осуществляет  единую государственную политику в области регулирования земельных отношений, охраны и рационального использования земель, в том числе,  регулирования и рационального использования  земель промышленности. [12, с. 12]

              К числу таковых, можно отнести ряд нормативных правовых актов законодательства Республики Беларусь, осуществляющих регулирование использования земель, в том числе и земель промышленности:

 

-  Закон Республики Беларусь "Об аренде" от 12 декабря 1990 г. № 460-IIX; (с изменениями и дополнениями);

-  Закон Республики Беларусь "О местном управлении и само­управлении в Республике Беларусь" от  4 января 2010 г.  №  108 - З;

-  Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" от 26 ноября 1992 г. № 1982 - XII ( c изменениями и дополнениями);

- Указ Президента Республики Беларусь «Об изъятии и предоставлении земельных участков» от 27 декабря 2007г. № 667 (с изменениями и дополнениями);

- Положение «О порядке изъятия и предоставления земельных участков», утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667,

- Положение «О порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам», утверждённое  Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667,

- Инструкция по установлению, восстановлению и закреплению границ земельных участков. Утверждена постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 16 мая 2002 г. № 3

        Нормы гражданского законодательства применяются к земельным отношениям с учетом положений, установлен­ных земельным законодательством. [13]

              Вопросы использования и охраны земель в Республике Беларусь регулируются актами земельного законодатель­ства. Среди них, упомянутые ранее, Кодекс Республики Беларусь о земле, за­коны Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь, Поста­новления Правительства, приказы и инструктивный мате­риал Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.    

       Основной целью земельных преобразований в Республике Беларусь является обеспечение охраны и рационального использования земель как важнейшего компонента природной среды. Одним из главных средств достижения этой цели служит государственный контроль за охраной и использованием земель. В связи с чем, особое внимание уделяется проблемам осуществления государственного контроля на современном этапе, обосновывается практическая важность совершенствования государственного контроля за использованием и охраной земель промышленности. [13]

        Содержащиеся в эколого-правовых и земельно-право­вых нормах правовые меры по обеспечению охраны, вос­становлению, улучшению состояния и рациональному ис­пользованию природных объектов, ресурсов и комплексов подразделяются на:

-  предупредительные меры;

-  запретительные меры;

-  восстановительные меры;

-  карательные меры.

       Нормы Кодекса Республики Беларусь о земле, о воз­мещении в полном объеме убытков, причиненных нару­шением прав землепользователей, землевладельцев и соб­ственников земельных участков (рассматриваемых в главе 7 ст.ст. 69 -76) том числе, о возврате самовольно занятых земельных участков и приведении их в пригодное для использования состоя­ние за счет самовольно занявших эти участки юридичес­ких лиц относятся к восстановительным ме­рам.        Сюда же можно отнести нормы,  указанные в главе 6 Закона Респуб­лики Беларусь «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми юридические лица, граждане, должностные лица, причинившие вред окружающей сре­де вследствие нарушения ими природоохранного зако­нодательства, обязаны возместить его в соответствии с законодательством.[3, глава 6]

К карательным мерам можно отнести нормы, содержа­щиеся в земельном законодательстве, в соответствии с которыми лица, виновные в:

-  самовольном занятии земельных участков;

-  порче сельскохозяйственных и других земель, загряз­нении их химическими и

радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными   водами;

- засорении земель строительными, бытовыми и дру­гими отходами, отбросами;

- размещении, строительстве, проектировании, вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на со­стояние земель, неиспользовании земельных участков или использовании их не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;

- невыполнении требований природоохранного режи­ма использования земель;

-  использовании земельных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предоставляются;

-   невыполнении условий снятия, хранения и нанесе­ния плодородного слоя почвы;

-  несвоевременном возврате временно занимаемых зе­мель или невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;

-  искажении сведений, содержащихся в земельно-ка­дастровой книге сельского (поселкового) исполнительно­го и распорядительного органа, города, района, государ­ственной регистрации, учета и оценки земель, — несут гражданскую, административную или уголовную ответ­ственность в соответствии с законодательством Республи­ки Беларусь. [ 13]

         Итак, учитывая сказанное, можно сделать вывод о том, что под правовым режимом регулирования рационального использования земель промышленности понимается совокупность всех действующих правовых предписаний, определяющих разрешенное использование земель, их охраны, учета и мониторинга, в соответствии с принадлежностью земельных участков к указанной категории земель и территориальным зонированием.

             Из чего видно, что в республике на законодательном уровне созданы все необходимые условия для обеспечения повышения эффективности использования земельных ресурсов вышеуказанной категории земель, в том числе  и расширения возможностей по привлечению частных инвестиций в развитие промышленности.

Глава 3.  Порядок предоставления и изъятия земель промышленности.

          Частная собственность на землю и обеспечение земельными участками со вступлением в силу с 1 января 2009 г. Кодекса Республики Беларусь о земле расширены возможности по приобретению землепользователями земельных участков в частную собственность.  Согласно статье 12, право иметь земельные участки в частной собственности для определенных законодательством целей предоставлено:

- гражданам Республики Беларусь независимо от наличия у них статуса постоянно проживающих на территории Республики Беларусь;

- иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность;

- негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь;

- международным организациям для размещения своих представительств.

[2, ст. 12]

          Ранее  (согласно ст. 12 Кодекса о земле 1999 г.) земельные участки могли передаваться в собственность юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями, только при приватизации объектов государственной собственности и при осуществлении инвестиционных проектов. Решение о передаче земельных участков в собственность юридическим лицам Республики Беларусь принималось Президентом. Указ № 667 и новый Кодекс о земле сняли, некоторые ограничения в отношении этих субъектов.

Информация о работе Правовой режим земель промышленности