Влияние особенностей восприятия и переработки информации на успеваемость гимназистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 11:45, реферат

Описание работы

На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, вообще немного. От того, какой канал у учащегося ведущий, зависит освоение многих важных навыков.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………… 4
2. Почему важно знать, каким образом учащийся ……………..5
воспринимает информацию?

3. Каналы восприятия информации……………………………….5

4. Характерные особенности визуалов,
аудиалов, кинестетиков………………………………………….. 5-11
5.Диагностика каналов восприятия………………………………11-14
6. Определение каналов восприятия учащихся 7в класса ……14- 20
7. Заключение ………………………………………………………..21

8.Список литературы и информационных источников…………..22

Файлы: 3 файла

Влияние особенностей восприятия и переработки информации на.docx

— 54.19 Кб (Скачать файл)

     Содержание

 1.Введение……………………………………………………………   4

 2. Почему важно знать, каким образом учащийся ……………..5

            воспринимает информацию?

 

 3. Каналы восприятия информации……………………………….5

 

4. Характерные особенности визуалов,

     аудиалов,  кинестетиков…………………………………………..  5-11

5.Диагностика каналов  восприятия………………………………11-14

6. Определение каналов восприятия учащихся 7в класса ……14- 20

7. Заключение ………………………………………………………..21

 

8.Список литературы и  информационных источников…………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Тема данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие – это весьма сложный позитивный процесс, формирующий уникальную картину мира, которая может значительно отличаться от реальности. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения. Огромное значение во взаимоотношениях человека с окружающей средой играют способы восприятия и переработки информации.

  Цель исследования – изучение зависимости успеха в обучении от  каналов

                                        восприятия   и     переработки информации.

Задачи 

  • ознакомится с основными системами переработки информации;
  • дать характеристики визуалам, аудиалам, кинестетикам;
  • ознакомить учащихся   класса с данными характеристиками;
  • предложить учащимся 7в  класса  определить свой преобладающий способ

     восприятия информации

  •   определить имеется ли зависимость успешности в обучении и

   особенностями  восприятия  информации

  Объектами исследования являются:

  основные каналы восприятия переработки информации   учащихся класса

 Методы исследования анализ источников информации: литературы, средств массовой информации, в том числе  Интернет, систематизация и обобщение; анкетирование.

 

 

 

 

Почему важно знать, каким  образом учащийся воспринимает информацию?

         На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, вообще немного.

        От того, какой канал у учащегося ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.

        Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).

Каналы  восприятия информации

     На городском празднике было много детей. Они столпились около десятиметровой надувной матрёшки, которая стояла в центре площади. Одна девочка сказала: «Пойдем, посмотрим её поближе». Подружка девочки добавила: «Давай спросим, что это такое?». А мальчик предложил: «Надо её потрогать, и всё станет ясно!». Высказывания этих детей очень четко выделяют три основные системы переработки информации:

- визуалы, или зрительно –  ориентированные, опираются преимущественно  на зрение,

- аудиалы, или слухо – ориентированные,  для их сознания преимущественное  значение имеет слуховая информация,

- кинестетики, для их сознания  наибольшее значение имеют ощущения  тела, движения, запахи, вкусы, прикосновения.

   У каждого человека информация  сохраняется в виде зрительных, слуховых, или кинестетических образов.

   Визуалы в момент вспоминания  могут увидеть обстановку этого  места, цвета предметов.

  Аудиалы в момент вспоминания  могут вспомнить чей – то  голос, определенную фразу, и через слуховой образ могут вспомнить все остальное.

   Кинестетики могут вспомнить,  как они двигались, что делали, что чувствовали.

Характерные  особенности  визуалов,  аудиалов,  кинестетиков

Характеристика  визуала.

       Тихий, задумчивый, «себе на уме», мало разговорчив, друзей почти нет. Контакты завязываются с трудом. В детстве предпочитают общаться с взрослыми. Послушен. Легко и с удовольствием учится. Часами может просиживать у телевизора. Страстью может стать компьютер. Любит рассматривать картины, марки, фотографии. К животным равнодушен, хотя не прочь полюбоваться ими. Гулять не любит. Предпочитает телевизор  и компьютер прогулке и общению с друзьями. В одежде разборчив, красота на первом месте. Цирк, театр, все зрелища  производят на него сильное впечатление, но рассказывает о впечатлениях мало. При переживании стресса замыкается в себе, ведёт себя отчуждённо, переживает все внутри себя. Если конфликт с родителями очень сильный, может убежать из дома. Трудности в общении. Нет внутренней мотивации для общения со сверстниками. Может производить впечатление холодного, отчужденного, не любит ласкаться, не любит, когда его тормошат и «тискают». В школе учится успешнее всех других типов, нет проблем с дисциплиной. Во время перемен предпочитают оставаться там, где тише. Темп речи ускоренный, все описания визуалов будут вращаться вокруг таких слов как «представляете», «видимо», «видите», «посмотрите»…

      Характеристика аудиала.

   К двум годам вовсю говорит, к четырём годам болтает без умолку, если нет собеседника разговаривает сам с собой. Без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми, с удовольствием говорит со всеми. Речь хорошо развита. Легко отгадывает загадки, легко воспринимает информацию на слух. Очень любит слушать, когда ему читают. При освоении алфавита долго не может запомнить буквы и цифры. Непослушен. Возражает на замечания взрослых.  В ответ на какое – нибудь требование от него можно услышать сто слов контраргументов. Равнодушен к одежде и зрелищам. Любит слушать песни, легко запоминает мелодии. При стрессе постоянно срывается на крик, обижается на любое изменение интонации голоса. Может изводить родителей, повторяя одну и ту же фразу. Трудности: неспособность сосредоточится, непрерывная болтовня, склонность к угадываниям. Если захочет записать домашнее задание, скорее переспросит у соседа по парте, что написано на доске. Часто узнаёт задания по телефону. На перемене хочет всласть наговорится (например: девочки – болтушки – подружки). Рассказ аудиала подчинен только ему понятной логике. Он вслушивается в произносимые им звуки, потому что это доставляет ему удовольствие.

Характеристика  кинестетика.

        Необычайно подвижны. Пятнадцатиминутное сидение за столом – подвиг. После такого подвига наступает утомление, может начать капризничать. Все делают сами, трогают руками, придумывают забавы и шутки. Если находятся без дела, портится настроение. Самостоятельны и талантливы. Про кинестетика можно вообще забыть (если у него нет идей по поводу вас). Он будет лепить, рисовать, заниматься конструктором, пойдет в кино, организует поход в лес, будет делать опыты – главное им не мешать. Доставляет огромное беспокойство родителям и учителям. Кинестетикам нужно все потрогать , у них на руках «липучки» - они не могут спокойно слушать, рассматривать, им надо вскакивать, тормошить, бегать, прыгать. Хорошо воспринимают запахи, вкус. Очень любят животных, которых они гладят, к которым прижимаются. На перемене разминается, двигается, играет в подвижные игры, его возбужденный голос перекрывает все другие голоса. На уроке отвечает медленно, с трудом подбирая нужные слова, голос при ответе низкий приглушенный. Любимый ответ: «я не знаю» и пожимание плечами, глаза в пол.

 Характеристика дигиталов.

  У дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо "поверх толпы". Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только Кинестетики). 
    Хотя, прикосновения прикосновениям  рознь   
Дигиталы – это весьма своеобразный  тип людей.  Они более ориентированы  на  смысл,  содержание, важность и  функциональность. Как сказал один мальчик:  Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный. 
    Дигиталы  как  бы  оторваны от  реального  опыта – они  более  думают самими словами, а не тем, что за словами стоит. 
    Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде: 
– Я понимаю, что вы чувствуете, – он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале: Дигиталы не сочувствуют, они понимают.      Для   дигиталов       написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если  для всех остальных слова – это доступ  к опыту, то  для Дигиталов весь опыт состоит из слов. 
    А вот телом, кстати, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы... Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков – если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них – уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете- вы знаете.     Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если

 

вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то будет что-то вроде: 
    Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу... Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу... 
    Впрочем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас. Это проходит, увы, мимо вашего сознания.

Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

признаки

Визуал 

Кинестетик

Аудиал

ПОЗА

Прямая, расправленная, голова и плечи  приподняты

Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном впред.

Голова набок, 
"телефонная поза", 
посадка прямая

ТИП ТЕЛА

Как "тощий", так и "тучный"

Пухлый, округлый, мягкий

Четкой зависимости нет

ДВИЖЕНИЯ

Скованные, судорожные, на уровне верхней части туловища.

Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища.

То зажатые, то свободные, на уровне средней  части туловища.

ФОРМА ГУБ

Тонкие, узкие

Пухлые, мягкие.

Различная.

ДЫХАНИЕ

Высокое, грудное.

Низкое, брюшное.

В полном объеме.

ГОЛОС

Высокий, чистый, быстрый, громкий.

Низкий, медленный, хриплый.

Мелодичный, ритмичный, меняющийся.

НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА

Над окружающими

Под окружающими

Глаза опущены

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

"Посмотри, чтобы услышать".

Скорее прикоснется, нежели посмотрит.

"Чтобы услышать, не смотри".

ДИСТАНЦИЯ

Большая, чтобы видеть. Прикосновений  не любят.

Очень близкая, чтобы коснутся

Небольшая, но предохраняются от прикосновений.

ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА

Не хотят быть ниже собеседника.

Из стресса выходят, беря вину на себя.

Очень многословны, нет риторических вопросов.

ГЛАВНОЕ СЛОВО

КРАСИВО

УДОБНО

ТИХО


    В России на данный момент  весьма приблизительное распределение  по типам такое:

Визуалы – 35%;

Кинестетики – 35%;

Аудиалы – 5%;

Дигиталы – 25%;

А, например, для США это выглядит немного  иначе:

Визуалы – 45%;

Кинестетики – 45%;

Аудиалы – 5%;

Дигиталы –5%;

Если говорить о культуре, то можно  сказать что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии  аудиально-визуальная культура. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими – вспомните хотя бы древнеиндийские или персидские рисунки.

  При этом учтите что у  людей разных типов свой стиль  одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем как и среди военных.

   Но при этом надо помнить,  что вообще говоря, деление по  типам весьма условно, и хотя  действительно существуют люди  пользующиеся практически одним  каналом, но их достаточно мало. Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше. Вот об этом канале предпочтения и идет речь

Диагностика каналов восприятия

    Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток , то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).

    На что обязательно обращают внимание?

  • Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
  • Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
  • Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
  • Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
  • Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.

Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

— 214.07 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титул .docx

— 57.07 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Влияние особенностей восприятия и переработки информации на успеваемость гимназистов