Шпаргалка по "Физиология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 21:41, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 9 экзаменационных вопросов.
...
8. Болевая чувствительность
9. Слуховой анализатор и вибрационная чувствительность

Файлы: 1 файл

анатомия.docx

— 448.63 Кб (Скачать файл)

Вопрос3

Понятие о росте  и развитии

Процессы роста и развития являются, общебиологическими свойствами живой материй. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки предоставляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно. Разница- между отельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и качественным изменениям.

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех  или иных физиологических систем ни коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка  на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется  тот или другой возраст.

Под развитием в широком  смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем,

Развитие включает в себя три основных фактора:

  • рост,
  • дифференцировку органов и тканей,
  • формобразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм.)

Они находятся между собой  в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одной из основных физиологических  особенностей процесса развития , отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т.е., количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.

В процессе роста увеличиваются  число клеток, телесная масса и  антропометрические показатели. В одних  органах и тканях, таких как  кости, легкие, рост осуществляется преимущественно  за счет увеличения числа клеток, в  других /мышцы, нервная ткань/ преобладают  процесс увеличения размеров самих  клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения  массы и размеров тела, которые  могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма –  это повышение в нём общего количестве белка и увеличение размеров костей.

Рост - это количественные изменения в организме, которые имеют меру измерения (кг, м ,см)

Развитие- это качественные изменения в организме, которые не имеют меры измерения (оцениваются или измеряются) относительно той группы  в которой находится ребенок).

Основные закономерности роста и развития

К важным закономерностям  роста и развития детей относятся  неравномерность и непрерывность  роса и развития, гетерохрония и явления индивидуального опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.

Основные закономерности роста и развития:

-непрерывность

-неравномерность (изменчивость)

-гетерохроность.

-индивидуальный темп  развития /учет индивидуальных и  возрастных особенностей развития.

 

Закономерности  роста и развития организма

Особенностью современного поколения является гетерохронное  развитие.

Гетерохронность – неравномерность развития психических функций человека на протяжении всей жизни. Например, в период ранней взрослости (18-21 год) уровень одних функций повышается (объем поля зрения, глазомер, константность опознания, дифференцированное узнавание, пространственное представление, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная память), уровень третьих остается стабильным (наблюдательность)1. После 30-35 лет отмечается постепенное снижение невербальных функций, что касается вербальных, то они именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня после 40-45 лет.

Гетерохронность проявляется  в трех видах:

а) Ретардация - процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками.

б) Средний темп развития.

в)  Акселерация - процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками.

Акселерация (от лат. acseleratio — ускорение) — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности.

В результате акселерации, наступившей  в середине 70-х гг., физиологическое  созревание организма (кривая 2) начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития (кривая 3). Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают  психические функции, являющиеся основой  интеллектуальных, социальных нравственных качеств.

К 13— 15 годам у девочек, а к 14—16 у мальчиков, физиологическое  развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе половых, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создающей немало трудностей как для самих подростков, не умеющих совладать с происходящими в них переменами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитателей.

Среди основных причин акселерации  выделяются:

  • общие темпы ускорения жизни,
  • улучшение материальных условий,
  • повышение качества питания и медицинского обслуживания,
  • улучшение ухода за детьми в раннем возрасте,
  • искоренение многих тяжелых детских недугов.
  • радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда;
  • уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, а затем и рост всего организма.

Вероятнее всего, акселерация  обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х гг. акселерация  во всем мире пошла на убыль, темпы  физиологического развития несколько  упали.

Гетерохронность касается физического, умственного и полового развития детей и подростков. Это приводит в ряде случаев к проявлению несоответствия паспортного и биологического возраста и требует реализации основного принципа педагогики индивидуализации и дифференциации подхода к процессу обучения и воспитания. Учитель должен знать уровень каждого ученика, и соответственно знать закономерности роста и развития организма.

Вопрос 4

Возрастная периодизация. Периоды развития организма

В процессе онтегенеза отдельные  органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта герерохрония созревания обуславливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения  определенных этапов или периодов развития. Основными  этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными изменениями и перестройками функционирования   организма

Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном  онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного  возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка.

Периодизация включает в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.

Продолжительность отдельных  возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как  хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются прежде всего социальными факторами.

Развитие приводит к морфологическим  и функциональным изменениям, а рост – к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны.

Психологическая периодизация:

Педагогическая периодизация:

Биологическая периодизация:

0-10 дней – новорожденный

1 месяц-1 год – грудной  возраст.

1-3 года – ползунковый  возраст

3-6 лет – дошкольник

6-11 лет – школьник

11-15 лет – пубертатный  период

15-20 лет – юношеский  период

До 1 года – младенчество

1-3 года — ясельный (преддошкольный  возраст)

3-6 лет – дошкольный

6-10 лет – младший школьный  возраст

10-15 лет – средний школьный  возраст

15-18 лет – старший школьный  возраст

1-3 года – ранее детство

3-7 лет- первое детство

7-11(12) лет-второе детство

11(12)-15 (16) подростковый

15(16)– 20(21) юношеский период

20(21)-35 (45)- первая зрелость

35(45)-50(60) лет- вторая зрелость

50(60)-74 лет – пожилой

74-90 лет – старческий

90 лет и более – долгожитие.


Вопрос  8

Возрастные особенности  и гигиена нервной системы

Значение нервной системы

Нервная система, основными функциями  которой являются быстрая, точная передача информации и ее интеграция, обеспечивает взаимосвязь между органами и системами, функционирование организма как единого целого, его взаимодействие с внешней средой. Она регулирует и координирует деятельность различных органов, приспосабливает деятельность всего организма как целостной системы к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. С помощью нервной системы осуществляется прием и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируется ответные реакции на эти сигналы. С деятельностью высших отделов нервной системы связано осуществление психических функций – осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, принятие решения и организация целенаправленно поведения , абстрактное мышление и речь.

Итак,  нервная система выполняет

  • руководящую,
  • координирующую,
  • корригирующую и
  • направляющую функции,
  • осуществляет связь организма с внешней и внутренней средой.

Все эти сложные функции осуществляются огромным количеством нервных клеток- нейронов, объединенных в сложнейшие нейронные цепи и центры.

Физиология нервной системы

Нервная система в функциональном и структурном отношении делится  на центральную и периферическую, нервную систему.

Центральная нервная система- совокупность связанных между собой нейронов. Она предоставлена головным и спинным мозгом. На разрезе головного и спинного мозга различают участки более темного цвета- серое вещество ( образовано телами нервных клеток) и участки белого цвета- белое вещество мозга (скопление нервных волокон, покрытых миелиновой оболочкой).

Периферическая часть нервной системы образована нервами- пучками нервных волокон, покрытых сверху общей соединительно-тканной оболочной. К периферической нервной системе относят и нервные узлы, или ганглии- скопления нервных разветвлений, которые обеспечивают деятельность всех органов и систем ( к нему относятся нервы и нервные узлы).

Нервы- скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой. Нервы, состоящие из аксонов двигательных нейронов, называются двигательными нервами. Чувствительные нервы состоят из дендритов чувствительных нейронов. Большинство нервов содержат и аксоны и дендриты. Такие нервы называются смешанными. По ним импульсы идут в двух направлениях- к центральной нервной системе и от нее к органам.

Если в составе нерва собраны  нервные волокна, передающие возбуждение  из центральной нервной системы  к иннервируемому органу (эффектору), то такие нервы называют центробежными или эффектными. Есть нервы, которые образованы чувствительными нервными волокнами, по которым возбуждение распространяется в нейтральную нервную систему. Такие нервы называют центростремительными илиафферентными. Большинство нервов является смешанными, в их состав входят как центростремительные, так и центробежные нервные волокна.

Разделение нервной системы  на центральную и периферическую во многом условно, так как функционирует нервная система как единое целое.

Информация о работе Шпаргалка по "Физиология"