Шпаргалка по "Физиология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 21:41, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 9 экзаменационных вопросов.
...
8. Болевая чувствительность
9. Слуховой анализатор и вибрационная чувствительность

Файлы: 1 файл

анатомия.docx

— 448.63 Кб (Скачать файл)

Учебная работа учеников прежде всего отражается на нервной системе, через которую определенная нагрузка передается на мышечную и другие системы организма. Действие этой нагрузки сказывается прежде всего в нарушении согласованной работы систем организма и связи организма с внешней средой. Процесс нарушения связи коры головного мозга с внешней средой физиологи определяют как утомление,понимая под последним временное снижение работоспособности клеток мозговой ткани, а также организма в целом. Развитие утомления связано с изменениями, происходящими в центральной нервной системе, нарушениями проведения нервных импульсов в синапсах.

Скорость наступления утомления  зависит от состояния нервной  системы, частоты ритма, в котором  производится работа, и от величины нагрузки.

Неинтересная работа быстрее вызывает наступление переутомления.

Следовательно, утомление-это физиологический  процесс, лишь временно нарушающий деятельность мозговых клеток. С физиологической  точки зрения утомление является конечной степенью торможения, которое  охватывает вначале только кору головного  мозга, а затем распространяется на более низшие отделы нервной системы, ослабляя человеческий организм.

Если наступающее утомление  не сменяется отдыхом, необходимым  для восстановления нормального  состояния клеток, то оно переходит  в переутомление.

Переутомление весьма болезненно для  организма, т.к. связано с превышением  функциональной возможности клеток. Переутомление организма проявляется  в расстройстве сна, потери аппетита, головных болях, безразличии к происходящим событиям, снижении памяти и внимания. Резко сниженная при этом умственная работоспособность организма отражается на успеваемости детей. Длительное переутомление  ослабляет сопротивляемость организма  к различным неблагоприятным  влияниям, в том числе и к  заболеваниям.

Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие  чрезмерной или неправильно организованной учебой и внеклассной работы, сокращения продолжительности сна, отдыха на открытом воздухе, нерационального питания.

Работоспособность

Под работоспособностью понимается способность  человека развить максимум энергии  и, экономно расходуя ее достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным выполнением различных  физиологических систем организма  при их синхронной, скоординированной  деятельности.  Умственная и  мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей.

Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и  гетерохронно, подобно изменению  других признаков, отражающих развитие организма.

Фазы работоспособности. Во всякую работу, в том числе и умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности,когда относительно высокие уровни качественных и количественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно.

Спустя некоторое время начинает развивается утомление и проявляется ее третья фаза – снижение работоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению.

Развивающееся утомление- естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей детей.

Психогигиена

Означает сохранение и укрепление в процессе учебно-воспитательного  процесса психического здоровья у детей  и подростков, предупреждение неврозов.

Неврозы – временное нарушение нормальной деятельности нервной системы возбудительного или тормозительного характера.

Причинами осуществления психогигиены являются:

Акцентуация одной или нескольких характереологических черт ребенка (преобладание возбудительного или тормозного характера). Эта особенность требует  реализации основного педагогического  принципа-индивидуализации и диференции подхода к процессу обучения и  воспитания.

Вербальные воздействия физического, психического и морального характера.

Фобии – страх, тревога.

Дидактогенные неврозы- возникающие по вине воспитателя, учителя, руководителя.

Депривация или депривированность- голод общения, внимания.

Соблюдение режима дня и его  основных принципов.

Принципы режима дня:

Гигиенически обоснованное чередование  различных видов деятельности по принципу “ не повреди”.

Своевременное чередование умственных нагрузок с физическими.

Максимальное пребывание в активном двигательное режиме на отрытом воздухе.

Полноценное, правильное, калорийное, витаминизированное, своевременное, калорийное питание.

Гигиенически полноценный сон.

Учет динамики работоспособности  ребенка. Динамика работоспособности  должна учитываться при составлении  режима дня и учебного расписания.

Различают легкие, средней тяжести  и трудные уроки.

К легким урокам относятся уроки, не требующие больших затрат нервной  энергии, эмоционально насыщенные и  сопровождающиеся высокой двигательной активностью – труд, музыка, рисование, физкультура.

Средней трудности- предметы общеполитического цикла, гуманитарные, языки, частично биология, зоология, химия.

К трудным предметам- математика, физика, черчение.

В течение учебного дня умственная работоспособность школьников нарастает  от первого ко второму- третьему уроку (период врабатывания и оптимум работоспособности). С третьего урока у младших школьников и с четвертого у старших работоспособность      начинает      снижаться.

Аналогичная динамика умственной работоспособности  наблюдается и в течение учебной  недели. Если принять нормальную работоспособность  за 100 %, то в понедельник она будет  равняться 98 % ( период врабатывания), во вторник 105 %, в среду 109 % ( оптимум), в четверг работоспособность снижается до 96 %, в пятницу до 95 %,   в субботу до 94 %

Педагогическая культура родителей  и тесное взаимодействие школы с семьей.

Закаливание, занятия физкультурой и спортом.

Учет половых, возрастных, индивидуальных, физиологических и психологических особенностей.

Создание комфортных, микро- климатических условий.

Создание оптимального психологического микроклимата.

Возрастные особенности и гигиена анализаторов

 

Анализатором называется часть нервной системы, состоящая из множества специализированных, воспринимающих рецепторов, а также промежуточных центральных нервных клеток и связывающих нервных волокон. Работы анализатора начинается с восприятия внешних раздражителей рецепторами – физической или химической энергии, трансформации ее в нервные сигналы и передачи в центральную нервную систему. Завершается работа анализатора высшим анализом и синтезом, т.е. опознаванием образа. Анализатор состоит из трех взаимосвязанных отделов: периферического, проводникового, центрального.

Все части анализатора действуют  как единое целое. Нарушение деятельности одной из частей вызывает нарушение  функций всего анализатора.

Анализаторы или органы чувств обеспечивают взаимосвязь организма с внешней  средой благодаря воздействию на рецепторы, которые делятся по месту  своего расположения на экстерорецепторы (воспринимают раздражения внешней  среды, снаружи вне), на интерорецепторы  ( расположены в тканях внутренних органов, внутри), проприорецепторы (находятся в мышцах, сухожилиях и суставах и воспринимают сокращения и растяжения мускулатуры).

Среди сенсорных систем организма  различают зрительную, слуховую, вестибулярную, вкусовую, обонятельную системы, а также  соматосенсорную систему, рецепторы  которой расположены в коже и  воспринимаю! прикосновение, давление, вибрацию, тепло- холод, боль; в соматосенсорную систему также поступают импульсы от проприорецепторов, воспринимающих движения в суставах и мышцах.

Отличительными особенностями анализаторов являются:

 

Высокая специфичность воздействующего  агента ( т.е. свет на зрение, звук на слух, тепло- холод на кожу и т.д.)

Тесная взаимосвязь и взаимозаменяемость анализаторов (если человек слеп, то хорошо развита слуховая система).

Способность адаптации к силе раздражителя, как к малому, так и к большому ( опоздала в кино, светлый коридор, забегаю в темный зал) в начале ничего не вижу, затем постепенно начинаю различать предметы.

Ответная реакция на сверхсильный раздражитель другим анализатором ( удар по голове- искры посыпались из глаз).

Зрительный анализатор

Строение глаза

Зрительное восприятие начинается с проекции изображения на сетчатку глаза и .возбуждения фоторецепторов, трансформирующих световую энергию в нервное возбуждение. Сложность зрительных сигналов, поступающих из внешнего мира, необходимость активного их восприятия обусловила формирование в эволюции сложного оптического прибора. Этим периферическим органом зрения- являетсяглаз.

Форма глаза шаровидная. У взрослых диаметр его составляет около 24 мм, у новорожденных –  около 16 мм. Форма глазного яблока у новорожденных более шаровидная, чем у взрослых. В результате такой формы глазного яблока новорожденные дети в 80-94% случаев обладают дальнозоркой рефракцией.

Рост глазного яблока продолжается после рождения. Интенсивнее всего  оно растет первые пять лет жизни, менее интенсивно до 9-12 лет.

Глазное яблоко состоит из трех оболочек—наружной, средней и внутренней.

Наружная оболочка глаза- склера или белочная оболочка. Это плотная непрозрачная ткань белого цвета, толщиной около 1 мм. В передней части она передней части она переходит в прозрачную роговицу. Склера у детей тоньше и обладает повышенной растяжимостью и эластичностью.

Роговица у новорожденных  детей более толстая и выпуклая . К 5 годам толщина роговицы уменьшается, а радиус кривизны ее с возрастом почти не меняется. С возрастом роговица становиться более плотной и ее преломляющая сила уменьшается. Под склерой расположена сосудистая оболочка глаза. Толщина ее 0,2-0,4 мм. Она содержит большое количество кровеносных сосудов. В переднем отделе глазного яблока сосудистая оболочка переходит в ресничное ( цилиарное) тело и радужную оболочку (радужку).

В ресничном теле расположена  мышца, связанная с хрусталиком  и регулирующая его кривизну.

Хрусталик- это прозрачное эластичное образование имеющее форму двояковыпуклой линзы. Хрусталик покрыт прозрачной сумкой, по всему его краю к ресничному телу тянутся тонкие, но очень упругие волокна. Они сильно натянуты и держат хрусталик в растянутом состоянии. Хрусталик у новорожденных и детей дошкольного возраста более выпуклой формы, прозрачен и обладает большей эластичностью.

В центре радужки имеется  отверстие- зрачок. Величина зрачка изменяется, отчего в глаз может попадать большее или меньшее количество света. Просвет зрачка регулируется мышцей, находящейся в радужке. Зрачок у новорожденных узкий. В возрасте 6-8 лет зрачки широкие в следствие преобладания тонуса симпатических нервов, иннервирующих мышцы радужной оболочки. В 8-10 лет зрачок вновь становиться узким и очень живо реагирует на свет. К 12-13 годам быстрота и интенсивность зрачковой реакции на свет такие же , как у взрослого.

Ткань радужной оболочки содержит особое красящее -вещество- меланин. В зависимости от количества этого пигмента цвет радужки колеблется от серого и голубого до коричневого почти черного. Цветом радужки определяется цвет глаз. При отсутствии пигмента (людей с такими глазами называют альбиносами) лучи света проникают в глаз не только через зрачок, но и через ткани радужки. У альбиносов глаза имеют красноватый оттенок. У них недостаток пигмента в радужке часто сочетается с недостаточностью пигментации кожи и волос. Зрение у таких людей понижено.

Между роговицей и радужкой, а также между радужкой и хрусталиком  имеются небольшие пространства, называемые соответственно передней и  задней камерами глаза. В них находится  прозрачная жидкость. Она снабжает питательными веществами роговицу и  хрусталик, которые лишены кровеносных  сосудов. Полость глаза позади хрусталика заполнена прозрачной желеобразной массой- стекловидным телом.

Внутренняя поверхность  глаза выстлана тонкой ( 0,2-0,3 мм) весьма сложной по строению оболочкой-сетчаткой, или ретиной. Она содержит светочувствительные клетки, названные из- за их формы колбочками и палочками. Нервные волокна,  отходящие от этих клеток,  собираются  вместе и образуют зрительный нерв, который направляется в головной мозг.

Информация о работе Шпаргалка по "Физиология"