Влияние особенностей восприятия и переработки информации на успеваемость гимназистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 11:45, реферат

Описание работы

На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, вообще немного. От того, какой канал у учащегося ведущий, зависит освоение многих важных навыков.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………… 4
2. Почему важно знать, каким образом учащийся ……………..5
воспринимает информацию?

3. Каналы восприятия информации……………………………….5

4. Характерные особенности визуалов,
аудиалов, кинестетиков………………………………………….. 5-11
5.Диагностика каналов восприятия………………………………11-14
6. Определение каналов восприятия учащихся 7в класса ……14- 20
7. Заключение ………………………………………………………..21

8.Список литературы и информационных источников…………..22

Файлы: 3 файла

Влияние особенностей восприятия и переработки информации на.docx

— 54.19 Кб (Скачать файл)

А сколько  возможностей у учителя и родителей  понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.

      Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.

      Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.

   Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

        Многое дает наблюдение за поведением учащихся на перемене.

   Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

    Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".

   Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

О чем говорят  эти наблюдения? Не стоит заставлять всех учеников водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил. 
Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

Специалисты говорят:

-от визуала можно требовать быстрого решения задач; 
-от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала; 
- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

   При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:

  • визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
  • аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
  • кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

 

 Разумеется, очень важно общаться с учаащимся на "его языке":

   с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;

  с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

  с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

 Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на  

 его языке":

- визуалу лучше покачать головой,  погрозить пальцем; 
- аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш"; 
- кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

     Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

 

Определение каналов восприятия учащихся 7в класса 

     Для того, чтобы определить, какой из типов восприятия является у каждого из учащихся ведущим, мы, кроме наблюдения,  провели  тест "Видеть, слышать или ощущать?", разработанный и составленный чешскими психологами. 
Инструкция: Внимательно выслушав зачитанное   утверждение,  задача  тестируемых  - согласиться с ним или не согласиться.  Необходимо   ориентироваться на первое впечатление, не подвергать его сомнению и внутреннему анализу - это может привести к искажению конечной информации. В тетрадях записывать номер вопроса и свой ответ, - если согласен "+", не согласен - "-". 
Вопросы: 
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами. 
2. Часто напеваю себе потихоньку. 
3. Не ношу модных вещей, если мне в них неудобно. 
4. Люблю подолгу понежиться в ванне. 
5. Рассматриваю машины, больше всего внимания обращаю на их цвет. 
6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату. 
7. Меня развлекает подражание диалектам. 
8. Много времени уделяю своему внешнему виду. 
9. Мне нравиться заниматься физическим трудом. 
10. Когда есть свободное время, я люблю просто рассматривать людей. 
11. Плохо себя чувствую, если долго не двигался. 
12. Увидев вещь в витрине магазина, сразу понимаю, что мне в ней будет хорошо. 
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое. 
14. Часто читаю во время еды. 
15. Люблю разговаривать по телефону. 
16. Я склонен к полноте. 
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать его самому. 
18. После плохо проведенного дня я долго не могу расслабиться. 
19. Мне нравиться фотографировать. 
20. Долго помню то, что мне сказали друзья или приятели. 
21. Не стал бы жалеть деньги при покупке цветов. Ведь они украшают нашу жизнь. 
22. Мне нравиться приминать контрастный душ (то холодный, то горячий). 
23. Стараюсь записывать свои личные дела, веду личный дневник. 
24. Часто разговариваю сам с собой. 
25. После долгой поездки на машине также долго прихожу в себя. 
26. Тембр голоса может многое сказать мне о человеке. 
27. Очень часто я оцениваю людей по их манере одеваться. 
28. Люблю потягиваться, разминаться. 
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель - это для меня мука, я не могу заснуть. 
30. Мне трудно подобрать удобную обувь. 
31. Люблю смотреть художественные фильмы. 
32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через несколько лет. 
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику. 
34. Умею слушать то, что мне говорят. 
35. Люблю двигаться - танцевать, бегать, заниматься гимнастикой. 
36. Когда близко тикает будильник, я не могу заснуть. 
37. Слушая музыку, отличаю "стерео" звук от "моно" звучания. 
38. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой. 
39. Не люблю осматривать памятники. 
40. Не выношу беспорядок. 
41. Не люблю синтетических тканей. 
42. Считаю, что атмосфера в комнате во многом зависит от освещения. 
43. Люблю ходить на концерты. 
44. Само пожатие руки может многое сказать мне о человеке. 
45. Охотно посещаю музеи и выставки. 
46. Поспорить - это захватывающее дело. 
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами. 
48. В шуме я не могу сосредоточиться

.Ключ к тесту: Нас интересуют  ответы "+". Каждому типу восприятия  соответствуют определенные вопросы:

Тип А - "Видеть" (зрение) 1 5 8 10 12 14 19 21 23 27 31 32 39 40 42 45 
Тип В - "Ощущать" (осязание) 3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30 35 38 41 44 47 
Тип С - "Слышать" (слух) 2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34 36 37 43 46 48 
 
  Тип восприятия, набравший большую сумму баллов, и является для ученика ведущим типом восприятия. Бывают случаи, когда две (и, очень редко, три) суммы совпадают. Это говорит о том, что у человека сложный тип восприятия -когда одинаково быстро реагируют сразу несколько анализаторов.

 Было протестировано 24  учащихся  7 в класса

На основании  анализа результатов теста    выяснилось , что  в классе

 больше всего визуалов -45,8%, аудиалов 34,0%  и кинестетиков  20,2%

 

Нельзя сказать, что  у  учащихся  7в класса только по одному каналу восприятия, но я учитывал только доминирующий

Таблица №1.

Распределение учащихся по каналам восприятия

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

КостюченкоЕкатерина

Соколова Дарья

  Солдатов Георгий

Минченко Яна

Лачкова Ирина

  Калин Константин

Суптелов Кирилл

Наумкин Владислав

  Ардюков Иван

Бойко Дмитрий

Некрасов Евгений

  Болотов Семен

Мотолыщенко Анастасия

Булгакова Ксения

  Гребнев  Александр

Лутошкина Ангелина

Адымишина Кристина

 

Лаптев Денис

Зоболев Дмитрий

 

Егорова Анастисия

Подпорин Владимир

 
 

Солдатенко Кристина

 
 

Ефремов Дмитрий

 
 

Якунин Андрей

 

Итого 8человек

11 человек

          5 человек

34,0%

45,8  %

20,2%


Таблица №2

Средний балл  по  основным учебным дисциплинам за 2009-10 и

2010-2011 учебные годы в соответствии с каналом восприятия информации

                   

№п/п

Учебные

дисциплины

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

2009-10 уч.год

2010-11

уч.год

2009-10 уч.год

2010-11

уч.год

2009-10 уч.год

2010-11

уч.год

1

Русский язык

3,52

3,42

3,57

3,61

3,10

3,15

2

Литература 

3,70

3,74

3,93

4,10

3,82

3,63

3

История

3,50

3,61

3,70

4,00

3,38

3,40

4

Обществознание

3,60

3,55

3,70

3,95

3,24

3,33

5

Алгебра

3,34

3,64

3,65

3,77

3,32

3,50

6

Геометрия

3,60

3,78

3,70

3,68

3,40

3,56

7

Физика

3,90

3,94

3,94

4,08

3,70

3,84

8

География

3,80

4,10

3,91

3,81

3,62

3,91

9

Биология

4,14

4,32

4,22

4,10

4,08

4,00

10

Английский язык

3,20

3,32

3,90

4,12

3,36

3,42

11

Физическая 

культура

4,78

4,80

4,72

4,80

4,95

5,00

Средний балл

3,74

3,84

3,90

4,00

3,63

3,70


 

  По всем предметам  успешность в обучении , кроме физической культуры 

 немного  выше у аудиалов, чем у визуалов  и  кинестетиков. Но у кинестетиков выше средний балл по физической культуре (4,95% и 5,00%)

 

           Средняя успеваемость у учащихся с преобладанием слухового восприятия,   по гуманитарным предметам выше, чем у « визуалов» и

«кинестетиков»

  Такие  же показатели и в отношении  точных наук.

 

 

Так  как  в классе у большинства смешанный  тип восприятия, с небольшим преобладанием  кого-либо канала получения информации, то нельзя сказать, что успешность в  обучении находится в строгой зависимости от того к какой группе по восприятию информации относится ученик.

 

 

 

 

 

 

Заключение 

         Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия, то есть, мы не можем быть только визуалами, например. Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус,  школьники же чаще задействуют слух и зрение.

         Несмотря на то, что каналов как бы только три, внутри себя человек воспроизводит (иногда еще говорят репрезентирует) и обрабатывает опыт 4-мя способами. Добавляется Внутренний Диалог или Дигитальный канал. Обозначается он Ад.  Если В, А и К – аналоговые каналы, то есть объекты воспринимаются как некое целое, то Ад – дискретный, цифровой, он работает со словами и числами.

        Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.

  Учитесь  понимать друг друга, тогда  в вашей жизни и в жизни   вас окружающих людей  будет намного меньше проблем!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и  информационных источников

 

  1. Богачев Ф., Яковенко Г. Эффективная  Коммуникация.- М.:  Наука и жизнь, 2002.
  2. Гиппенрейтен Ю.Б. Психология ощущения и восприятия.- М.:

ЧеРо,2002.

  1. Хакен Г.Е. Тайны восприятия.- М.: Институт компьютерных исследований,2002
  2. http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_02p.shtml
  3. http://www.ill.ru/news.art.shtml?c_article=1698
  4. http://vospitalka.narod.ru/roditeli_statji1a.htm

Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

— 214.07 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титул .docx

— 57.07 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Влияние особенностей восприятия и переработки информации на успеваемость гимназистов