Активизация познавательного интереса на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 21:28, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности на уроках биологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...3
1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала...….8
1.2. Педагогические условия активности учащихся на уроке……………....11
1.3. Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия изучаемого материала………………………………………………………….18
1.4. Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала…………………………………………………………..20
1.5. Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала…………………………………………………………..22

2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
2.1 Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии…………………………………………………………….24
2.2 Формы и методы активного обучения………………………………….….27
2.3 Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии……………………………………………………………………….…31
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
3.1 Разработки уроков биологии с использованием средств развития познавательного интереса…………………………………………………….…35
3.2 Результаты проведенных уроков биологии……………………………..….47
4. ВЫВОДЫ……………………………………………………………49
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..50

Файлы: 1 файл

Дипломная работа .doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

« Я выбираю сам себе дорогу к свету и презираю сигарету!

Не стану ни за что курить,

Я – человек! Я должен сильным быть»!

 

8.  Станция  «Доверяй, но проверяй».

 

На этом этапе урока мы поговорили с учащимися о здоровом образе жизни.       

       Проверка багажа.

       

       Зубная паста, щётка, мыло, книги…

       Наркотиков нет.

 

       Частушки.

 

Пропоём мы вам частушки против наркомании,

Ставьте ушки на макушки, просим мы внимания.

Нам не нужен мнимый рай, фрукты, овощи давай!

Знаем, что наркотик – зло, съесть полезней эскимо!

Выбираем витамин! Нам не нужен героин!

Наркобизнес истреби и здоровье сохрани.

Пограничник, не зевай! Зелье к нам не пропускай!

Все границы на замок! Так искореним порок!

 

     Жизнь- это богатство, данное каждому изначально, очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. Ребята, какое необходимое условие нужно соблюдать для того, чтобы жизнь была счастливая.

 

Каждая группа приводит примеры составляющих здорового образа жизни.          

В здоровый образ жизни входят следующие составляющие:

 

  1. Отказ от вредных привычек.
  2. Оптимальный двигательный режим.
  3. Рациональное питание.
  4. Личная гигиена.
  5. Высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
  6. Закаливание организма.

 

 

ТЕСТ.   «ВАШ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

 

               Свои представления о счастливой жизни можно выразить в виде дерева. Каждый лист будет зеленым, если поддерживать крону; будут разноцветные ветки «Я могу», «Я хочу», «Я должен». Эти ветки поддерживают ствол «вОЖ».

 

             «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье – потерял – всё потерял» -это мудрая пословица подтверждает, что здоровье дороже денег.

 

Чтобы быть  здоровым,

Вам надо много двигаться.

В походы в лес ходить, и меньше нужно времени

В столовой проводить.

Вы подружитесь с солнцем,

Со свежим Воздухом и Водой,

Отступят все болезни,

Промчатся стороной.

Несите людям Радость,

Добро и сердца свет.

И будьте здоровы

Вы много, много лет.

 

9.Станция  «Конечная». 

 

Мы подводим итоги урока.

Вы  закончили путешествие по маршруту «Общее знакомство – жизнь" и изучили много нового, интересного. Давайте подведем итоги  урока.

В конце урока оценивается работа каждой группы и отдельно учащихся.

При проведение данного урока в классе из 22-х человек были получены следующие оценки.

«5» – девять учащихся

«4» – одиннадцать учащихся

«3» – два учащихся

На этом уроке все ребята проявили свои способности, знания, умение. Задействованы были все учащиеся. Активно, с интересом работали даже слабые и пассивные учащиеся. Ребята проявили активность при подготовке к уроку и в ходе самого урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            8„Б” КЛАСС

Т Е М А:      ОТРЯД РУКОКРЫЛЫЕ,

                       ОТРЯД ГРЫЗУНОВ.

 

Цель: изучить отряд рукокрылые, отряд грызунов.

 

Нами поставлены следующие задачи урока: 1. Усвоить программные вопросы: понятие об отрядах класса млекопитающих рукокрылых и грызунов. 2. Формировать практические навыки при работе с учебной литературой. 3. Развивать умение критически мыслить, обучать учащихся активным методом обучения.

 

Оборудование: таблицы и рисунки рукокрылых и грызунов.

 

 

Ход урока

 

      1. Первым  этапом урока является организация  учащихся на уроке.

Определим наше настроение. Нарисуйте смалик своего настроения.

 

    1. Далее приступаем к проверке домашнего задания.

 

Загадка:  В одежде богатой

               Да сам слеповатый,

               Живет без оконца,

               Не видывал солнца.

 

О ком говорится в загадке? Какие еще животные относятся к этому отряду?

Для проверки домашнего задания заполним концептуальную таблицу.

Разделили класс на микрогруппы.

Работа в микрогруппах: 1 группа – бурозубка, 2 группа – еж, 3 группа – крот, 4 группа – решение задачи.

 

Представители

отряда

Среда обитания и место обитания

Особенности

строения,

адаптации

Пища и способ ее добычи

Значение в природе

Бурозубка

       

Еж

       

Крот

       

 

 

Задача.

 

Задание: реши задачу и сделай вывод о значении землероек в экосистеме леса. Одна землеройка в течение суток съедает такое количество насекомых, которое по весу примерно соответствует массе ее тела ( 10 грамм). В лесу, подходящем по условию обитания, на один гектар в среднем приходится 100 землероек. Из всех уничтоженных землеройками  насекомых примерно сорок процентов – вредители леса. Сколько вредителей ( по массе) уничтожают землеройки за год на 25 гектарах леса?

 

Каждая группа обсуждает данное задание, делает записи в таблицу и по истечению отведенного времени дает ответы.

 

    1. Побуждение.

Перед тем, как приступить к изучению новой темы побуждаемый учащийся изложит все данные которые они могут сообщить по данной теме.

а) Индивидуальная деятельность: запишите в тетрадях ассоциации к слову мышь.

б)  Работа в  парах: обменяйтесь с соседом своими данными.

в)  Составьте общий кластер на основе индивидуальных записей.

г) Учитель записывает ассоциации к слову мышь, выслушивая учеников.

д) Вывод: мыши относятся к отряду рукокрылых и грызунов. Им присущи адаптации к определенным условиям среды обитания.

Составление диаграммы Венна ( в тетрадях).

Используя учебник (п. 72 –73) , найдите общие и отличительные признаки отряда рукокрылых и грызунов.

 

             рукокрылые                                                       грызуны  



орр Вв

рррлл

оп

 

 

 

    1. Рефлексия

 

В конце урока учащимся дается возможность, используя уже имеющиеся знания по данной теме проявить свои творческие способности.

Написать пятистишие на тему: « Мышь»

1 –3 микрогруппы – рукокрылые , 2 –4 грызуны.

Чтение работ на авторском стуле.

  • Оцените свою работу на уроке ( используем цветоматрицу: красный –отлично, синий –хорошо, зеленый –удовлетворительно).

 

Домашнее задание даем с целью более углубленного изучения темы. Учащийся могут воспользоваться дополнительной литературой.

Написать эссе на одну из предложенных тем:

  • Значение грызунов и рукокрылых.
  • Нужны ли грызуны и рукокрылые в природе?
  • Написать рассказ от имени летучей мыши или домовой мыши.

 

В проведение данного урока мы используем различные формы работы учащихся: групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа с учебником.

Это дает учащимся возможность проявить уже имеющиеся знания, проявить себя в коллективе. Проработав с учебником тему самостоятельно и закрепив полученные знания в классе учащиеся получают ряд положительных эмоций (радость от успеха достигнутого, удовлетворение от проведенной работы).

Применяя на уроке такие средства развития интереса как игры, конкурсы, загадки, индивидуальные и групповые задания, мы добились проявления повышенного внимания и интерес учащихся к предмету, активной работы на уроке. Используя задание различной сложности, на уроке задействованы все учащиеся, как сильные, так и слабые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Результаты проведенных уроков биологии

 

На уроках почетное место занимает игра. Как известно, играть любят все дети, и включая в уроки игровые моменты, можно заинтересовать предметом даже самых пассивных, самых равнодушных школьников, привлечь их внимание к, казалось бы сухому и малоинтересному материалу. Результат урока зависит от того, как усвоен учащимися материал и его практический смысл. Рефлексию урока можно провести по следующим вопросам: 

 

    1. Что вы узнали нового на уроке?
    2. С чем вы можете это сравнить?
    3. Как вы можете оценить работу на уроке?
    4. Где вы можете это применить?
    5. Что вы можете предложить?

 

Данный вид рефлексии дает возможность учащимся выразить свое мнение, отношение к уроку, учебному предмету, помогает учителю в подготовке последующих тем.

Таким образом, при подготовке к уроку необходимо учитывать изменение уровня работоспособности на различных его этапах.

                                   

Сравнивая две различные формы проведения уроков: классическую стандартную форму урока и нетрадиционный урок-игру, проанализировав общую оценку работы класса, внимание и прилежание, интерес к предмету, активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах уроках, учитывая индивидуальную работу со слабыми и сильными учениками, сочетание коллективной и индивидуальной работы, можно составить гистограмму итогов этих уроков.

При проведении урока- игры у учащихся наблюдается повышенный интерес к уроку, повышенная активность и работоспособность.

    Результат проведенного  урока в 9„А” и в 9 „Б” классах  приведены в гистограмме .

    Как видно из гистограммы  внимание учащихся  на уроке  в контрольном классе составляло  45 %, а в экспериментальном -85 %.

    Интерес учащихся к предмету на уроке в 9„А” составил 60%, тогда как в 9„Б”  классе интерес учащихся к предмету значительно выше и составил 92%.

   Активность и работоспособность  учащихся в 9„А” классе  относительно  низкая и приблизительно составила 45%.

    В 9 „Б” активность и  работоспособность ребят  повысилась  до 90%.

 

                               

 

 

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР, КАК СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К БИОЛОГИИ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А  - ВНИМАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

 

 

В – ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ

 

 

С – АКТИВНОСТЬ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОК

 

 

 

 

4. выводы

 

1.Развтие познавательного интереса  к биологии можно добиться  стимулируя познавательную деятельность  самих ребят и повышая их  собственные усилия в овладении  знаниями на всех этапах обучения.

2. Итогом проведенной работы  является повышение внимания  на уроках . развитие интереса  к предмету.

3. Повышения активности и работоспособности  учащихся на разных этапах  экспериментального урока можно  добиться проанализировав работу контрольных и экспериментальных классов.

4. С использованием методов активизации  познавательного интереса у учащихся  повышается инициатива, уверенность  в своих силах, самостоятельность  и умение  преодолевать трудности  в учении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Список использованной литературы

 

  1. Валина В. Праздник биологии- М 1993, с. 9-14.
  2. Глассер У. Школа без неудачников –М 1991,с. 43-45.
  3. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе –М 1989,с. 35-39.
  4. Сорокин П. И. Занимательные уроки по биологии в начальных классах –М, 1985, с. 14- 24.
  5. Труднев В. П. Считай, смекай, отгадывай Санкт- Петербург 1997, с. 13-24.
  6. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий –Санкт-Питербург 2002, с. 12-21. Зотов Ю. Б. Организация современного урока –М 1990, с. 7-18.
  7. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе –М : Просвящение 1977,с. 5- 12.
  8. Волкова С. И. Столярова Н. Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках биологии. Начальная школа 1993, с. 11-18.
  9. Моро М. И. Пышкало А. М. М. Методика преподавания биологии в начальных классах –М 1985, с. 2023.
  10. Оконь В. Основы проблемного обучения –М :Просвящение 1968, с. 42-46.
  11. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике –М 1971, с. 42- 50.
  12. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика –М: Педагогика 1976, с. 39-43.
  13. Корчемлюк О. М. Задания для развития памяти и внимания на уроках биологии Начальная школа 1994, с. 47-55.
  14. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. –М : Педагогика 1976, с. 32- 33.
  15. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. –М : Педагогика, 1979, с. 68- 73.
  16. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении – М,Педагогика 1972,с. 26-31,
  17. Шамова Т. И. Активизация учения школьников –М 1982, с. 19-27.
  18. Талызина Н. Д. Управление процессом усвоения знаний –М; МГУ, 1975, с. 57- 60.
  19. Шаталов В. Ф. Точка опоры –М : Педагогика, 1987 с. 76- 82.
  20. Якунин В. А. Обучение, как процесс управления. Психологические аспекты. –Л : ЛГУ,1988. с. 49- 61.
  21. Биология в школе. № 7 –М 1992, с. 19- 21.
  22. Биология в школе. № 4  -М 1992, с. 24- 26.
  23. Практическая помощь учителю № 5 Алматы 2004, с. 11- 13.
  24. Практическая помощь учителю № 6 Алматы 2004, с. 17- 19.
  25. Практическая помощь учителю № 1 Алматы 2004, с. 14- 17.
  26. Специалист № 11 –М 2004, с. 15- 18.     

Информация о работе Активизация познавательного интереса на уроках биологии